Презентация "Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Презентация предназначена для учителей, родителей обучащихся с интелектуальными нарушениями.

Содержимое разработки

Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями   Овчинникова Л.В., pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучению  МБОУ «Шахтерская СШ №19»

Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Овчинникова Л.В., pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучению МБОУ «Шахтерская СШ №19»

Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру…  Ш. Амонашвили

Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру…

Ш. Амонашвили

Ст. 2 п. 27 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Ст. 2 п. 27 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

  • Главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья»
  • Д.А. Медведев
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.   Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт определяет для каждой предметной области дифференцированные требования к личностным и предметным результатам с учетом особенностей и возможностей развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью ФГОС предназначен для следующих групп детей с умственной отсталостью:

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

ФГОС предназначен для следующих групп детей с умственной отсталостью:

  • Легкая умственная отсталость
  • Умеренная умственная отсталость
  • Тяжелая умственная отсталость
  • Глубокая умственная отсталость
  • Тяжелые и множественные нарушения развития
Образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями:

Образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями:

  • Раннее получение специальной помощи средствами образования.
  • Обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса.
  • Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования.
  • Доступность содержания образовательных задач.
  • Удлинение сроков получения образования.
  • Систематическая актуализация сформированных знаний и умений.
Специальное обучение переносу полученных знаний и умений. Обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды. Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся. Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, социального взаимодействия со средой. Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к миру.
  • Специальное обучение переносу полученных знаний и умений.
  • Обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды.
  • Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся.
  • Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира, социального взаимодействия со средой.
  • Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к миру.
Предмет регулирования  ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отношения в сфере образования следующих групп обучающихся    Вариант 2 с  умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми и множественными нарушениями развития   Вариант 1 с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Предмет регулирования

ФГОС

образования обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

отношения в сфере образования следующих групп обучающихся

Вариант 2

с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития

Вариант 1

с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Стандарт включает в себя требования  к структуре АООП  структуре АООП (в том числе к соотношения обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений) и их объему  вариант 1 – 70% - 30% Вариант 2 - 60% - 40%

Стандарт включает в себя требования к структуре АООП

  • структуре АООП (в том числе к соотношения обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
  • вариант 1 – 70% - 30%
  • Вариант 2 - 60% - 40%

  • условиям реализации АООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям)
  • результатам освоения АООП
Стандарт учитывает  особенности развития детей Возрастные Типологические Индивидуальные Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями специфические общие для всех детей с уо для детей с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР для детей с легкой степенью умственной отсталости

Стандарт учитывает особенности развития детей

Возрастные

Типологические

Индивидуальные

Особые образовательные потребности детей

с интеллектуальными нарушениями

специфические

общие для всех детей с уо

для детей с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР

для детей с легкой степенью умственной отсталости

К общим потребностям относятся : Раннее получение специальной помощи средствами образования; Обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса , реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; Удлинение сроков получения образования; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; Специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся; Стимуляция познавательной активности , формирование позитивного отношения к окружающему миру.

К общим потребностям относятся :

Раннее получение специальной помощи средствами образования;

Обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса , реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

Удлинение сроков получения образования;

Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

Специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся;

Стимуляция познавательной активности , формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Особые образовательные потребности детей с легкой степенью умственной отсталости

Особые образовательные потребности детей

с легкой степенью умственной отсталости

  • Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
  • Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации , обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающего с окружающей средой;
  • Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • Психологическое сопровождение , оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
  • Психологическое сопровождение , направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
  • Постепенно расширение образовательного пространства , выходящего за пределы организации.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР

Особые образовательные потребности детей

с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР

  • Существенное изменение содержания образования
  • Создание оптимальных путей развития ;
  • Использование специфических методов и средств обучения;
  • Дифференцированное, «пошаговое» обучение;
  • Обязательная индивидуализация обучения;
  • Формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  • Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;
  • Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
  • Организация взаимодействия специалистов и семьи.
Подходы Дифференцированный Деятельностный  Обучение как процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности , обеспечивающий овладение содержанием Развитие личности зависит от характера организации доступной деятельности (в первую очередь, учебной) Разработка содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня познавательного и личностного развития с учетом особых образовательных потребностей Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта Разнообразие организационных форм , обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Подходы

Дифференцированный

Деятельностный

Обучение как процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности , обеспечивающий овладение содержанием

Развитие личности зависит от характера организации доступной деятельности (в первую очередь, учебной)

Разработка содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня познавательного и личностного развития с учетом особых образовательных потребностей

Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта

Разнообразие организационных форм , обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Стандарт является основой   Разработки и реализации организацией АООП Определения требований к условиям реализации АООП Определения требований к результатам освоения АООП Определения нормативов финансового обеспечения реализации АООП Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, лицензирования, аккредитации, гос контроля (надзора) в сфере образования Проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации Осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации Профессиональной подготовки / переподготовки, повышения квалификации

Стандарт является основой

Разработки и реализации организацией АООП

Определения требований к условиям реализации АООП

Определения требований к результатам освоения АООП

Определения нормативов финансового обеспечения реализации АООП

Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, лицензирования, аккредитации, гос контроля (надзора) в сфере образования

Проведения текущей, промежуточной, итоговой аттестации

Осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации

Профессиональной подготовки / переподготовки, повышения квалификации

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой.    Основанием для этого является заключение ПМПК .  Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой.

Основанием для этого является заключение ПМПК .

Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)   Самостоятельно разрабатывается и  утверждается  организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОДОБРЕНА  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)  АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими инвалидность , дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)

Самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими инвалидность , дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования

ФГОС  образования обучающихся Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Адаптированная основная общеобразовательная программа 1 – 2 варианта в ОУ Специальная индивидуальная программа развития (СИПР),  учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся Рабочая программа В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП

ФГОС образования обучающихся

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа

1 – 2 варианта в ОУ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся

Рабочая программа

В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП

Сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет В реализации АООП (1 вариант) может быть выделено два или три этапа: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1 I ) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-12 классы.

Сроки освоения АООП

обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 – 13 лет

В реализации АООП (1 вариант) может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1 I ) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся . Организация первого дополнительного класса (1 I ) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач : 1.  выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками; 2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, ком­муникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП ; 3. сформировать готовность к участию в си­с­те­ма­ти­чес­ких учебных занятиях , в разных формах группового и индивидуального вза­и­мо­действия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; 4.  обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире , опы­т в до­с­ту­пных видах детской деятельности (рисование, лепка, ап­п­ли­ка­ция, ручной труд, игра и др.).

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся .

Организация первого дополнительного класса (1 I ) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач :

1.  выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;

2. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, ком­муникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП ;

3. сформировать готовность к участию в си­с­те­ма­ти­чес­ких учебных занятиях , в разных формах группового и индивидуального вза­и­мо­действия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

4.  обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире , опы­т в до­с­ту­пных видах детской деятельности (рисование, лепка, ап­п­ли­ка­ция, ручной труд, игра и др.).

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Структура АООП Разделы АООП целевой содержательный пояснительная записка организационный программа формирования базовых  учебных действий планируемые результаты учебный план программы отдельных учебных предметов система оценки достижения результатов программы курсов коррекционно-развивающей области система специальных условий программа духовно-нравственного / нравственного развития программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа внеурочной деятельности Программа коррекционной работы ( для 1 варианта ); программа сотрудничества с родителями ( для 2 варианта )

Структура АООП

Разделы АООП

целевой

содержательный

пояснительная записка

организационный

программа формирования базовых учебных действий

планируемые результаты

учебный план

программы отдельных учебных предметов

система оценки достижения результатов

программы курсов коррекционно-развивающей области

система специальных условий

программа духовно-нравственного / нравственного развития

программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

программа внеурочной деятельности

Программа коррекционной работы ( для 1 варианта );

программа сотрудничества с родителями ( для 2 варианта )

Пояснительная записка АООП Цели реализации АООП Принципы и подходы к формированию АООП Общая характеристика АООП Психолого-педагогическая характеристика обучающихся Описание особых образовательных потребностей Описание структуры и общая характеристика СИПР (для 2 варианта)

Пояснительная записка АООП

Цели реализации АООП

Принципы и подходы к формированию АООП

Общая характеристика АООП

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Описание особых образовательных потребностей

Описание структуры и общая характеристика СИПР (для 2 варианта)

