Тема занятия:
Морфемика.
Морфемы: их типы, функции, значение.
Цель урока:
- Обобщение, углубление и систематизация знаний по теме «Морфемика».
Задачи:
- Повторить основные понятия по теме «Морфемика»,некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой;
- Изучить типы и функции морфем;
- Повторить порядок морфемного разбора слова.
Морфемика
- раздел науки о языке, в котором изучается состав и строение слова.
Морфема
- (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть слова, не подлежащая дальнейшему членению.
- Морфемы имеют определенные функции и значения.
Графическое изображение морфем
2.
- 3. 5.
4.
1.
Основа слова- это не морфема
- Непроизводная : не членима, состоит из одного корня, в ней нет аффиксов: дом , комнат -а, бел -ый, тысяч -а.
- Производная: образована от другой основы с помощью аффикса: комнат ушк -а (комнат-а), завтра шн -ий (завтра).
У стены сарая стоял кабарга, а рядом с ним кабаржиха и маленький кабаржонок. У кабарги глаза были очень грустные.
Морфемы (аффиксы)
(по функции)
Формообразующие
служат
Словообразующие
для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
служат
для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Вспомните и запишите слова с суффиксом, имеющим значение «детеныш животного». Объясните написание.
Типы морфем
Морфемы
корневые служебные(аффиксы)
корень окончание (флексия)
приставка (префикс)
суффикс
постфикс
интерфикс
Корень (значение и функция)
- это центральная/главная морфема слова, содержащая ядро его лексического значения; общая часть однокоренных слов: рука, рукав, ручка, ручной.
В русском языке есть слова, состоящие только из корня :
- предлоги: по, к, над и др.
- союзы: и, но, если и др.
- междометия: ах, ох, алло и др.
- некоторые наречия: очень, там и др.
- неизменяемые существительные: кофе, метро и др.
- неизменяемые прилагательные: беж, хаки и др.
Корни
(по форме)
свободные
дом
чередующиеся
связанные
дорог/а
нем- (немец, немка)
метро
(жг/ли - со/жж/енный)
де- (надеть, одеть, раздеть)
би - би(ть)
хорош/о
бр/ать – бер/у – с/бор – со/бир/ать.
очень
на
Определите виды корней в словах:
- По дороге быстро бежали гнедые лошади.
Окончание (флексия)
- - это изменяемая значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- Окончание бывает материально выраженным и нулевым.
Найдите окончание в словах и определите его место в структуре слова:
- Решились, кого-то, молоко, доброму, триста, стол, могуч, читает, весело, прыгнувший, крича, знал, мать, на.
Приставка
- – значимая морфема, которая стоит перед корнем ( при город, на кинуть) или перед другой приставкой ( при - за -думаться) и служит для образования новых слов.
- Приставки не связаны с определённой частью речи ( недо -работка, недо -спать, недо -читанный).
- Приставки пишутся со словами слитно. Но после приставки КОЕ - ставится дефис.
Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.
- Без - или бес - (срочный, вкусный, полезный, сонный, ответственный, ценный);
- раз - или рас - (тратить, жечь, считать, таять, громить);
- воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, создавать,);
- из- или ис- (пробовать, следовать, дать, ведать).
Суффикс ( от лат. suffixus - прикрепленный )
- - значимая часть слова, находящаяся после корня (или другого суффикса) и служащая для образования новых слов или форм слова.
- Суффиксы часто связаны с определённой частью речи (писа -л , сп -ящ- ий , медвеж -онок ).
Постфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый)
- находится в слове после окончания.
- В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся / -сь (умываешься, улыбаюсь), - те (идёмте), -таки (пришёл-таки).
Определите функцию суффикса в словах:
- Читал, улыбочка, домик, лисёнок, прыгающий, крича, красивейший .
Какое из слов пишется с одной буквой Н
- Каме...ый
- Маринова…ые
- Серебря...ый
- Бесчисле...ое
- Деревя…ый
Запишите однокоренные слова в столбики:
- г..рный массив
- заг..рать на пляже
- костёр разг..рается
- мама г..рюет
- г..рький привкус
Третий лишний
море
морщины
морской
водный
подводник
водитель
Выделите во всех словах окончания, определите окончания омонимичные и имеющие одинаковое ГЗ.
- Мама сказала, что прическа брата красива.
Самостоятельная работа Предрасположенность, путеводитель, растение, дружеский, кричал, думающий, тебе, ударив, глубоко, к восьми (часам).
Отгадайте
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся я – в дневнике или в журнале.
- Выполнить морфемный разбор слов: Ошейник, наконечник, полоскать, плащ-палатка.
.