Презентация элективного курса по химии для учащихся 9 класса
Автор: учитель химии МБОУ «СОШ №12» г. Кемерово
Павлова Светлана Сергеевна
Химия в быту
Всего на изучение курса
17ч
1.Вещества в ванной
2.Вещества на кухне
3.Будьте красивыми
4.Лекарства в доме
5. Химия и искусство
Практические работы
№ 1. «Определение рН раствора
мыла и порошка»
№ 2 «Исследование продуктов на
наличие красителей»
№ 3. «Определение
йода в продуктах питания.
Кислотность молока»
№ 4. «Определение нитратов в продуктах»
№ 5. «Анализ лекарственных препаратов».
Э к с п е р и м е н т
Э к с п е р и м е н т
Э к с п е р и м е н т
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО
ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
« Химия в быту»
Составила: учитель МБОУ «Малобутырская СОШ»
Сиротина С.Н.
Пояснительная записка
Элективный курс «Химия в быту» предназначен для учащихся 9-го класса основной
школы . Он ориентирован на углубление и расширеннее знаний, развитие любознательности,
интереса к химии и обучению, умений правильно обращаться с химическими препаратами
в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.
Она включает в себя элементы как наблюдения, измерения, выдвижение гипотез,
экспериментирование, анализ информационных источников, совершенствует
коммуникативные умения учащихся.
Программа элективного курса является логическим продолжением курса
базового уровня и направлена на расширение этих знаний с целью применения в
реальной жизни. Позволяет сформировать у учащихся представление о проникновении
химии во все области жизни человека, о том, что химия – экспериментальная наука.
Цель курса: создание основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественно-научного профиля обучения.
Количество часов: 17
Направление: ориентационное.
Задачи:
- предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии, применять полученные знания о веществах в повседневной жизни ;
- совершенствовать экспериментальные умения;
- развивать познавательную активность и самостоятельность, творческие способности;
- развивать навыки правильного обращения с веществами и их использования в быту.
Основные виды деятельности: знакомство с теоретическим материалом по курсу и приобретению учащимися практических навыков – практикум.
Элективный курс состоит из пяти взаимосвязанных разделов. Итогом всей работы является выступление учащихся с творческими работами.
Содержание курса
Темы
Кол-во часов
I. Введение
Виды деятельности
1
II. Вещества в ванной
Лекция
4
III. Вещества на кухне
Лекции, семинары, практические и лабораторные работы.
4
IV. Химия и лекарства
V. Будьте красивыми
3
Лекции, практические работы, семинары,
Лекции, экскурсии, практические работы, семинары.
3
VI. Химия и искусство.
Лекции, беседы, лабораторные и практические работы.
1
Семинар.
VII. Итоговое занятие
1
Выступления с рефератами,
проектами.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
I
К-во ч.
II
1
Введение.
Вещества в ванной
2
Химия вокруг нас – бытовая химия. Из истории использования химических веществ в быту. Правила техники безопасности.
1 1
3
Дата
Зада-
Моющие и чистящие средства. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Химическая грамотность.
3 1
Щелочность раствора. Валеологический подход к выбору моющих средств, туалетного мыла.Проблемный урок с элементами исследования. Значение чистой кожи. Определение типа кожи и подбор туалетного мыла. Пр.р.№1. «Определение рН растворов мыла и порошка»
нне на дом
1
Сообщения уч-ся по теме.
Конспект №1.
Оформление записей. по пр. р. №1.
Приготовить сообщение.
Приготовиться к семинару.
4
Ш
Конференция «Если вы стираете сами». Химчистка на дому. Уборка дома».. Лабораторный опыт «Удаление пятен» .
6
1
5
Вещества на кухне
7
Семинар «Чай, кофе, пряности. Гигиена питания. Аллергия на пищевые продукты и пищевые отравления. Пищевые добавки и индекс «Е».
4
Разнообразие посуды. Влияние её на приготовление пищи. Гигиенические требования по уходу за посудой
1
1
Конспект №2.
Пр. р. №2.«Исследование продуктов на наличие красителей. Состав шипучих напитков. Распознавание пищевых добавок, запрещённых к применению в пищу».
