Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Оптимальная система урока
- 1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.
- 2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
- 3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").
- 4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
- 5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".
- 6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.
Урок современного типа
- Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
- Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
- Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
- Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
- Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
- Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
- Оценивание учащихся
- Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание
результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
- Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
- Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с
учётом индивидуальных возможностей
Современный урок для детей с ОВЗ - это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Требования, предъявляемые к построению современного урока:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
- урок должен иметь результат!
Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование на уроках наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Специальные требования:
1. Замедленность темпа обучения. 2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка. 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. 6. Опора на более развитые способности ученика.
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии.
- Цели:
Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
- Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
- Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
- Обобщение выявленных затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
- Включение в систему знаний и умений.
- Осуществление рефлексии.
- В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
- Самоопределение.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
- Постановка учебной задачи, целей урока.
- Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
- Реализация выбранного проекта.
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
- Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля.
Цели:
Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
- Мотивационный этап.
- Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
- Фиксирование локальных затруднений.
- Создание плана по решению проблемы.
- Реализация на практике выбранного плана.
- Обобщение видов затруднений.
- Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия деятельности.
Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…; 0
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Современные технологии
- технология разноуровневого обучения;
- технология проблемного обучения;
- метод проектов;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- нравственная технология;
- здоровьесберегающие технологии;
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал, И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется!!!
Н.Рыленков