Обязательные предметные области и учебные предметы (1 вариант)   Предметная область Учебный предмет 1 Язык и речевая практика Русский язык Чтение (литературное чтение) Речевая практика 2 Математика Математика (математика и информатика) 3 Естествознание Мир природы и человека Природоведение Биология 4 Человек и общество География Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Этика Обществоведение 5 Искусство Музыка Рисование 6 Технология Ручной труд Профильный труд 7 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

Обязательные предметные области и учебные предметы (1 вариант)

Предметная область

Учебный предмет

1 Язык и речевая практика

Русский язык

Чтение (литературное чтение)

Речевая практика

2 Математика

Математика (математика и информатика)

3 Естествознание

Мир природы и человека

Природоведение

Биология

4 Человек и общество

География

Основы социальной жизни

Мир истории

История Отечества

Этика

Обществоведение

5 Искусство

Музыка

Рисование

6 Технология

Ручной труд

Профильный труд

7 Физическая культура

Физическая культура

(Адаптивная физическая культура)

Обязательные предметные области и учебные предметы  (2 вариант)   Предметная область Учебный предмет 1 Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2 Математика Математические представления 3 Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир 4 Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность 5 Технология Профильный труд 6 Физическая культура Адаптивная физическая культура

Обязательные предметные области и учебные предметы (2 вариант)

Предметная область

Учебный предмет

1 Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2 Математика

Математические представления

3 Окружающий мир

Окружающий природный мир

Человек

Домоводство

Окружающий социальный мир

4 Искусство

Музыка и движение

Изобразительная деятельность

5 Технология

Профильный труд

6 Физическая культура

Адаптивная физическая культура

Коррекционно-развивающая область (1 вариант) Ритмика Коррекционные занятия (логопедические или психокоррекционные) Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР  На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность

Коррекционно-развивающая область

(1 вариант)

Ритмика

Коррекционные занятия (логопедические или психокоррекционные)

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР

На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность

Коррекционно-развивающая область (2 вариант) Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Коррекционно-развивающие занятия Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР

Коррекционно-развивающая область

(2 вариант)

Сенсорное развитие

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

Альтернативная коммуникация

Коррекционно-развивающие занятия

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР

Структура программы учебных предметов, коррекционных курсов

Структура программы учебных предметов, коррекционных курсов

  • Пояснительная записка , в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
  • Общая характеристика учебного предмета , коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
  • Описание места учебного предмета в учебном плане;
  • Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса,
  • Содержание учебного предмета, коррекционного курса,
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
  • Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:   Учебный занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся , в том числе и этнокультурные; Увеличение учебных часов , отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной области; Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся , необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

Учебный занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся , в том числе и этнокультурные;

Увеличение учебных часов , отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной области;

Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся , необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Базовые учебные действия - БУД (1 вариант) Познавательные Анализ Синтез Моделирование Структурирование  Личностные 1. Осознание 2. Осмысление 3. Принятие жизненных ценностей  Регулятивные Целеполагание 2. Планирование 3. Оценка 4. Контроль 5. Коррекция и т.д.  Коммуникативные Диалог Монолог Решение конфликтов 4. Сотрудничество  В программе отражается связь базовых учебных действий  с содержанием учебных предметов  Результативность определяется на завершающем этапе обучения (9- 12/13 класс) Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание итоговой комплексной оценки базовых учебных действий

Базовые учебные действия - БУД (1 вариант)

Познавательные

  • Анализ
  • Синтез
  • Моделирование
  • Структурирование

Личностные

1. Осознание

2. Осмысление

3. Принятие

жизненных

ценностей

Регулятивные

  • Целеполагание

2. Планирование

3. Оценка

4. Контроль

5. Коррекция

и т.д.

Коммуникативные

  • Диалог
  • Монолог
  • Решение конфликтов

4. Сотрудничество

В программе отражается связь базовых учебных действий

с содержанием учебных предметов

Результативность определяется на завершающем этапе обучения

(9- 12/13 класс)

Организация самостоятельно разрабатывает процедуру и содержание

итоговой комплексной оценки базовых учебных действий

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи . Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п.

В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи .

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия

Базовые учебные действия - БУД (2 вариант) 1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников , к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения : направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание : в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Базовые учебные действия - БУД (2 вариант)

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников , к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения :

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание :

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Программа духовно-нравственного / нравственного развития реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества Структура программы духовно-нравственного / нравственного развития

Программа духовно-нравственного / нравственного развития

реализуется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,

в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества

Структура программы духовно-нравственного / нравственного развития

  • Цель
  • Задачи
  • Основные направления работы
  • Перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников)
  • Формы организации работы
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (1 вариант) со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения . Области формирования Семейная культура Личностная культура Социальная культура

Цель духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

(1 вариант)

со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения .

Области формирования

Семейная культура

Личностная культура

Социальная культура

Направления духовно-нравственного воспитания :

Направления духовно-нравственного воспитания :

  • воспитание гражданственности, патриотизма , уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • воспитание нравственных чувств , этического сознания и духовно-нравственного поведения.
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Организация может

Организация может

  • отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития,
  • конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями виды и формы деятельности в зависимости от возраста обучающихся и от их особых образовательных потребностей и возможностей.
Направления программы нравственного развития  (2 вариант) Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий.

Направления программы нравственного развития

(2 вариант)

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Доброжелательное отношение к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми

Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий.

Направления программы нравственного развития  (2 вариант) Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения . Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др.

Направления программы нравственного развития

(2 вариант)

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения . Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Цель Задачи Основные направления работы Перечень планируемых результатов Формы организации работы Реализация программы должна осуществляться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности , в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  • Цель
  • Задачи
  • Основные направления работы
  • Перечень планируемых результатов
  • Формы организации работы

Реализация программы должна осуществляться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности , в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП:

  • формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ,
  • наличие мотивации к труду, работе на результат,
  • бережному отношению к материальным и духовным ценностям .
Основные направления реализации программы   Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации. 2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности. 3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности. 4. Работа с родителями (законными представителями). 5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

Основные направления реализации программы

  • Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

4. Работа с родителями (законными представителями).

5. Просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.

Программа коррекционной работы  (для 1 варианта)   Коррекционная работа проводится   ―  в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); ―  в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); ―  в рамках психологического и социально-педагогического со­про­вож­дения обучающихся.

Программа коррекционной работы (для 1 варианта)

Коррекционная работа проводится

―  в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

―  в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

―  в рамках психологического и социально-педагогического со­про­вож­дения обучающихся.

Направления коррекционной работы 1. Диагностическая работа 2. Коррекционно-развивающая работа 3. Консультативная работа 4. Информационно-просветительская работа

Направления коррекционной работы

1. Диагностическая работа

2. Коррекционно-развивающая работа

3. Консультативная работа

4. Информационно-просветительская работа

Направления внеурочной деятельности (1 вариант)   Спортивно-оздоровительное направление Социальное направление Общекультурное направление Нравственное направление Формы организации внеурочной деятельности внеурочной деятельности Индивидуальные и групповые занятия Экскурсии Кружки Секции Соревнования Общественно полезные (трудовые) практики и т.д. Социальная интеграция

Направления внеурочной деятельности (1 вариант)

Спортивно-оздоровительное направление

Социальное направление

Общекультурное направление

Нравственное направление

Формы организации внеурочной деятельности внеурочной деятельности

Индивидуальные и групповые занятия

Экскурсии

Кружки

Секции

Соревнования

Общественно полезные (трудовые) практики и т.д.

Социальная интеграция

Организационный механизм внеурочной деятельности  План внеурочной деятельности -  нормативный документ Организации, который оп­ределяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения

Организационный механизм внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности -

нормативный документ Организации,

который оп­ределяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения

Программа сотрудничества с семьей  (для 2 варианта ) Направлена на  Психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР  Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации Организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах его освоения Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

Программа сотрудничества с семьей (для 2 варианта )

Направлена на

Психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации

Организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах его освоения

Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

Требования к условиям реализации АООП   кадровые финансовые материально-технические иные Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся , построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся В АООП должен быть представлен контроль за состоянием системы условий

Требования к условиям реализации АООП

кадровые

финансовые

материально-технические

иные

Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся , построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает

высокое качество образования,

его доступность,

открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей),

нравственное развитие обучающихся,

гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся

В АООП должен быть представлен контроль за состоянием системы условий

Кадровые условия   В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования  и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах , с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника)

Кадровые условия

В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах , с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

При необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника)

Материально-технические условия   Организация пространства, в котором осуществляется реализация АООП (трудовые мастерские, кабинет для проведения уроков «Основы социальной жизни»/ «Домоводство», в классе учебные зоны и зоны отдыха; ассистирующие технологии – индивидуальные технические средства передвижения, приборы для альтернативной коммуникации; оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.)  Организация временного режима обучения  Технические средства обучения  Специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, компьютерные инструменты обучения

Материально-технические условия

Организация пространства, в котором осуществляется реализация АООП (трудовые мастерские, кабинет для проведения уроков «Основы социальной жизни»/ «Домоводство», в классе учебные зоны и зоны отдыха; ассистирующие технологии – индивидуальные технические средства передвижения, приборы для альтернативной коммуникации; оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.)

