Презентация к уроку физики в 9 классе на тему "Электромагнитная природа света"

Презентация к уроку физики в 9 классе на тему "Электромагнитная природа света"

Содержимое разработки

Электромагнитная природа света.   Урок физики в 9 классе

Электромагнитная природа света. Урок физики в 9 классе

Цель урока : Создать условия для формирования у обучающихся представлений об идеях корпускулярно-волнового дуализма, продолжить формирование и развитие учебно-познавательной и информационной компетенций .  Задачи:

Цель урока : Создать условия для формирования у обучающихся представлений об идеях корпускулярно-волнового дуализма, продолжить формирование и развитие учебно-познавательной и информационной компетенций .

Задачи:

  • образовательные ( предметные): ознакомить обучающихся с историей развития взглядов на природу света, учить современным представлениям об электромагнитной природе света и его корпускулярно-волновых свойствах, продолжить работу над текстовыми и расчетными задачами;
  • развивающие (метапредметные): развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), развивать речь и познавательный интерес школьников к предмету;
  • воспитательные (личностные): воспитывать у обучающихся уважение к истории, к личности и ее достоинствам, умение вести диалог, чувства вежливости и дисциплинированности.
Структура урока:

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Постановка задач урока и мотивация.
  • Актуализация знаний.
  • Изложение материала. Первичное усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания и закрепление.
  • Рефлексия
  • Итоги урока и домашнее задание.
В жилище наше свет проник.  Как он родился и возник?  В его природе есть секрет,  И велся спор немало лет…  Н.Д. Саблина   Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

В жилище наше свет проник. Как он родился и возник? В его природе есть секрет, И велся спор немало лет… Н.Д. Саблина Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Тема урока :  «Электромагнитная природа света»

Тема урока : «Электромагнитная природа света»

  • Что мы знаем о свете?
Развитие взглядов на природу света

Развитие взглядов на природу света

  • Древние ученые представляли, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и возникают зрительные впечатления.
  • Свет отождествляли со зрением, т.е. глазу приписывались свойства источника света («всевидящее око»)
Период накопления фактов Евклид III в. до н.э. Сочинения Евклида «Оптика» и «Катоптрика» (учение об отражении); Работы Архимеда «Катоптрика» (законы отражения и прямолинейного распространения света, отражения от зеркал); Работы Декарта «Диоптрика» (количественная оценка явлений распространения света); Архимед ок.287-212 до н.э. Рене Декарт 1596-1650

Период накопления фактов

Евклид

III в. до н.э.

  • Сочинения Евклида «Оптика» и «Катоптрика» (учение об отражении);
  • Работы Архимеда «Катоптрика» (законы отражения и прямолинейного распространения света, отражения от зеркал);
  • Работы Декарта «Диоптрика» (количественная оценка явлений распространения света);

Архимед

ок.287-212 до н.э.

Рене Декарт

1596-1650

Оле Кристенсен Рёмер 1644-1710 Период накопления фактов Галилео Галилей 1564-1642 Г. Галилей в 1609 г. конструирует зрительную трубу опираясь на законы геометрической оптики;  Г. Галилей в 1693 г. выводит формулу тонкой линзы; Ф. Гримальди открывает явление дифракция света; О. Рёмер определяет скорость света 300870 км/с; Р. Гук открывает явление интерференции света; И. Ньютон открывает дисперсию света, конструирует телескоп-рефлектор Франческо Гримальди 1618-1663 Роберт Гук 1635-1703

Оле Кристенсен

Рёмер

1644-1710

Период накопления фактов

Галилео Галилей

1564-1642

  • Г. Галилей в 1609 г. конструирует зрительную трубу опираясь на законы геометрической оптики;
  • Г. Галилей в 1693 г. выводит формулу тонкой линзы;
  • Ф. Гримальди открывает явление дифракция света;
  • О. Рёмер определяет скорость света 300870 км/с;
  • Р. Гук открывает явление интерференции света;
  • И. Ньютон открывает дисперсию света, конструирует телескоп-рефлектор

Франческо Гримальди

1618-1663

Роберт Гук

1635-1703

Два взгляда на природу света Исаак Ньютон 1643 – 1727 Разработал корпускулярную теорию, а в 1704 г. свои компромиссные оптические исследования изложил в «Оптике» Христиан Гюйгенс 1629 – 1695 Разработал волновую теорию и опубликовал в 1690 г. «Трактат о свете»

Два взгляда на природу света

Исаак Ньютон

1643 – 1727

Разработал корпускулярную теорию, а в 1704 г. свои компромиссные оптические исследования изложил в

«Оптике»

Христиан Гюйгенс

1629 – 1695

Разработал волновую теорию и опубликовал в 1690 г.

