Организация
внеклассной работы
по иностранному языку
Творческий поиск в процессе подготовки к различным внеклассным мероприятиям по иностранному языку развивает коммуникативную культуру учащихся, помогает познакомиться с традициями и обычаями страны изучаемого языка, с культурными ценностями ее народа.
В основе функционирования системы внеклассной работы лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направления педагогического воздействия на личность:
- принцип связи обучения с жизнью,
- принцип коммуникативной активности учащегося,
- принцип учёта языковой подготовленности и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка,
- принцип учёта возрастных особенностей учащихся
Конечные цели внеклассной работы по предмету:
• расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
• стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;
• способствовать всестороннему развитию личности,
• могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы
Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве её основных направлений:
- прагматическом;
- гносеологическом;
- аксиологическом.
В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную чёткость:
- обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время и место проведения;
- подобрать необходимый материал, составить сценарий и распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление;
- написать объявление и программу, разослать пригласительные билеты шефам, учащимся соседних школ, родителям;
- утвердить состав жюри и условия подведения итогов конкурсов и игр;
- выпустить стенгазету или радиопередачу;
- организовать работу над материалами сценария с использованием ТСО.
Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков.
Наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранным языкам:
- связь с жизнью;
- коммуникативная активность;
- учёт уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка;
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- межпредметные связи в подготовке и проведению внеклассной работы по иностранному языку.
Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от соблюдения как перечисленных принципов, так и следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.
Наиболее распространённые из них:
- тематические вечера;
- вечера интересных встреч, вопросов и ответов;
- отчётные вечера кружков и секций клубов иностранного языка и КИДа;
- вечера, подводящие итог изучению программной темы.
Основными требованиями к созданию концертной программы являются разнообразие представленных в ней номеров, их соответствие характеру и возможностям исполнителей, эстетическая выразительность.
Концерты на иностранном языке включает исполнение песен, музыкальных фрагментов, декламацию стихов, постановку пьес.
Постановка спектаклей, хоровое и сольное пение – все это развивает творческие способности, интерес к языку и является дополнительным средством, позволяющим лучше усвоить языковой материал: фонетику, лексику.
Подготовка к мероприятиям помогает учащимся повторить, активизировать языковой материал, изученный на уроках, они привыкают употреблять его в речи, их словарный запас обогащается за счет количества незнакомой лексики, включенной в тексты инсценировок.
Подготовка и постановка спектаклей, их музыкальное оформление, декламация стихов, выполнение красочных декораций – все это помогает приобщить детей к прекрасному, расширить их кругозор, осуществить эстетическое воспитание.
Внеклассная работа способствует
- повышению уровня знаний школьников,
- развивает у них интерес к изучению иностранного языка,
- оказывает большое воспитательное воздействие,
- развивает коммуникативную культуру учащихся,
- способствуют формированию личности, находящейся в творческом поиске и реализующей свой творческий потенциал на сцене