Организация временного режима обучения

Технические средства обучения

Специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, компьютерные инструменты обучения

Требования к результатам освоения АООП   Личностные - жизненные компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач , обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных сферах, сформированность мотивации к обучении и познанию  Предметные –  достижения в усвоении знаний и умений , возможности их применения в практической деятельности Содержание жизненных компетенций обучающихся Для 2 варианта результаты освоения обучающимися АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных)

Требования к результатам освоения АООП

Личностные - жизненные компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач , обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных сферах, сформированность мотивации к обучении и познанию

Предметные –

достижения в усвоении знаний и умений , возможности их применения в практической деятельности

Содержание жизненных компетенций обучающихся

Для 2 варианта результаты освоения обучающимися АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных)

Личностные результаты освоения АООП (1 вариант)

Личностные результаты освоения АООП (1 вариант)

  • осознание себя как гражданина России , формирование чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению , истории, культуре других народов;
  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях ,
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • Способность к осмыслению социального окружения , своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося , формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • Формирование эстетических потребностей , ценностей, чувств;
  • Развитие этических чувств , доброжелательности и нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни , наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • Формирование готовности к самостоятельной жизни .
Система оценки достижения  личностных результатов освоения АООП Метод экспертной оценки Кто оценивает учитель, воспитатель, учитель-логопед, пе­дагог-психолог, социальный педагог, мед работники Форма работы участников экспертной группы родители психолого-медико-педагогический консилиум Показатели 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; Форма представления результатов 1 балл ― минимальная динамика; Индивидуальная карта развития обучающегося (дневник наблюдений) 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика

Система оценки достижения личностных результатов освоения АООП

Метод экспертной оценки

Кто оценивает

учитель, воспитатель, учитель-логопед, пе­дагог-психолог, социальный педагог, мед работники

Форма работы участников экспертной группы

родители

психолого-медико-педагогический консилиум

Показатели

0 баллов ― нет фиксируемой динамики;

Форма представления результатов

1 балл ― минимальная динамика;

Индивидуальная карта развития обучающегося (дневник наблюдений)

2 балла ― удовлетворительная динамика;

3 балла ― значительная динамика

Компоненты программы оценки личностных результатов освоения АООП 1) полный перечень личностных результатов , прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией ; 2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата 3) систему бальной оценки результатов; 4) документы , в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса); 5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов. 6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Компоненты программы оценки

личностных результатов освоения АООП

1) полный перечень личностных результатов , прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией ;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы , в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Программа оценки личностных результатов Критерий Параметры оценки Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий Индикаторы сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях   способность обращаться за помощью сформированность навыков коммуникации со сверстниками способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях способность обращаться за помощью владение средствами коммуникации   способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации адекватность применения ритуалов социального взаимодействия способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации

Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

Индикаторы

сформированность навыков коммуникации со взрос­лы­ми

способность инициировать и поддерживать ком­му­ни­ка­цию с взрослыми

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

 

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверс­т­ни­ками

способность применять аде­к­ватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

 

способность использовать разнообразные средства ко­м­муникации согласно ситу­ации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно при­менить ритуалы социаль­но­го взаимодействия согласно ситуации

Личностные результаты освоения АООП (2 вариант)

Личностные результаты освоения АООП (2 вариант)

  • Основы персональной идентичности , осознание своей принадлежности к определенному полу, сознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ;
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органическом единстве и разнообразии социальной и природной частей,
  • формирование уважительного отношения к окружающим ;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына / дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • Формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств , доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни , наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни овладения предметными результатами  (вариант 1)    Достаточный уровень Минимальный уровень  обязательный для большинства обучающихся Его отсутствие по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (1 вариант) Если не достигается по всем или большинству предметов , то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) можно перевести на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на 2 вариант АООП