«Трактат о свете»

Волновая теория света  Христиана Гюйгенса

Волновая теория света Христиана Гюйгенса

  • Свет может распространяться в безвоздушной среде, переносчиком света является не обычное вещество.
  • Каждая точка волнового фронта является источником вторичных волн (принцип Гюйгенса).
  • На основе его принципа можно было объяснить все известные тога явления геометрической оптики.
Корпускулярная теория света  Исаака Ньютона

Корпускулярная теория света Исаака Ньютона

  • Корпускулярная природа света в атомистическом строении вещества.
  • «Единственно несомненны свойства света, устанавливаемые опытом. Некоторые из этих свойств можно толковать на основе гипотезы эфира, другие свойства с эфиром не согласуются, их можно объяснить движением частиц, между которыми действуют силы притяжения и силы отталкивания. Правильнее же всего описывать явления на основании опытов и наблюдений по методу индукции» – И. Ньютон
Развитие волновой оптики в первой половине  XIX столетия Жан Огюстен Френель 1788 – 1827 Дополнил принцип Гюйгенса, в 1818 г. разработал теорию дифракции света, и других световых явлений, является создателем волновой оптики. Этьен Луи Малюс 1775 – 1812 В 1808 г. открыл явление поляризации света при отражении и установил закон для поляризованного света Томас Юнг 1773 – 1829 В трактате «Опыты и проблемы по звуку и свету» в 1800г. защищал волновую теорию.

Развитие волновой оптики в первой половине XIX столетия

Жан Огюстен Френель

1788 – 1827

Дополнил принцип Гюйгенса, в 1818 г. разработал теорию дифракции света, и других световых явлений, является создателем волновой оптики.

Этьен Луи Малюс

1775 – 1812

В 1808 г. открыл явление поляризации света при отражении и установил закон для поляризованного света

Томас Юнг

1773 – 1829

В трактате «Опыты и проблемы по звуку и свету» в 1800г. защищал волновую теорию.

Томас Юнг

Томас Юнг

  • 1801 г. - объяснил явление интерференции света;
  • 1801 г. – объяснил интерференционные кольца Ньютона;
  • 1802 г. – выполнил демонстрационный эксперимент по наблюдению интерференции света, получив два когерентных источника;
  • 1803 г. – предпринял попытку объяснить дифракцию света.
Этьен Луи Малюс

Этьен Луи Малюс

  • 1808 г. – открыл поляризацию света при отражении.
  • 1810 г. – установил закон изменения интенсивности поляризованного света.
  • 1810 г. Разработал теорию двойного лучепреломления света в кристаллах
  • 1811 г. обнаружил поляризацию света при преломлении и сконструировал ряд поляризационных приборов .
Жан Огюстен Френель

Жан Огюстен Френель

  • 1815 г. – дополнил принцип Гюйгнса, введя понятие о когерентности и их интерференции в 1816 г..
  • 1818 г. разработал теорию дифракции света.
  • 1816 и 1819 гг. выполнил опыты с бизеркалами и бипризмами по интерференции света.
  • 1821 г. доказал поперечность световых волн.
  • 1823 г. открыл эллиптическую и круговую поляризацию света.
  • Изобрел ряд интерференционных приборов.
Арман Ипполит Луи Физо   (1819-1896)  В 1849 г. разработал метод определения скорости света при помощи вращающегося зубчатого колеса и первый измерил скорость света в земных условиях (313000км/с).

Арман Ипполит Луи Физо (1819-1896)

В 1849 г. разработал метод определения скорости света при помощи вращающегося зубчатого колеса и первый измерил скорость света в земных условиях (313000км/с).

Гипотеза о существовании светоносного эфира О. Френель И. Ньютон ?!?!?!? Г. Герц Р. Декарт

Гипотеза о существовании светоносного эфира

О. Френель

И. Ньютон

?!?!?!?

Г. Герц

Р. Декарт

Теоретики и экспериментаторы Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879) В 1860-1865 гг. создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения Альберт Абрахам Майкельсон (1852 – 1931) В 1881 г. вместе с Э. Морли проводили опыт по обнаружению «светоносного эфира», результат получили отрицательный.

Теоретики и экспериментаторы

Джеймс Клерк

Максвелл

(1831 – 1879)

В 1860-1865 гг. создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения

Альберт Абрахам Майкельсон

(1852 – 1931)

В 1881 г. вместе с Э. Морли проводили опыт по обнаружению «светоносного эфира», результат получили отрицательный.

Джеймс Клерк  Максвелл

Джеймс Клерк Максвелл

  • Создал теорию электромагнитного поля, которую сформулировал в виде системы нескольких уравнений.
  • Предсказал существование в свободном пространстве электромагнитного излучения (волн) и его распространение со скоростью света.
  • Раскрыл связь между оптическими и электромагнитными явлениями.
  • Считал, что природа света является электромагнитной.
Альберт Абрахам Майкельсон

Альберт Абрахам Майкельсон

  • Изобрел интерферометр
  • Осуществил серию экспериментов по точному определению скорости света (299796 ± 4 км/с)
  • Получил отрицательный результат по обнаружению эфирного ветра
  • Для измерения угловых размеров звезд сконструировал звездный интерферометр
Электромагнитная природа света

Электромагнитная природа света

Возникновение теории квантов П.Н. Лебедев М. Планк А.Г. Столетов (1858-1947) (1866-1912) (1839-1896) Создает экспериментальную установку и определяет световое давление на твердые тела Выдвигает гипотезу, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями – квантами Е = hν Принесли мировую славу исследования фотоэффекта

Возникновение теории квантов

П.Н. Лебедев

М. Планк

А.Г. Столетов

(1858-1947)

(1866-1912)

(1839-1896)

Создает экспериментальную установку и определяет световое давление на твердые тела

Выдвигает гипотезу, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями – квантами Е = hν

Принесли мировую славу исследования фотоэффекта

Корпускулярная Волновая Какая теория о природе света будет справедлива?

Корпускулярная

Волновая

Какая теория о природе света будет справедлива?

Альберт Эйнштейн  (1879 – 1955)

Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)

  • Создатель специальной и общей теории относительности.
  • Ввел в 1905 году представление о дискретной, квантовой структуре самого светового излучения, рассматривая свет как поток квантов, или фотонов.
  • Он теоретически открыл фотон, экспериментально это сделал в 1922 году А. Комптон .
Корпускулярно-волновой дуализм – это проявление взаимосвязи двух основных форм материи, изучаемых физикой, - вещества и поля .

Корпускулярно-волновой дуализм – это проявление взаимосвязи двух основных форм материи, изучаемых физикой, - вещества и поля .

В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки»  У. Брэгг Чем объяснить мерцание звезд?  Если комета видна на небе с вечера,  то в какую сторону направлен ее хвост? Почему после дождя в солнечную погоду  иногда наблюдается радуга.  Почему именно после дождя?  Почему именно в солнечную погоду? Как объяснить радужные полосы, наблюдаемые в тонком слое керосина на поверхности воды?

В слове «свет» заключена вся физика и тем самым все науки» У. Брэгг

  • Чем объяснить мерцание звезд?
  • Если комета видна на небе с вечера,

то в какую сторону направлен ее хвост?

  • Почему после дождя в солнечную погоду

иногда наблюдается радуга.

Почему именно после дождя?

Почему именно в солнечную погоду?

  • Как объяснить радужные полосы,

наблюдаемые в тонком слое

керосина на поверхности воды?

«Причина цветов находится не в телах, а в свете, поэтому у нас имеются прочные основания считать свет субстанцией»  И. Ньютон  Определить энергию фотонов, соответствующих наиболее длинным (λ красный = 760 нм) и наиболее коротким (λ фиолетовый = 380 нм) волнам видимой части спектра. Диапазон длин  волн, нм 440 — 380 485 — 440 500 485 — — 500 565 — 565 590 625 — 590 — 760 625

«Причина цветов находится не в телах, а в свете, поэтому у нас имеются прочные основания считать свет субстанцией» И. Ньютон

  • Определить энергию фотонов, соответствующих наиболее длинным (λ красный = 760 нм) и наиболее коротким (λ фиолетовый = 380 нм) волнам видимой части спектра.

Диапазон длин

волн, нм

440

380

485

440

500

485

500

565

565

590

625

590

760

625

У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке:

У вас на столах разложены цвета светофора, оцените, на сколько вам было внутренне комфортно на уроке:

  • Я на уроке всё понимал, успевал во всех происходящих событиях, мне было интересно – зеленый цвет.
  • Над данной темой мне предстоит еще поработать, я не всегда понимал, о чем идет речь, но мне было интересно – желтый цвет.
  • Для меня урок был очень трудный и не интересный, я ничего не понимаю – красный цвет.
Домашнее задание. Базовое: § 58, вопросы для самоконтроля после параграфа (учебник А.В. Перышкин, Е.М Гутник. Физика, 9 класс - М.: Дрофа, 2013). Дополнительное: осмысленно повторить определения рассматриваемых на уроке природных световых явлений с целью применения к решению качественных задач. Спасибо за урок! Завершить показ

Домашнее задание.

  • Базовое: § 58, вопросы для самоконтроля после параграфа (учебник А.В. Перышкин, Е.М Гутник. Физика, 9 класс - М.: Дрофа, 2013).
  • Дополнительное: осмысленно повторить определения рассматриваемых на уроке природных световых явлений с целью применения к решению качественных задач.

Спасибо за урок!

Завершить показ

Информационные ресурсы Список используемой литературы. Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков. Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем. Завершить показ

Информационные ресурсы

  • Список используемой литературы.
  • Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков.
  • Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем.