8
1
Конспект №3
Пр. р.№3 «Определение йода в продуктах питания. Кислотность молока». Пр.р.№4 «Определение нитратов в продуктах питания».
Оформление записей по пр.р. №2.
Подготовиться к семинару.
1
Оформление записей по пр. р. №3,№4.
IV
Химия и лекарства
3
11
9
Лекарственные препараты и проблемы . связанные с их применением».
Экскурсия в аптеку.
Пр. р. №5 «Анализ лекарственных препаратов».
10
1
1
1
Конспект №4
Оформление записей по пр.р. №5.
V
Будьте красивыми
13
12
Косметические средства и здоровье человека. Средства ухода за зубами.
Декоративная косметика Духи, помады, кремы, лаки, дезодоранты
3
14
1
1
Экскурсия в косметический салон.
VI
15.
VII
Химия и искусство.
1
Конспект №6.
Путешествие в удивительный мир красок. Оксиды – основа красящего пигмента.
Конспект №5.
16-
Итоговая работа.
1
Защита индивидуальных проектов и рефератов.
1
17
2
Конспект №7.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, заключенные в шести разделах курса;
- состав белков, жиров и углеводов, их значение в питании человека;
- как составлять меню и правильно питаться;
- состав мыла и CMC, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения воды
- и удаления накипи;
- механизмы действия средств бытовой химии;
- причины, источники и способы загрязнения окружающей среды;
- способы предупреждения загрязнения окружающей среды продуктами бытовой химии;
- влияние на состояние здоровья человека соединений бытовой химии;
- правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
- правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента;
- какие оксиды используются для основы красящего пигмента для производства красок
- уметь:
- подбирать туалетное мыло в зависимости от типа кожи, правильно пользоваться средствами бытовой химии;
- подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года;
- осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности;
- анализировать состав лекарственных препаратов, средств бытовой химии;
- проводить качественные реакции по определению состава веществ;
- определять цель, выделять объект исследования;
- работать с дополнительной литературой;
- работать в группе;
- писать и защищать рефераты, доклады, творческие отчеты, проекты, придерживаясь определенного плана.
Образовательный продукт. Структурно-химические схемы «Классификация веществ», «Строение веществ», «Свойства веществ». Опорные схемы, конспекты. Сообщения, доклады, рефераты. Творческие отчеты. Сравнительные и обобщающие таблицы. Проекты, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Темы рефератов (проектов)
- Техника выведения различных пятен. Современные пятновыводящие средства.
- Химия и косметика.
- Искусственная пища: за и против.
- Общие тенденции современного макияжа.
- Исследование продуктов питания городского рынка.
- Правила хранения лекарственных препаратов.
- Какая краска для волос лучше?
- Средства ухода за обувью, мебелью, одеждой.
10. Ароматические средства.
11. Экологически безопасное поведение при использовании средств бытовой химии.
- Рациональное питание и здоровье.
- Макро- и микроэлементы, их биологическая роль.
- Химические материалы, использующиеся в искусственных органах.
- Соединения серы и селена в косметике.
- Полимеры в медицине.
- Как придать одежде обновленный вид (крахмаление, аппретирование, антистатистическая обработка).
- Отравление препаратами бытовой химии
- Искусственная пища: за и против.
- Какая краска для волос лучше?
- Отравление препаратами бытовой химии
- Химические материалы, использующиеся в
искусственных органах.
- Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, комары).
Литература.
Литература для учителя БалуеваГ.А., ОсокинаД.Н. Все мы дома химики. М: Химия, 1979; Войтович В.А., Афанасьев А.X. Химия в быту. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1974; Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. М.: Аркти, 2003; Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. М.: Просвещение, 1984; Шепелев A.M. Ремонт квартиры своими руками. М.: Московский рабочий, 1979; Юдин A.M., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1982.
Литература для учащихся ГузейЛ.С, Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия-9. М.: Дрофа, 2005; Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг, 2000; Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992; Энциклопедия для настоящих девочек. Минск: Современное слово, 1999; Юдин A.M., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас. М.: Химия, 1 985.
Итоговое мероприятие
пресс-конференция
«Неорганические соединения вокруг нас»