Уровни овладения предметными результатами (вариант 1)

Достаточный уровень

Минимальный уровень

обязательный для большинства обучающихся

Его отсутствие по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП (1 вариант)

Если не достигается по всем или большинству предметов , то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) можно перевести на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на 2 вариант АООП

Оценка предметных результатов (1 вариант) Оценка предметных результатов  - со второго полугодия II-го класса , когда будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета, сама учебная деятельность будет привычной Во время обучения в первом подготовительном (I 1 -м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса - поощрение и стимулирование работы уче­ников с помощью качественной оценки . Центральный результат – появление значимых предпосылок учебной де­я­тель­нос­ти , одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и ко­н­т­ро­лем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Оценка предметных результатов

(1 вариант)

Оценка предметных результатов - со второго полугодия II-го класса , когда будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета, сама учебная деятельность будет привычной

Во время обучения в первом подготовительном (I 1 -м) и I-м классах, а также в течение первого полугодия II-го класса - поощрение и стимулирование работы уче­ников с помощью качественной оценки . Центральный результат – появление значимых предпосылок учебной де­я­тель­нос­ти , одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и ко­н­т­ро­лем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Критерии оценки планируемых предметных результатов Критерий Характеристика достоверность верно/неверно – правильность выполнения задания сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния полнота предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные самостоятельность позиция наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи Виды заданий по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Критерии оценки планируемых предметных результатов

Критерий

Характеристика

достоверность

верно/неверно – правильность выполнения задания сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния

полнота

предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные

самостоятельность

позиция наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи

Виды заданий

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

В текущей оценочной  деятельности возможно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:  «удовлетворительно» - верно выполнено от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «отлично» ― свыше 65%. Возможно использование традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале , однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения.

В текущей оценочной деятельности возможно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» - верно выполнено от 35% до 50% заданий;

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«отлично» ― свыше 65%.

Возможно использование традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале , однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП  (1 вариант)    осуществляется образовательной организацией по завершению реализации АООП Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни Оценка знаний и умений по выбранному профилю труда

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП (1 вариант)

осуществляется образовательной организацией

по завершению реализации АООП

Комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни

Оценка знаний и умений по выбранному профилю труда

(2 вариант)       Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного год а. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).

(2 вариант)

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного год а.

Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП  (2 вариант)    осуществляет образовательная организация Предмет – достижение результатов СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся . Система оценки отражает :

Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП (2 вариант)

осуществляет образовательная организация

Предмет – достижение результатов СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся .

Система оценки отражает :

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет
Специальная индивидуальная программа развития   СИПР

Специальная индивидуальная программа развития СИПР

Целью реализации программы является  обретение обучающимся таких жизненных компете нций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач , обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного , планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Целью реализации программы является

обретение обучающимся таких жизненных компете нций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач , обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного , планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

СИПР составляется на один учебный год . В ее разработке принимают участие все специалисты , работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.  Порядок разработки и реализации СИПР закрепляется в образовательной организации локальным актом «Положением о специальной индивидуальной программе развития»

СИПР составляется на один учебный год .

В ее разработке принимают участие все специалисты , работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

Порядок разработки и реализации СИПР закрепляется в образовательной организации локальным актом «Положением о специальной индивидуальной программе развития»

Общие подходы к разработке  специальной индивидуальной программы развития Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка.  Содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы , в т.ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Для этого необходима организация взаимодействия специалистов и его семьи. Расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка путем индивидуально дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду с использованием специфических методов и средств обучения

Общие подходы к разработке

специальной индивидуальной программы развития

Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями ребенка.

Содержания образования – максимально расширяется компонент «жизненной компетенции», но «академический» компонент сохраняется в объеме, соответствующим индивидуальным возможностям ребенка.

Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы , в т.ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Для этого необходима организация взаимодействия специалистов и его семьи.

Расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка путем индивидуально дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду с использованием специфических методов и средств обучения

Этапы организации образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость, тяжелыми и множественными нарушениями развития:

Этапы организации образования детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость, тяжелыми и множественными нарушениями развития:

  • заключение ПМПК;
  • психолого-педагогическое обследование ребенка в условиях образовательной организации;
  • разработка СИПР командой специалистов в сотрудничестве с семьей / законными представителями с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося;
  • обеспечение условий реализации СИПР;
  • реализация СИПР;
  • мониторинг и оценка результатов освоения СИПР и АООП
Структура специальной индивидуальной программы развития общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; организация реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях .

Структура специальной индивидуальной программы развития

  • общие сведения о ребёнке;
  • характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание образования в условиях организации и семьи;
  • организация реализации потребности в уходе и присмотре;
  • перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
  • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
  • перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях .

Общие сведения

Общие сведения

  • персональные данные о ребенке и его родителях;
  • бытовых условиях семьи,
  • оценку отношения членов семьи к образованию ребенка; заключение ПМПК,
  • рекомендации ИПР.

Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития

данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка ;

особенности проявления познавательных процессов : восприятий, внимания, памяти, мышления;

состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

сформированность социально значимых навыков, умений : коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

потребность в уходе и присмотре . Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

выводы по итогам обследования : приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

Индивидуальный учебный план  учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность , соответствующие уровню актуального развития ребенка, объем недельной нагрузки на обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.

Индивидуальный учебный план

учебные предметы,

коррекционные занятия,

внеурочную деятельность , соответствующие уровню актуального развития ребенка, объем недельной нагрузки на обучающегося.

Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося).

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).

Программа формирования базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников , к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; Формирование учебного поведения : направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять задание : в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Программа формирования базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников , к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;

Формирование учебного поведения :

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание :

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете , высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание  ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием технических средств реабилитации (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Уход предполагает выполнение следующей деятельности:

уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.);

кормление и/или помощь в приеме пищи;

сопровождение ребенка в туалете , высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;

раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;

контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);

придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний),

смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием технических средств реабилитации (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся , сохранности материальных ценностей и осуществляется, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие расстройств аутистического спектра ( РАС ), нарушений эмоционально-волевой сферы : агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение ; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии , других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо утрату предмета.

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся , сохранности материальных ценностей и осуществляется, когда у ребенка наблюдаются

проблемы поведения вследствие расстройств аутистического спектра ( РАС ), нарушений эмоционально-волевой сферы : агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение ; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.);

в случаях эпилепсии ,

других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо утрату предмета.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре , которые отражаются в  индивидуальном графике с указанием времени, деятельности, лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре , которые отражаются в

индивидуальном графике с указанием

времени,

деятельности,

лица, осуществляющего уход и присмотр,

а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

В разработке и реализации СИПР участвуют все специалисты образовательной организации, работающие с ребенком. Мультидисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся:

психолого-педагогическое изучение,

разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР),

реализация и корректировка СИПР,

анализ результативности обучения.

При необходимости должны быть организованы консультации других специалистов, которые не включены в штатное расписание образовательной организации (врачи: психиатры, невропатологи, сурдологи, офтальмологи, ортопеды и др.) для проведения дополнительного обследования обучающихся и получения обоснованных медицинских заключений о состоянии здоровья воспитанников, возможностях лечения и оперативного вмешательства, медицинской реабилитации; для подбора технических средств коррекции (средства передвижения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуховые аппараты и кохлеарные импланты, очки, другие средства коррекции зрительных нарушений и т.д.)

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на

повышение информированности семьи об образовании ребенка,

развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами,

отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

Программа сотрудничества специалистов с семьей Задачи Возможные мероприятия Психологическая поддержка семьи тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Программа сотрудничества специалистов с семьей

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

  • тренинги,
  • психокоррекционные занятия,
  • встречи родительского клуба,
  • индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами,
  • тематические семинары
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР. Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии . Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра). К ассистирующим технологиям относятся:

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии . Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра).

К ассистирующим технологиям относятся:

  • индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и др.);
  • приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • электронные адапторы, переключатели и др.;
  • подъемники, душевые каталки и другое оборудование, облегчающее уход и сопровождение.
Учить детей сегодня трудно,  И раньше было нелегко.  Читать, считать, писать учили:  «Даёт корова молоко».  Век 21 – век открытий,  Век инноваций, новизны,  Но от учителя зависит,  Какими дети быть должны.  Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе  Светились от улыбок и любви,  Здоровья Вам и творческих успехов  В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья Вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Сохранить у себя:
Презентация "Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки