Презентация "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ "

Презетация предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Здесь показаны особенности обучения школьников с интеллектуальными нарушениями, даны методические рекомендации.

Содержимое разработки

Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Оптимальная система урока

Оптимальная система урока

  • 1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.
  • 2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
  • 3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").
  • 4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.
  • 5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".
  • 6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.
Урок современного типа   Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Урок современного типа

  • Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

  • Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

  • Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции
  • Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

  • Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

  • Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке  Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание
  • Оценивание учащихся
  • Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание

результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

  • Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

  • Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с

учётом индивидуальных возможностей

Современный урок для детей с ОВЗ - это:

Современный урок для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Требования, предъявляемые к построению современного урока:

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • урок должен иметь результат!
Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе:

Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе:

  • реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
  • создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
  • умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;  
  • учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
  • научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
  • рациональное использование на уроках наглядности;
  • формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Специальные требования:  1. Замедленность темпа обучения.  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка.  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.  6. Опора на более развитые способности ученика.

Специальные требования:

1. Замедленность темпа обучения. 2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка. 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. 6. Опора на более развитые способности ученика.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Цели: Деятельностная :  научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная:  сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная :  научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная:  сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  •           Мотивационный этап.
  •           Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  •           Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  •          Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  •          Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  •           Первичное закрепление нового знания.
  •           Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  •           Включение в систему знаний и умений.
  •           Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии.

  • Цели:

Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная : закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.
  • В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

 

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).   Цели: Деятельностная:  научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная:  научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока систематизации знаний

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цели:

Деятельностная:  научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная:  научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля.   Цели: Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и  взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная:  проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля

Тип №4. Урок развивающего контроля.

Цели:

Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и  взаимоконтроля , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная:  проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  •   Мотивационный этап.
  •   Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  •   Фиксирование локальных затруднений.
  •   Создание плана по решению проблемы.
  •   Реализация на практике выбранного плана.
  •   Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  •   Решение задач творческого уровня.
  •   Рефлексия деятельности.
Формулируя  образовательные задачи,  необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:

Формулируя  образовательные задачи,  необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить….  
Коррекционно-развивающие задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий…;
  • развитие слухового восприятия…;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия…; 0
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Современные технологии технология разноуровневого обучения; технология проблемного обучения; метод проектов; игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; нравственная технология; здоровьесберегающие технологии; 

Современные технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • метод проектов;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нравственная технология;
  • здоровьесберегающие технологии; 

Хоть выйди ты не в белый свет,  А в поле за околицей,-  Пока идешь за кем-то вслед,  Дорога не запомнится.  Зато, куда б ты ни попал,  И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал,  Вовек не позабудется!!! Н.Рыленков

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал, И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется!!!

Н.Рыленков

Сохранить у себя:
Презентация "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ "

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки