Презентация к уроку Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной."

В презентацию включена биография автора, загадки об осени, работа над стихотворением, словарная работа. Проведена работа над средствами выразительности, рефлексия, домашнее задание.

Содержимое разработки

Ф. И. Тютчев  «Есть в осени первоначальной….»

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»

«Золотые правила урока»   1. Быть активным! 2. Высказывать своё мнение! 3. Слушать мнение других! 4. Читать громко и выразительно! 5. Быть внимательным и аккуратным!

«Золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

3. Слушать мнение других!

4. Читать громко и выразительно!

5. Быть внимательным и аккуратным!

Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряет вяз.     Д. Кедрин —   Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе. —   Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? —   А сейчас прочитаем выразительно.

Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась.

Раструбили журавли по рощам,

Будто осень замуж собралась.

Верба платье в озере полощет.

Лисью шапку примеряет вяз.

Д. Кедрин

— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

— А сейчас прочитаем выразительно.

Введение в тему урока пр д

Введение в тему урока пр д

  • — Какое время года описано в стихотворении? Найдите в этом стихотворении приметы осени. Какие еще признаки осени вам известны?
  • Сегодня мы познакомимся с произведением поэта …
Введение в тему урока пр д

Введение в тему урока пр д

  • Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.
Фёдор Иванович Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев

  • Федор Иванович Тютчев (1803–1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
  • Юные годы Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича. В 1821 г. блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене – столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
  • Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).
  • И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни будучи на государственной службе. В 1858 г. он был назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Отгадайте загадки Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будем к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! Дождь — Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)

Отгадайте загадки

Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будем к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

Дождь

— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. Ветер

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

Ветер

Листья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто... Листопад

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Что за желтый снегопад?

Это просто...

Листопад

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? Сентябрь

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Сентябрь

Все мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Октябрь

Учебник страница 58. Знакомство с произведением.    1.  Первичное чтение стихотворения ( Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.) —   Понравилось вам стихотворение? 2.  Словарная работа Борозда - канавка на поверхности почвы, проведенная плугом пли иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен¬ный нож для срезывания злаков с корня.

Учебник страница 58.

Знакомство с произведением.

1. Первичное чтение стихотворения

( Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)

— Понравилось вам стихотворение?

2. Словарная работа

Борозда - канавка на поверхности почвы, проведенная плугом пли иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен¬ный нож для срезывания злаков с корня.

О каком времени года пишет поэт?
  • О каком времени года пишет поэт?

об осени;

о зиме;

о весне.

2. О какой осенней поре рассказывает поэт?  о поздней;  о ранней осени;  о конце лета.

2. О какой осенней поре

рассказывает поэт?

о поздней;

о ранней осени;

о конце лета.

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Борозда канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня.

Серп ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня.

Как вы понимаете выражение «бодрый серп»?
  • Как вы понимаете выражение «бодрый серп»?

(Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Праздная борозда

отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Что значит слово ЛАЗУРЬ?  Светло – синий цвет, синева

Что значит слово ЛАЗУРЬ?

Светло – синий цвет, синева

Есть в осени первоначальной   Короткая, но дивная пора —   Весь день стоит как бы хрустальный,   И лучезарны вечера...  Строфа - группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки.

Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора —  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера...

Строфа - группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки.

Работа со средствами выразительности

Работа со средствами выразительности

  • — Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
  • Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
  • Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений и переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
  • Эпитет - образное, художественное определение.
  • — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры
  • — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»?
Четверостишие  - количество строк  в строфе.

Четверостишие - количество строк

в строфе.

Олицетворение(олицетворить) — неживое представлено в образе живого существа. Найди олицетворения в стихотворе- нии, назвав существительное из текста. ___________ гулял. Отдыхающее_____________.

Олицетворение(олицетворить) неживое представлено в образе живого существа.

Найди олицетворения в стихотворе- нии, назвав существительное из текста. ___________ гулял. Отдыхающее_____________.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле. Как автор пишет про воздух? С чем сравнивает паутину?

Метафора оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле.

Как автор пишет про воздух?

С чем сравнивает паутину?

Эпитет —красочное прилагательное, определение. Пора ……., день ……., серп ……, борозда ….., лазурь ……. и ….., осень …… Приведи примеры

Эпитет —красочное прилагательное, определение.

Пора ……., день ……., серп ……, борозда ….., лазурь ……. и ….., осень ……

Приведи примеры

Работа со средствами выразительности   Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

Работа со средствами выразительности

Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

  • — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)
  • — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)
  • 4. Выразительное чтение стихотворения
- Выберите и продолжите любое  предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал... - На этом уроке я похвалил бы себя за... - После урока мне захотелось... - Сегодня я сумел.. Как называется раздел, который начали изучать? – Кто авторы стихотворений? – Как ещё можно озаглавить стихотворения? – С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? – За что бы вы себя похвалили сегодня?.

- Выберите и продолжите любое предложение.

- На сегодняшнем уроке я узнал...

- На этом уроке я похвалил бы себя за...

- После урока мне захотелось...

- Сегодня я сумел.. Как называется раздел, который начали изучать?

– Кто авторы стихотворений?

– Как ещё можно озаглавить стихотворения?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?.

Домашнее задание: Выучить на выбор одно стихотворение, с. 68–70 Выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева с. 58.

Домашнее задание: Выучить на выбор одно стихотворение,

с. 68–70

Выразительно читать

стихотворение

Ф. Тютчева с. 58.

Сохранить у себя:
Презентация к уроку Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной."

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки