Презентация на тему: "Культура XIV-XV веков"

Культура Руси 14-15 век (основные особенности, живопись, архитектура, общественная мысль).

Содержимое разработки

Культура Московской Руси XIV-XV вв

Культура Московской Руси XIV-XV вв

Этапы культурного развития эпохи: 1. Вторжение Батыя до середины XIV в. 2. Вторая половина XVI- первая половина XV 3. Вторая половина XV- начало XVI века

Этапы культурного развития эпохи:

1. Вторжение Батыя до середины XIV в.

2. Вторая половина XVI- первая половина XV

3. Вторая половина XV- начало XVI века

Основным типом жилища был изба, которая топилась по- черному

Основным типом жилища был изба, которая топилась по- черному

Боярские хоромы Комплекс деревянных срубов, среди которых встречаются «белые избы», где стояли печи с дымоходом. Окна затягивали бычьим пузырем, в богатых домах – слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками

Боярские хоромы

Комплекс деревянных срубов, среди которых встречаются «белые избы», где стояли печи с дымоходом. Окна затягивали бычьим пузырем, в богатых домах – слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками

Питание Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами из круп (гречневой, овсяной, пшенной), овощами (репа, морковь, капуста, огурцы, свекла, лук). наряду с мясом(баранина, говядина) ели много речной рыбы.

Питание

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами из круп (гречневой, овсяной, пшенной), овощами (репа, морковь, капуста, огурцы, свекла, лук). наряду с мясом(баранина, говядина) ели много речной рыбы.

Одежда Простолюдин носил домотканое платье. Крестьяне обувались в лапти, в городах носили кожаные сапоги. Знать носила бархатное, парчовое, атласное платье. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя, горностая.

Одежда

Простолюдин носил домотканое платье.

Крестьяне обувались в лапти, в городах носили кожаные сапоги.

Знать носила бархатное, парчовое, атласное платье. Боярские шубы шились из дорогих мехов: соболя, горностая.

Фольклор Главной темой стала борьба против ордынского нашествия и ордынского ига. Складываются жанры исторической песни и сказания В ряде исторических сказаний, песен и былин, богатыри князя Владимира ( чаще Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар Многие фольклорные произведения отражали реальные события. Особый цикл былин о Садко и Василии Буслаеве – сложился в Новгороде Садко

Фольклор

Главной темой стала борьба против ордынского нашествия и ордынского ига.

Складываются жанры исторической песни и сказания

В ряде исторических сказаний, песен и былин, богатыри князя Владимира ( чаще Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар

Многие фольклорные произведения отражали реальные события.

Особый цикл былин о Садко и Василии Буслаеве – сложился в Новгороде

Садко

Письменность и литература В средневековой Руси была распространена широко грамотность. Грамотностью владели служители церкви, многие городские жители. Появились особые школы, где готовили писцов В XVI в. Наряду с пергаменом использовалась бумага. На смену торжественному уставному письму пришел полууставной, а позже скоропись. Распространение письменности Важными произведениями оставались летописи, литературные сочинения, богословские рассуждения. В летописях отразилась борьба за первенство на Руси.

Письменность и литература

В средневековой Руси была распространена широко грамотность. Грамотностью владели служители церкви, многие городские жители.

Появились особые школы, где готовили писцов

В XVI в. Наряду с пергаменом использовалась бумага. На смену торжественному уставному письму пришел полууставной, а позже скоропись.

Распространение письменности

Важными произведениями оставались летописи, литературные сочинения, богословские рассуждения.

В летописях отразилась борьба за первенство на Руси.

По следам ордынского нашествия в к. XIII века были написаны: Слово о погибели Русской земли ( рассказывала также о деят-ти А.Невского) «Повесть о разорении Рязани Батыем» , в состав которой вошло сказание о Евпате Коловрате

По следам ордынского нашествия в к. XIII века были написаны:

Слово о погибели Русской земли ( рассказывала также о деят-ти А.Невского)

«Повесть о разорении Рязани Батыем» , в состав которой вошло сказание о Евпате Коловрате

В конце XIV-XV были созданы произведения посвещенные Куликовской битве: «Задонщина» «Сказание о Мамаевом побоище». Было составлено множество житий святых: А.Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского

В конце XIV-XV были созданы произведения посвещенные Куликовской битве: «Задонщина» «Сказание о Мамаевом побоище».

Было составлено множество житий святых: А.Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского

Литература Жанры: повесть, «хождения», «Повесть о Петре и Февронии» « Хождение за три моря» Афанасия  Никитина

Литература

Жанры: повесть, «хождения»,

«Повесть о Петре и Февронии»

« Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Общественная мысль Время острых религиозных споров 1448 год Собор РПЦ избрал митрополитом рязанского епископа Иону Распространение русских ересей Поддержка Ивана III Церковный собор 1503 г. Прекращение поддержки еретиков 1504 год сожжение еретиков Ереси Стогольники Ересь жидовствующих   Стригольники отделились от официальной Церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников. Они отвергали церковную иерархию и выражали недовольство развращенностью Православной Церкви, обвиняли духовенства в симони́и (т.е. продаже церковных должностей или духовного санa). Идеалом для стригольников был иерей-бессребреник. православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария), прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. Он в течение года имел беседы с малограмотными новгородскими священниками.

