Презентация по ИКМК "Обряды мордвы"

Презентация по ИКМК "Обряды мордвы"

Содержимое разработки

Обряды мордовского народа

Обряды мордовского народа

Свадебные обряды мордвы

Свадебные обряды мордвы

Гонцы с приглашением  на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 век . .

Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 век .

.

Свадебные обряды мордвы – совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Они связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы.  У языческой мордвы существовапо многожёнство. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей ( 8 – 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу.

Свадебные обряды мордвы – совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Они связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы.

У языческой мордвы существовапо многожёнство. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей ( 8 – 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу.

Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал ггорбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой.

Свадьбу предваряло сватовство. Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал ггорбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. Позднее этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой.

Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах.  Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане.

Предложение делали сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах.

Между сватовством и свадьбой проходило около года. Позднее 2-3 недели, после чего устанавливали день свадьбы. Накануне совершали обряд с кашей. В доме жениха пекли пироги. Значительным событием было мытьё невесты в бане.

За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к домуневесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благосло- вения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество.  Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими.

За невестой снаряжали свадебный поезд. Главным лицом считалась сваха. Когда подъезжали к домуневесты, передними запирали ворота, и начинался обряд купли – продажи. После родительского благосло- вения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом – солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество.

Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими.

Родильные обряды мордвы

Родильные обряды мордвы

Родильные обряды мордвы –  совокупность традиционных действий, связанных с рож-дением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и бла-гополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.  Во время родов женщине помогала пови-туха, которая пользовалась у мордвы особым уважением. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется давней верой мордвы в очистительную силу воды.Повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы.

Родильные обряды мордвы – совокупность традиционных действий, связанных с рож-дением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и бла-гополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

Во время родов женщине помогала пови-туха, которая пользовалась у мордвы особым уважением. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется давней верой мордвы в очистительную силу воды.Повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы.

Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи.  Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы), которые клали под подушку младенцу.  При первом обмывании младенца повитуха клала в вводу деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моления над хлебом и просили Нороваву дать счастья и здоровья новорожденному.  На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели. Лепёшки и пироги клали в колыбель, желая ребёнку сытой и

Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи.

Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы), которые клали под подушку младенцу.

При первом обмывании младенца повитуха клала в вводу деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. В день рождения в доме устраивали моления над хлебом и просили Нороваву дать счастья и здоровья новорожденному.

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели. Лепёшки и пироги клали в колыбель, желая ребёнку сытой и

счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться с новорождённым, обязательно с угощениями и подарками.  По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Самым торжественным обрядом были крестины.  Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и другое.

счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться с новорождённым, обязательно с угощениями и подарками.

По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Самым торжественным обрядом были крестины.

Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и другое.

Похоронные обряды мордвы

Похоронные обряды мордвы

Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «заце- пить» других членов семьи. Для этого одежду с покойника, посуду, обрезки от гроба сжигали, избу окропляли «святой» водой. По возвраще-нии с кладбища мыли руки и лицо, а где был гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы. Поэже в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви).

Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «заце- пить» других членов семьи. Для этого одежду с покойника, посуду, обрезки от гроба сжигали, избу окропляли «святой» водой. По возвраще-нии с кладбища мыли руки и лицо, а где был гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы. Поэже в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви).

Поминальные обряды мордвы

Поминальные обряды мордвы

Поминальные мордовские обряды – совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем. Поминальными являются 3-, 9-, 20-, 40-й дни, полгода и год после смерти. На поминки приходят все родственники покойного и приносят что-нибудь съестное.  Отмечались и общеродовые поминовения всех умерших родственников, приуроченные к церковным праздникам: перед Пасхой, на Фоминой неделе, на Троицу и т.д.

Поминальные мордовские обряды – совокупность традиционных действий, связанных с памятью об умершем. Поминальными являются 3-, 9-, 20-, 40-й дни, полгода и год после смерти. На поминки приходят все родственники покойного и приносят что-нибудь съестное.

Отмечались и общеродовые поминовения всех умерших родственников, приуроченные к церковным праздникам: перед Пасхой, на Фоминой неделе, на Троицу и т.д.

Сезонные обряды мордвы

Сезонные обряды мордвы

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Они приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т.д) Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атри- бутику(дары, молитвы, заговоры) люди пытались ввоздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодия.  Зимний обрядовый цикл начинался с игр ряже-ных. Использовались заклинания, колядование.  На Новый год совершался обряд гадания о суженых, о приплоде скота, погоде, об урожае.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Они приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т.д) Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атри- бутику(дары, молитвы, заговоры) люди пытались ввоздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодия.

Зимний обрядовый цикл начинался с игр ряже-ных. Использовались заклинания, колядование.

На Новый год совершался обряд гадания о суженых, о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очис-тительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном кален-даре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце, катались.  В канун Вербного воскресенья девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на пасху. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков.

В ночь под Новый год жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очис-тительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном кален-даре мордвы – Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце, катались.

В канун Вербного воскресенья девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Большая группа обрядов проводилась на пасху. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков.

Последним большим праздником весеннего цикла была Троица. Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитани-ем растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гуляния, посвящён-ные проводам весны.  Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков («моление о дожде»). Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов – покровителей плодородия(Масторавы, Норовавы и других)

Последним большим праздником весеннего цикла была Троица. Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитани-ем растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гуляния, посвящён-ные проводам весны.

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков («моление о дожде»). Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов – покровителей плодородия(Масторавы, Норовавы и других)

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба.  Цикл сезонных мордовских обрядов постепенно утратил магическо - ритуальную функцию и превратился в праздники: Новый год, проводы зимы, встреча лета, урожая и другие.

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба.

Цикл сезонных мордовских обрядов постепенно утратил магическо - ритуальную функцию и превратился в праздники: Новый год, проводы зимы, встреча лета, урожая и другие.

ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

  • Какие группы обрядов существовали у мордовского народа?
  • Какой обряд предварял свадьбу?
  • Для чего под подушку младенцу клали следующие предметы: нож, топор, ножницы?
  • Какие дни являются поминальными?
  • В канун какого праздника девушки ходили по селу и хлестали спящих ветками вербы?
ИСТОЧНИК  Энциклопедия Мордовия Г. А. Корнишина,  Н. Ф.Мокшин.

ИСТОЧНИК

Энциклопедия Мордовия Г. А. Корнишина,

Н. Ф.Мокшин.

Выполнила ученица 6 Б класса Лицей №4  Лаврентьева Инна

Выполнила ученица 6 Б класса Лицей №4

Лаврентьева Инна

Сохранить у себя:
Презентация по ИКМК "Обряды мордвы"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки