Презентация "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Развитие мелкой моторики, через разные виды деятельности.

Содержимое разработки

Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников Подготовила воспитатель МДОУ №38 «Детский сад Будущего» Куликова Галина Александровна

Игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников

Подготовила воспитатель МДОУ №38

«Детский сад Будущего»

Куликова Галина Александровна

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»  Сухомлинский В.А.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.

Мелкая моторика

Это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг  и артикуляционный аппарат  связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в  психомоторном развитии , у него возникают проблемы с речью.

Мелкая моторика  взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо  развиты память , мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования  мелкой моторики  необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его  пальчики , зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность  мелкой моторики  бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Различные игры с  пальчиками решают множество задач в  развитии ребенка :

Различные игры с  пальчиками решают множество задач в  развитии ребенка :

  • способствуют овладению навыками  мелкой моторики ;
  • помогают  развивать речь ;
  • повышают работоспособность головного мозга;
  • развивают   психические процессы( внимание, память, мышление, воображение);
  • развивают тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность
Игры со шнуровкой, лентами, веревками Игры с прищепками, скрепками Игры с синельной проволокой Игры с песком и крупами Игры с пуговицами Игры с бусинами и бусами Игры с конструктором Игры с счетными палочками Игры с пинцетом и пипеткой Игры с бумагой К играм и упражнениям для развития мелкой моторики относятся: Пальчиковые игры Игры с природными материалами

Игры со шнуровкой,

лентами, веревками

Игры с прищепками, скрепками

Игры с синельной проволокой

Игры с песком и крупами

Игры с пуговицами

Игры с бусинами и бусами

Игры с конструктором

Игры с счетными палочками

Игры с пинцетом и пипеткой

Игры с бумагой

К играм и упражнениям для развития мелкой моторики относятся:

Пальчиковые игры

Игры с природными материалами

Игры с прищепками Цель : Развивать мелкую моторику рук и высших психических функций.

Игры с прищепками

Цель : Развивать мелкую моторику рук и высших психических функций.

  • Учить детей правильно брать и открывать  прищепку
  • Закреплять знания основных цветов,
  • Закреплять счет.
  • Развивать:
  • координацию действий обеих рук,
  • зрительное восприятие,
  • внимание,
  • воображение,
  • речевую активность; 
  • развивать слуховое восприятие.
Игры с прищепками

Игры с прищепками

Игры с счетными палочками

Игры с счетными палочками

  • Цель : развивать логическое мышление.
  • развивать внимание, память, мелкую моторику
  • Закреплять знания цветов, счёт.
  • Закреплять знание геометрических фигур
  • развивать сенсорные способности;
  • развивать конструктивные навыки, координацию движений;
  • развивать творческое воображение, фантазию.
  • упражнять в количественном и порядковом  счете , сравнении фигур по величине,
  • учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке
Игры с пуговицами

Игры с пуговицами

  • Цель : Развитие мелкой моторики, памяти, внимания.
  • Закрепление основных цветов.
  • Учить чередовать цвета в соответствии с образцом, учить соревноваться.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
Художественно-творческая деятельность  Игры с пластилином и тестом Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, учить смешивать цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость .

Художественно-творческая деятельность Игры с пластилином и тестом

Цель: закреплять приемы лепки (отщипывание, скатывание, учить смешивать цвета; развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать усидчивость .

Рисование Рисование играет особую роль . Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам  детей можно проследить , как  развивается мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом  возрастном этапе .

Рисование

Рисование играет особую роль . Дети рисуют

инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке,

которой пишут в школе. По рисункам  детей можно проследить , как  развивается

мелкая моторика , какого уровня она достигает на каждом  возрастном этапе .

Рисование нетрадиционными способами Цель: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов; - формировать навыки и умения, необходимые для создания творческих работ; - закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;  - знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними ;

Рисование нетрадиционными способами

Цель: Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

- формировать навыки и умения, необходимые для создания

творческих работ;

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними ;

Игры с бумагой Цель: Развитие внимания, восприятия, мышления;

Игры с бумагой

Цель: Развитие внимания, восприятия, мышления;

  • развитие творческих способностей.
  • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
Игры с вкладышами Цель: Развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук и концентрации внимания. обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.

Игры с вкладышами

Цель: Развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук и концентрации внимания.

обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.

СОБЕРИ КАРТИНКУ

СОБЕРИ КАРТИНКУ

Игры с крупами и макаронами Цели : Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения; развивает аккуратность, усидчивость; способствуют развитию речи; стимулируют способность к творчеству;

Игры с крупами и макаронами

Цели :

Развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

развивает аккуратность, усидчивость;

способствуют развитию речи;

стимулируют способность к творчеству;

ИГРЫ С БУСАМИ И БУСИНАМИ Цель:

ИГРЫ С БУСАМИ И БУСИНАМИ

Цель:

  • формировать зрительно-моторную координацию
  • закрепить знания детей о цвете, форме, количестве,
  • развивать внимание и сенсорное восприятие;
  • развивать мелкую моторику рук,
  • Проявлять активность,
  • добиваться результата.
Игры с конструктором

Игры с конструктором

  • Цели: Развитие внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических  задач , осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
Игры с лентами и веревочками Развитие пространственного и конструктивного мышления,

Игры с лентами и веревочками

Развитие пространственного и конструктивного мышления,

  • воображения,
  • зрительно-моторной координации,
  • мелкой моторики,
  • сенсорного восприятия форм и свойств материалов.
Пальчиковые игры Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;  Формировать умение согласовывать движения с речью; Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.  

Пальчиковые игры

Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движения руки;

  • Формировать умение согласовывать движения с речью;
  • Формировать умение выполнять элементарные действия обеими

руками в пальчиковых играх.

 

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр

  • Цель: развивать мелкую моторику рук ,в сочетании с речью;
  • развитие коммуникативных способностей детей
  • Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.
  • Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
  • Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;
Театр БИ - БА - БО

Театр БИ - БА - БО

САМОМАССАЖ

САМОМАССАЖ

  • Нормализация мышечного тонуса,
  • стимуляция тактильных ощущений.
  • Улучшение координации движений,
  • восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Игры с природными материалами

Игры с природными материалами

  • Повышают активность и инициативность детей,
  • усиливают желание узнавать что- то ново, повышают жизненный тонус;
  • развивают тактильную чувствительность,
  • мелкую моторику,
  • укрепляют или расслабляют мышцы кистей рук
  • Развивают воображение,
ИГРЫ С ВОДОЙ

ИГРЫ С ВОДОЙ

  • Способствуют физическому развитию ребенка: закаливанию,
  • развитию тактильной чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
  • Стабилизируют проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижают проявления гиперактивности ребенка.
  • Знакомят ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды.
  • Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой,
  • Снимают психическое напряжение и агрессию.
Вывод: Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.  Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом. Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитии речи детей и в  логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Вывод:

Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом.

Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в развитии речи детей и в  логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Сохранить у себя:
Презентация "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки