Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»
«Золотые правила урока»
1. Быть активным!
2. Высказывать своё мнение!
3. Слушать мнение других!
4. Читать громко и выразительно!
5. Быть внимательным и аккуратным!
Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлками прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Д. Кедрин
— Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— А сейчас прочитаем выразительно.
Введение в тему урока пр д
- — Какое время года описано в стихотворении? Найдите в этом стихотворении приметы осени. Какие еще признаки осени вам известны?
- Сегодня мы познакомимся с произведением поэта …
Введение в тему урока пр д
- Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева, будем выразительно читать, разгадывать загадки.
Фёдор Иванович Тютчев
- Федор Иванович Тютчев (1803–1873) родился в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
- Юные годы Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича. В 1821 г. блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г. уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене – столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
- Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.).
- И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни будучи на государственной службе. В 1858 г. он был назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Отгадайте загадки
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будем к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Дождь
— Прочитайте свои тексты об осени. (Выступления детей.)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
Ветер
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Что за желтый снегопад?
Это просто...
Листопад
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Сентябрь
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Октябрь
Учебник страница 58.
Знакомство с произведением.
1. Первичное чтение стихотворения
( Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева.)
— Понравилось вам стихотворение?
2. Словарная работа
Борозда - канавка на поверхности почвы, проведенная плугом пли иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен¬ный нож для срезывания злаков с корня.
- О каком времени года пишет поэт?
об осени;
о зиме;
о весне.
2. О какой осенней поре
рассказывает поэт?
о поздней;
о ранней осени;
о конце лета.
Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня.
- Как вы понимаете выражение «бодрый серп»?
(Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.)
Праздная борозда —
отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).
Что значит слово ЛАЗУРЬ?
Светло – синий цвет, синева
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...
Строфа - группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки.
Работа со средствами выразительности
- — Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
- Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
- Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений и переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
- Эпитет - образное, художественное определение.
- — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры
- — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»?
Четверостишие - количество строк
в строфе.
Олицетворение(олицетворить) — неживое представлено в образе живого существа.
Найди олицетворения в стихотворе- нии, назвав существительное из текста. ___________ гулял. Отдыхающее_____________.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле.
Как автор пишет про воздух?
С чем сравнивает паутину?
Эпитет —красочное прилагательное, определение.
Пора ……., день ……., серп ……, борозда ….., лазурь ……. и ….., осень ……
Приведи примеры
Работа со средствами выразительности
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
- — Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)
- — Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)
- 4. Выразительное чтение стихотворения
- Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- После урока мне захотелось...
- Сегодня я сумел.. Как называется раздел, который начали изучать?
– Кто авторы стихотворений?
– Как ещё можно озаглавить стихотворения?
– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
– За что бы вы себя похвалили сегодня?.
Домашнее задание: Выучить на выбор одно стихотворение,
с. 68–70
Выразительно читать
стихотворение
Ф. Тютчева с. 58.