Завершить показ

Список используемой литературы

Список используемой литературы

  • А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика, 9 кл. – М.: Дрофа, 2013.
  • Ю.А. Храмов. Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.
  • В.Н. Мощанский, Е.В. Савелова. История физики в средней школе. – М.: Просвещение,1981.
  • Ф.М. Дягилев. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
  • Н.Д. Саблина. О стихах «про физику» // Ж.: Физика в школе. - №2. – 1996.
  • А.Е. Марон, С.В. Позойский, Е.А. Марон. Сборник вопросов и задач по физике, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  • М.Е. Тульчинский. Сборник качественных задач по физике. – УЧПЕДГИЗ, 1961.
  • А.П. Рымкевич. Задачник. Физика 10-11 классы. – М.: Дрофа,2008.
Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков

Список Интернет ресурсов фотографий ученых физиков

  • http:// kurs.znate.ru/pars_docs/refs/196/195912/195912_html_71a71aac.png
  • http:// img209.imageshack.us/img209/1122/archimedesarimet2.jpg
  • http://storage0.dms.mpinteractiv.ro/media/401/321/5109/4216101/2/newton.jpg
  • http :// www.tutoronline.ru/media/178522/1.png
  • http://www.esacademic.com/pictures/eswiki/89/Young_Thomas_Lawrence.jpg
  • http:// micro.magnet.fsu.edu/optics/timeline/people/antiqueimages/fresnel.jpg
  • http://referatsonline.ru/uploads/posts/2012-07/albert-maykelson1.jpg
  • http:// math4school.ru/img/math4school_ru/portrety01/maxwell.jpg
  • http://ludrossci.ru/images/ludrossci.ru/photo/medium/35.jpg
  • http:// vladimir.myatom.ru/mediafiles/u/images/Vladimir/o-centre/stoletov.jpg
  • http:// im4-tub-ru.yandex.net/i?id=110209528-55-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=370796306-12-72&n=21
  • http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=672560308-21-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=216485020-67-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=40010008-15-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=262727781-42-72&n=21
  • http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=193486561-15-72&n=21
  • http:// im6-tub-ru.yandex.net/i?id=252032904-31-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=178164160-15-72&n=21
Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем

Список Интернет ресурсов фотографий природных явлений, установок и схем

  • http:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=365293307-08-72&n=21
  • http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=328683030-53-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=174029803-40-72&n=21
  • http:// im7-tub-ru.yandex.net/i?id=140718496-65-72&n=21
  • http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=125855547-08-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=192191859-70-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=119338726-21-72&n=21
  • http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=613517159-31-72&n=21
  • http:// temples.ru/private/f000398/398_0076776g.jpg
  • http:// img.i.tyt.by/avatars/479963/600x6001221813153.jpeg
  • http:// 900igr.net/datai/fizika/Glaz-cheloveka/0009-010-Vesma-naivnymi-byli-pervye-predstavlenija-drevnikh-uchenykh-o-svete.png
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=470429657-64-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=206421604-52-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=256440660-27-72&n=21
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=196023945-25-72&n=21
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=290499616-46-72&n=21
  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=56006409-42-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=140835073-02-72&n=21
  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=128084333-33-72&n=21
  • http:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=195802239-14-72&n=21
  • http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=116521014-65-72&n=21
  • http:// im6-tub-ru.yandex.net/i?id=109966305-47-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=113272071-05-72&n=21
  • http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=85353976-58-72&n=21
  • http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=303475148-71-72&n=21
  • http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=99733507-16-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=84955624-49-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=318128922-69-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=164040413-05-72&n=21
  • http:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=136578479-66-72&n=21
  • http:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=114277257-05-72&n=21
  • http:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=548909331-48-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=132650211-67-72&n=21
  • http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=177365846-13-72&n=21
  • http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=138943124-33-72&n=21
  • http:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=140286820-30-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=508283573-05-72&n=21
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=230111917-18-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=169845209-12-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=429588008-63-72&n=21
  • http:// lifeandlight.ru/wp-content/uploads/2013/08/chemu-ravna-skorost-sveta-02_08_2013-13_24_55.jpeg
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=267503701-67-72&n=21
  • http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=114244073-13-72&n=21
  • http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=84872329-50-72&n=21
  • http ://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=539151038-15-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=235643782-00-72&n=21
  • http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=22389094-71-72&n=21
  • http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=240918309-18-72&n=21
  • http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=397711175-01-72&n=21
  • http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=28188100-07-72&n=21
  • http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=234359206-40-72&n=21
  • http://www.en.edu.ru/shared/files/old/3956_p0186.gif
  • http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=336882892-56-72&n=21
Сохранить у себя:
Презентация к уроку физики в 9 классе на тему "Электромагнитная природа света"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки