Обряды мордовского народа
Свадебные обряды мордвы
Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 век .
.
Свадебные обряды мордвы – совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Они связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы.
У языческой мордвы существовапо многожёнство. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей ( 8 – 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу.
Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал ггорбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой.
Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах.
Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане.
За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к домуневесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благосло- вения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество.
Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими.
Родильные обряды мордвы
Родильные обряды мордвы – совокупность традиционных действий, связанных с рож-дением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и бла-гополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.
Во время родов женщине помогала пови-туха, которая пользовалась у мордвы особым уважением. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется давней верой мордвы в очистительную силу воды.Повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы.
Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи.
Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы), которые клали под подушку младенцу.
При первом обмывании младенца повитуха клала в вводу деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моления над хлебом и просили Нороваву дать счастья и здоровья новорожденному.
На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели. Лепёшки и пироги клали в колыбель, желая ребёнку сытой и
счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться с новорождённым, обязательно с угощениями и подарками.
По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Самым торжественным обрядом были крестины.
Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и другое.
Похоронные обряды мордвы
Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «заце- пить» других членов семьи. Для этого одежду с покойника, посуду, обрезки от гроба сжигали, избу окропляли «святой» водой. По возвраще-нии с кладбища мыли руки и лицо, а где был гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы. Поэже в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви).
Поминальные обряды мордвы
Поминальные мордовские обряды – совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем. Поминальными являются 3-, 9-, 20-, 40-й дни, полгода и год после смерти. На поминки приходят все родственники покойного и приносят что-нибудь съестное.
Отмечались и общеродовые поминовения всех умерших родственников, приуроченные к церковным праздникам: перед Пасхой, на Фоминой неделе, на Троицу и т.д.
Сезонные обряды мордвы
Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Они приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т.д) Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атри- бутику(дары, молитвы, заговоры) люди пытались ввоздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодия.
Зимний обрядовый цикл начинался с игр ряже-ных. Использовались заклинания, колядование.
На Новый год совершался обряд гадания о суженых, о приплоде скота, погоде, об урожае.
В ночь под Новый год жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очис-тительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном кален-даре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце, катались.
В канун Вербного воскресенья девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на пасху. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков.
Последним большим праздником весеннего цикла была Троица. Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитани-ем растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гуляния, посвящён-ные проводам весны.
Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков («моление о дожде»). Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов – покровителей плодородия(Масторавы, Норовавы и других)
В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба.
Цикл сезонных мордовских обрядов постепенно утратил магическо - ритуальную функцию и превратился в праздники: Новый год, проводы зимы, встреча лета, урожая и другие.
ВОПРОСЫ
- Какие группы обрядов существовали у мордовского народа?
- Какой обряд предварял свадьбу?
- Для чего под подушку младенцу клали следующие предметы: нож, топор, ножницы?
- Какие дни являются поминальными?
- В канун какого праздника девушки ходили по селу и хлестали спящих ветками вербы?
ИСТОЧНИК
Энциклопедия Мордовия Г. А. Корнишина,
Н. Ф.Мокшин.
Выполнила ученица 6 Б класса Лицей №4
Лаврентьева Инна