Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников
Подготовила воспитатель МДОУ №38
«Детский сад Будущего»
Куликова Галина Александровна
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.
Мелкая моторика
Это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии , у него возникают проблемы с речью.
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память , мышление, внимание, связная речь.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики , зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Различные игры с пальчиками решают множество задач в развитии ребенка :
- способствуют овладению навыками мелкой моторики ;
- помогают развивать речь ;
- повышают работоспособность головного мозга;
- развивают психические процессы( внимание, память, мышление, воображение);
- развивают тактильную чувствительность;
- снимает тревожность
Игры со шнуровкой,
лентами, веревками
Игры с прищепками, скрепками
Игры с синельной проволокой
Игры с песком и крупами
Игры с пуговицами
Игры с бусинами и бусами
Игры с конструктором
Игры с счетными палочками
Игры с пинцетом и пипеткой
Игры с бумагой
К играм и упражнениям для развития мелкой моторики относятся:
Пальчиковые игры
Игры с природными материалами
Игры с прищепками
Цель : Развивать мелкую моторику рук и высших психических функций.
- Учить детей правильно брать и открывать прищепку
- Закреплять знания основных цветов,
- Закреплять счет.
- Развивать:
- координацию действий обеих рук,
- зрительное восприятие,
- внимание,
- воображение,
- речевую активность;
- развивать слуховое восприятие.
Игры с прищепками
Игры с счетными палочками
- Цель : развивать логическое мышление.
- развивать внимание, память, мелкую моторику
- Закреплять знания цветов, счёт.
- Закреплять знание геометрических фигур
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
- упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине,
- учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке
Игры с пуговицами
- Цель : Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.
- Закрепление основных цветов.
- Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Художественно-творческая деятельность Игры с пластилином и тестом
Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, учить смешивать цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость .
Рисование
Рисование играет особую роль . Дети рисуют
инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке,
которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить , как развивается
мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе .
Рисование нетрадиционными способами
Цель: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- формировать навыки и умения, необходимые для создания
творческих работ;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними ;
Игры с бумагой
Цель: Развитие внимания, восприятия, мышления;
- развитие творческих способностей.
- стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
Игры с вкладышами
Цель: Развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук и концентрации внимания.
обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.
СОБЕРИ КАРТИНКУ
Игры с крупами и макаронами
Цели :
Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивает аккуратность, усидчивость;
способствуют развитию речи;
стимулируют способность к творчеству;
ИГРЫ С БУСАМИ И БУСИНАМИ
Цель:
- формировать зрительно-моторную координацию
- закрепить знания детей о цвете, форме, количестве,
- развивать внимание и сенсорное восприятие;
- развивать мелкую моторику рук,
- Проявлять активность,
- добиваться результата.
Игры с конструктором
- Цели: Развитие внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач , осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
Игры с лентами и веревочками
Развитие пространственного и конструктивного мышления,
- воображения,
- зрительно-моторной координации,
- мелкой моторики,
- сенсорного восприятия форм и свойств материалов.
Пальчиковые игры
Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;
- Формировать умение согласовывать движения с речью;
- Формировать умение выполнять элементарные действия обеими
руками в пальчиковых играх.
Пальчиковый театр
- Цель: развивать мелкую моторику рук ,в сочетании с речью;
- развитие коммуникативных способностей детей
- Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.
- Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
- Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;
Театр БИ - БА - БО
САМОМАССАЖ
- Нормализация мышечного тонуса,
- стимуляция тактильных ощущений.
- Улучшение координации движений,
- восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Игры с природными материалами
- Повышают активность и инициативность детей,
- усиливают желание узнавать что- то ново, повышают жизненный тонус;
- развивают тактильную чувствительность,
- мелкую моторику,
- укрепляют или расслабляют мышцы кистей рук
- Развивают воображение,
ИГРЫ С ВОДОЙ
- Способствуют физическому развитию ребенка: закаливанию,
- развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
- Стабилизируют проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижают проявления гиперактивности ребенка.
- Знакомят ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.
- Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой,
- Снимают психическое напряжение и агрессию.
Вывод:
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом.
Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитии речи детей и в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Спасибо за внимание.