Методы и приемы формирования культуры мышления на уроках русского языка и литературы Подготовила Овчинникова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучению МБОУ «Шахтерская средняя школа №19»
Коммуникативная культура
«Интегративное динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупность когнитивного, мотивационного, поведенческого и рефлексивного компонентов и определяющего характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения .»
Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: автореф. дис. ... канд.пед.наук. – Белгород, 2002
КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
-культура общения,
-общительность;
-культура речи;
-коммуникативные умения;
-коммуникативное творческое мышление;
-ценностные ориентации;
-досуговые интересы.
Методика критического мышления Вызов-осмысление-рефлексия
Вызов
- - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме. Мотивировать ученика к учебной деятельности;
- - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
- - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Осмысление
- получить новую или обобщить известную информацию;
- осмыслить её и соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
Рефлексия
- целостное осмысление, обобщение полученной информации:
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу:
- « проговаривание» полученной информации;
Мне ближе всего приёмы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- мозговой штурм;
- синквейн;
- перепутанные логические цепочки;
- исследование текста;
- лингвистические угадайки;
- лингвистические почемучки;
- анаграммы;
- лингвистическая аллюзия (намёк)
- работа с тестами;
- работа с индивидуальными заданиями;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
“ Части речи” – 5класс
Существительное Прилагательное Глагол
1.Кто? Что? 1. ……….. 1. ……………
2.Предмет 2. ………… 2. ……………
3.Род, склонение 3. ………….. 3. ………………
4.Изменяется по 4. …………… 4. ……………
падежам и числам
5.В предложении - 5. ………… 5. ………………
подлежащее,
дополнение, …………….. ………………
обстоятельство.
Анаграммы
Любимым видом работы у детей являются АНАГРАММЫ. Это словесная игра , когда из одного слова можно составить другое:
- КОЛБА- БОКАЛ ПРИКАЗ- КАПРИЗ
Можно предложить ребятам блок из трёх пятибуквенных анаграмм:
- КАРТА-……..-………
Блок из четырёх пятибуквенных анаграмм:
- КЛОУН -……..-……….-………
Блок из двух шестибуквенных анаграмм:
- КОРШУН-…….. -………..
ПРИДУМАЙТЕ АНАГРАММЫ К СЛОВАМ:
Материк- ……, мошкара - ……….. апельсин -……… норматив-………..
Вертикаль -………. Геометрия-………. Монограмма-……..графология-…….
Лингвистические почемучки
1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял КУЗНИЦУ за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
2.Что различает слова:
- СТУКНИТЕ- СТУКНЕТЕ
- ВЫРАСТЕШЬ - ВЫРАСТИШЬ
- В ПЕНЬЕ ПТИЦ - В ПЕНИИ ПТИЦ
- В « Песне о соколе» - В «Песни о вещем Олеге».
Лингвистические угадайки
Задание 1 . Какие пословицы и поговорки здесь зашифрованы ?
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3 Продукт, который маслом не испортишь.
4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. На них стоят часовые. 7. Её ломают над трудным вопросом. 8. Это валится на голову, когда чего-то не ждёшь
Задание 2 Угадай слова по его описанию.
« Гла» автомобиля (фара)
Такса, а не собака ( оплата )
« Свежезамороженный» дождь
Хрюкающая болезнь ( свинка)
« слово» регулировщика (жест)
Растение – скоморох ( петрушка)
« архитектурное строение» пчёл ( улей )
Взрывоопасная физиономия (мина)
Лесной барабанщик ( дятел)
Гриб от дождя (дождевик)
Собачья радость. ( косточка)
Собака тонкой выделки( лайка)
Склонение имен прилагательных Мозговой штурм
1 группа( параграфы 98-99 ):
- На что похожа наша речь без прилагательных ?
- Что такое имя прилагательное ?
- Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные ?
- Что является морфологическими признаками прилагательных ?
- Почему прилагательное называют гибким словом ?
- Что является начальной формой имени прилагательного ?
- Чем могут помочь прилагательные при использовании неизменяемых существительных ?
- Каковы синтаксические признаки прилагательных ?
- Какие существуют разряды прилагательных ?
- Как легко отличить качественное прилагательное от относительного ?
- Какие признаки обозначают качественные прилагательные ?
- Что обозначают относительные прилагательные ?
- Что обозначают притяжательные прилагательные ?
- Как притяжательное прилагательное может перейти в качественное?
СИНКВЕЙН
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
СИНКВЕЙН
- Обогащает словарный запас.
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ
СИНКВЕЙНА
имя существительное
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.
Лексический диктант
Юмористическая
Улыбка
картинка
Психологический настрой на урок
Моделирование
«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)
Музыкальная минутка
Загадки-шутки
Физкультминут- ки
Задумаемся над названием предмета: «Русский язык»…
А что такое язык?..
Язык – это средство общения людей.
Значит, в школе надо не только изучать средство общения, но и учить самому общению.
Традиционно ядром речевой работы считалось написание сочинений и изложений…
Но они не цель обучения, а средство –
это лишь виды речевых упражнений …
Цель работы по развитию речи на уроках русского языка – обучение устному и письменному общению на русском языке.
Цель работы по развитию речи на уроках русского языка – обучение устному и письменному общению на русском языке.
Ты хочешь, чтобы тебя хорошо понимали? А хочешь понимать других?
Эти ключевые вопросы объединяют различные разделы курса в единое целое.
Почему надо верно писать буквы? А писать без ошибок?
А думать над построением предложений, над выбором слов? А зачем говорить внятно, разборчиво?..
Все это для того,
чтобы тебя хорошо понимали
А зачем писать аккуратно?
Аккуратность письма – это вежливость письменной речи.
Основные направления речевой работы
Обучение культуре речевого поведения в различных ситуациях
Обучение организации содержания высказывания (построению предложений и текстов)
Формирование культуры речи:
правильности, точности, богатства, выразительности
Обучение культуре речевого поведения в различных ситуациях
► организуется общение авторов с ребенком через письменный текст, детей с персонажами, друг с другом, в семье ;
Для этого:
► проявляется внимание к особенностям речи в различных ситуациях общения ;
Обучение культуре речевого поведения в различных ситуациях
Первые советы
1. С первых дней учите детей
не только говорить, но и слушать,
причем не только учителя, но и друг друга.
Спрашивайте говорившего ученика:
«Ты доволен тем, как тебя слушали?»
2. Старайтесь вовлекать детей
в диалог друг с другом.
Пусть говорят не учителю об ученике
(« У него ошибка …»),
а ученику: « Петя, у тебя …»
Несколько методических советов
1. Текст для пересказа нужно специально выбирать, думая над тем, на какие именно вопросы содержания, построения предложений, выбора слов желательно обратить внимание учащихся.
2. Письменному изложению должен предшествовать тщательный анализ текста, в том числе с точки зрения отбора сведений, их организации, а также правильности, точности, богатства, выразительности использования языковых средств.
3. Завершать подготовительную работу следует не устным пересказом отрывка кем-то из учеников, а вдумчивым перечитыванием авторского варианта.
4. Если первое восприятие детьми текста лучше организовывать на слух (такому восприятию важно учить), то завершающее правильнее осуществлять при зрительном восприятии текста – пусть школьники обращают внимание на те детали, которые обсуждали.
Мультимедийная презентация-тренажёр «Правописание парных звонких и глухих согласных»
Б
-
Г
З
П
-
-
К
Д
С
-
В
-
Т
Ж
Ф
-
Ш
1. Правила пользования презентацией
Органы управления
Действия
Вид курсора находящегося на активном элементе управления.
Выбор элемента осуществляется щелчком левой кнопки манипулятора «Мышь».
Кнопка для выполнения основной работы со слайдами презентации, включая и переход на следующую страницу
Кнопка для возврата на лист «Содержание»
Кнопка для завершения работы с презентацией
2. Правило проверки звонких и глухих согласных
Подберите однокоренное слово или измените его так, чтобы
после согласной буквы стояла гласная.
У
З
У
З
О
К
К
И
Й
Для работы со слайдом периодически нажимайте на зелёную кнопку
П
Р
У
Д
П
Р
У
Д
Ы
М
О
Л
О
Т
Ь
Б
А
М
О
Л
О
Т
И
Т
Ь
П
Р
У
П
Т
Р
У
Т
И
К
3. Найди 11 предметов, в названиях которых стоят сомнительные согласные и выбери нужную букву
Т
П Р О В О Д
З
Д
П
П А Р О В О З
С
С Т О Л Б
Б
П
Г
Д У Б
З
С Т О Г
Б
Г
К
Г Р У З
Б Е Р Е Г
С
К
З
П О В О З К А
Г
С
Д
Л У Г
И З Г О Р О Д Ь
К
Т
Д
Л О Ш А Д Ь
Т
4. Вставь в предложение пропущенное слово
п л о т
Вниз по речке плывёт ______.
Начните работу с нажатия на зелёную кнопку
п л о д
В саду на груше висит ______.
П Л О Т
П Л О Т
П Л О Д
П Л О Д
6. Помоги ёжику собрать грибы
Б
П
Г Е Р Б
Б
П
С Т Е П Ь
Вставьте необходимые буквы в слова.
Для начала нажмите на зелёную кнопку.
Б
П
Х Л Е Б
Б
П
Т У Л У П
Б
П
С У Г Р О Б
П
Б
Г О Л У Б Ь
Правописание безударных гласных
в корне слова
Содержание
1. Правила пользования презентацией
2. Правило проверки безударных гласных в корне слова
3. Правописание безударной гласной «ё» в корне слова
4. Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
5. Вставь пропущенную букву
6. Выбери проверочное слово
7. Исправь ошибки
8. Безударные гласные в пословицах
9. Волшебная яблоня
10. Собери пирамидку
11. Список источников основного содержания
12. Список источников иллюстраций
13. Выход
Правило проверки безударных гласных в корне слова
П л я с а т ь
П л я с к а
П л я с
1. Определить корень слова
2. Подобрать однокоренное слово, с ударением на проверяемую гласную
Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
С о сна, в о да, д е ла, тр а ва — проверить надо все слова. Безударный гласный — стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте — Удареньем проверяйте: с о сны, в о ды, тр а вы, д е ло,
а теперь пишите смело.
Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье , Чтоб развеять все сомненья!
Вставь пропущенную букву
1. Начните работу с нажатия на кнопку
2. Выберите клавишу с недостающей в слове буквой
3. Для перехода к следующему заданию нажмите кнопку
Проверочное слово
В О Д А
В О Д Ы
А
О
И
Е
Я
НЮША
ЛОСЯШ
БАРАШ
КАР КАРЫЧ
РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ С-Ш
Выбери, с кем ты хочешь
поиграть и щелкни по картинке.
КОПАТЫЧ
Если в названии животного
Помоги Лосяшу рассадить пассажиров в вагончики.
есть звук ш, щелкни по букве Ш .
Если в названии животного
есть звук с, щелкни по букве С .
Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным.
Ш
С
Нужна помощь ? Щелкни по картинке с животным.
Ш
С
Электронный тест
«Писатели-природоведы»
для обучающихся 5 класса
Кто автор произведения?
«Осенний день в берёзовой
роще»
Г. Скребицкий
В. Бианки
И. Тургенев
Молодец!
Кто автор произведения?
«Cентябрь»
В. Бианки
И. Тургенев
Е. Носов
Молодец!
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».