Подготовка к сочинению: «Вы с ним знакомы».
Работа с текстами. Прочитайте отрывки из художественных произведений и ответьте на вопросы:
- 1) Какова основная мысль описания, его замысел?
- 2) Что именно описывается во внешности конкретного лица? (Таким образом выясняются элементы (компоненты) описания внешности).
- 3) Какие детали особенно важны для раскрытия основной мысли описания?
- 4) Какие речевые средства использованы автором с этой целью?
- Текст №1
- Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был еще мальчиком: увидал однажды в "Ниве" картинку, какую-то скалу и на ней Наполеона с его белым брюшком и лосинами, в черных коротких сапожках, и вдруг засмеялся от радости, вспомнив картинки в "Полярных путешествиях" Богданова, - так похож показался мне Наполеон на пингвина, - а потом грустно подумал: а папа похож на ворона... Отец занимал в нашем губернском городе очень видный служебный пост, и это еще более испортило его; думаю, что даже в том чиновном обществе, к которому принадлежал он, не было человека более тяжелого, более угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого в медлительных словах и поступках.
- Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный, с длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон - особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, на подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, - рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным.
- Был отец давно вдов, нас, детей, было у него лишь двое, - я да маленькая сестра моя Лиля, - и холодно, пусто блистала своими огромными, зеркально-чистыми комнатами наша просторная казенная квартира во втором этаже одного из казенных домов, выходивших фасадами на бульвар в тополях между собором и главной улицей. К счастью, я больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее, приезжал домой лишь на святки и летние каникулы. В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное.
- Текст № 3
- Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
- В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили на кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, - в этот опасный час дед садился напротив меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище, и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.
- М. Горький «Детство»
Глаза, взгляд
Лицо, брови, нос
Волосы
Осанка, фигура, рост
Общее впечатление
Перечислите, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы этих текстов.
- Эпитеты: блестящими, милое…
- Сравнения: черные, как бархатный уголь, глаза…
- Лексический повтор: большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами…
- Оксюморон (сочетание несочетаемого): грациозная некрасивость.
Составление плана сочинения.
- О ком я буду писать.
- Самое примечательное во внешности этого человека.
- Как меняется внешность этого человека.
- Общее впечатление, которое производит этот человек.
Домашнее задание: написать сочинение «Вы с ним знакомы».