Общественная мысль

Время острых религиозных споров

1448 год Собор РПЦ избрал митрополитом рязанского епископа Иону

Распространение русских ересей

Поддержка Ивана III

Церковный собор 1503 г. Прекращение поддержки еретиков

1504 год сожжение еретиков

Ереси

Стогольники

Ересь жидовствующих  

Стригольники отделились от официальной Церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников. Они отвергали церковную иерархию и выражали недовольство развращенностью Православной Церкви, обвиняли духовенства в симони́и (т.е. продаже церковных должностей или духовного санa). Идеалом для стригольников был иерей-бессребреник.

православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария), прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. Он в течение года имел беседы с малограмотными новгородскими священниками.

Архитектура Каменное строительство Новгород. Отличительная черта: богатое декоративное украшение церковных фасадов Церковь Николы на Липне (к.13 в) Церковь Федора Стратилата, 2п.14 Церковь Спаса на Иьине 2п.14  Спаса на Ильине Федора Стратилата Николы на Липне

Архитектура

Каменное строительство

Новгород.

Отличительная черта: богатое декоративное украшение церковных фасадов

  • Церковь Николы на Липне (к.13 в)
  • Церковь Федора Стратилата, 2п.14
  • Церковь Спаса на Иьине 2п.14

Спаса на Ильине

Федора Стратилата

Николы на Липне

Москва 2 четверть XIV в Успенский собор в Звенигороде 1400 г. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1422-1423 гг В 60-ые гг XIV века был сооружен первый на Северо-Востоке каменный Кремль

Москва

2 четверть XIV в

Успенский собор в Звенигороде 1400 г.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1422-1423 гг

В 60-ые гг XIV века был сооружен первый на Северо-Востоке каменный Кремль

Москва XV в. Успенский собор построен в Московском Кремле под рук-ом итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в1475-1489 гг Благовещенский собор 1484-1489 гг. возведен псковскими мастерами

Москва XV в.

Успенский собор построен в Московском Кремле под рук-ом итальянского зодчего

Аристотеля Фиораванти в1475-1489 гг

Благовещенский собор 1484-1489 гг. возведен псковскими мастерами

Изобразительное искусство Выделяются два великих художника: ФЕОФАН ГРЕК, АНДРЕЙ РУБЛЕВ Феофан Грек Феофан Грек приехал из Византии, работал в Новогороде и Москве во 2п. XIV- н. XV в. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Апостол Пётр. 1405.  Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса  Благовещенского собора Московского Кремля 

Изобразительное искусство

Выделяются два великих художника: ФЕОФАН ГРЕК, АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Феофан Грек

Феофан Грек приехал из Византии, работал в Новогороде и Москве во 2п. XIV- н. XV в.

Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Апостол Пётр. 1405. Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля 

Преображение Господне, 1403 Богоматерь. 1405  Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса  Благовещенского собора Московского Кремля   Архангел Гавриил 1405 г

Преображение Господне, 1403

Богоматерь. 1405 Цикл деталей икон деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля  

Архангел Гавриил 1405 г

Ветхозаветная Троица, 1378  Фрагмент фрески в Церкви Преображения,  Ильина улица, Новгород     Богоматерь Донская около1392 г.

Ветхозаветная Троица, 1378 Фрагмент фрески в Церкви Преображения, Ильина улица, Новгород  

Богоматерь Донская около1392 г.

Андрей Рублев Стремился к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи сохранились в Успенском соборе во Владимире (1408 г.) Икона «Троица» 1422-1427 гг .

Андрей Рублев

Стремился к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи сохранились в Успенском соборе во Владимире (1408 г.)

Икона «Троица» 1422-1427 гг .

Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля Благовещение, 1405

Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля

Благовещение, 1405

Вывод: Говоря о развитии культуры, ее необходимо постоянно сопоставлять с состоянием общества и государства, с тем, какие важные задачи решались в ту или иную эпоху. Д/з Разобрать понятие культура. Уметь объяснять, как соотносятся между собой материальная и духовная культура , в чем состоит их взаимосвязь + лекцию в тетради повторить

Вывод:

Говоря о развитии культуры, ее необходимо постоянно сопоставлять с состоянием общества и государства, с тем, какие важные задачи решались в ту или иную эпоху.

Д/з Разобрать понятие культура. Уметь объяснять, как соотносятся между собой материальная и духовная культура , в чем состоит их взаимосвязь + лекцию в тетради повторить

Сохранить у себя:
Презентация на тему: "Культура XIV-XV веков"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки