Урок биологии
10 класс
МОУ Сусанинская средняя школа, учитель биологии
Карпушева А.Э .
Проверка домашнего задания:
дайте ответ на предложенный вопрос
- Чем живое отличается от неживого?
- Какими свойствами обладают живые организмы?
- Что является основой строения любого организма ?
- Наука, изучающая клетку?
- Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?
- Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.
Фредди Меркьюри солист группы Queen
Умер 24 ноября 1991 года,
от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.
Тема урока :
Вирусы – неклеточная
форма жизни
Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
История изучения вирусов
В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов
В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
Вирусология – наука о вирусах
Работа в группах
Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка».
Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции» .
Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
Понятие о вирусах
- Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.
- Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
Строение вируса
- Мельчайшие живые организмы
- Размеры варьируют от 20 до 300нм
- В среднем в 50 раз меньше бактерий
- Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
- Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Нуклеиновая
Кислота (ДНК
РНК)
Белковая оболочка - капсид
Состав вирусов
Вирусы
(по составу)
Химические вещества .
- ДНК
- РНК
- Белки
- Углеводы
- Липиды
ДНК –
РНК –
содержащие
содержащие
ретровирусы
Грипп, краснуха, бешенство
Оспа
ВИЧ, атипичная пневмония
герпес
Этапы жизненного цикла вируса
- Прикрепление вируса к клетке –хозяина.
2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.
3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.
4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
5. Выход множества вирусов из клетки.
6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.
Многообразие вирусов
Болезни растений:
- Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
- Карликовость
- Скручивание листьев
- Желтуха
Скручивание листьев
Вирус табачной мозаики
Многообразие вирусов
Болезни животных:
- Ящур
- Инфекционная анемия лошадей
- Чума свиней, птиц
- Грипп свиней, птиц
Ящур коров
Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре)
Чума плотоядных животных
Многообразие вирусов
Болезни человека:
- свинка
- грипп
- оспа
- некоторые онкологические
(опухолевые) болезни
- желтая лихорадка
- бешенство
- полиомиелит
- энцефалит
- СПИД
- бородавки
- герпес
- корь
Ребенок, больной оспой
Человек, больной герпесом
Вирус гриппа увеличен в 300 раз
Вирус папилломы человека
Многообразие вирусов
СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ !
СПИД
(Синдром
Приобретенного
Иммунодефицита)
Состояние, когда
Иммунная система
человека
ослаблена и не может
сопротивляться
различным болезням
ВИЧ
(вирус иммунодефицита человека)
Вирус который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий
Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты
Строение вируса иммунодефицита человека .
Способы передачи вирусов
Капельная инфекция
Переносчик
Контагиозная передача ( при непосредственном физическом контакте ).
Безопасно
Укус комара
Опасно!
Пользование общественным туалетом
Прокалывание ушей
Очень опасно!!!
Поцелуй в щеку
Нанесение татуировки
Множественные половые связи
Пользование чужой зубной щеткой
Переливание крови
Уход за больным СПИДом
Укус постельного клопа
Плавание в бассейне
Объятия с больным СПИДом
Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
Значение вирусов
- Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений
- Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.
Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
- Мельчайшие живые организмы
- Устроены очень просто
- Не имеют клеточного строения
- Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
- Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
- Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств
- Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
- Находятся на границе живого и неживого
- Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
- Легко приспосабливаются к новым условиям
- Мутируют
- Большинство вызывает болезни
- Могут долгое время находиться в скрытой форме
б) самостоятельно, вне клеток хозяина
? Наука, изучающая вирусы
называется -
б) эпидемиология
в) вирусология
? Синтез вирусного белка
осуществляется
а) на собственных
рибосомах вируса
б) на рибосомах клетки-хозяина
Домашнее задание
- Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
- Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.
- Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: -
- Сегодня я узнал …
- Я удивился …
- Теперь я умею …
- Я хотел бы …
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее
ценности для человека.
«Всемирная хартия о природе»,
принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
http://freddieforaday.odessastrings.com/ru/freddie-mercury-biography
http://musopedia.ru/author/Freddie+Mercury.html
http://dnevniki.ykt.ru/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%98%D0%BC/464782
http:// yuricg.narod.ru/rock/queen.html
http://www.xn--1-btbmlni5exc.xn--p1ai/blog/
http://ab-vet.ru/bolezni?page=4