Урок литературного чтения. 3 класс.
Тема: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.
Цели: формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным
произведением;
совершенствовать навык чтения;
познакомить с биографией В. Ю. Драгунского;
через работу с литературным произведением воспитывать любовь к природе
и всему живому в ней;
развивать устную речь и литературно – творческие способности учащихся;
продолжать работу по профилактике и коррекции нарушений опорно-двига-
тельного аппарата.
Оборудование: портрет В. Ю. Драгунского, карточки со словами, карточки буквенного лото, иллюстрации к произведению, видеоаппаратура.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Начнём урок с разминки,
У всех прямые спинки.
Глаза следят по сторонам:
То буква здесь, то буква там.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Дети работают по карточкам буквенного лото.
- Назовите буквы, которые у вас остались не закрытыми.
Называют буквы р, у, с ,и.
2. Сообщение темы урока.
- Ребята, догадайтесь, как расставить эти буквы в данное слово, чтобы получилась фамилия писателя, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
На доске карточка Д .аг .н .к .й.
-Кто догадается, поднимет руку и скажет мне на ушко.
Учитель проходит по ученикам, выслушивая их варианты.
-Пожалуйста, вставить первую пропущенную букву, вторую и т.д.
-Прочитаем хором, что получилось.
Дети читают «Драгунский»
-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.
На доске открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг.
-Ребята, кто уже знаком с творчеством этого писателя?
-О писателе Викторе Драгунском вам расскажет Лапшина Кристина.
Ученица рассказывает о биографии В. Драгунского.
3. Этап подготовки к восприятию произведения.
-Рассказ, который мы будем читать, называется «Он живой и светится».
Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чём может быть этот рассказ.
Ученики высказывают свои предположения.
Опорные слова: ждал маму, самосвал, светлячок, променял.
4. Первичное восприятие текста.
- А сейчас самостоятельным чтением рассказа, проверим, оправдаются ли ваши предположения. Приготовьте карандаш, чтобы отметить при чтении непонятные для вас слова. Разулись и прошли на ковёр. Приняли правильное положение для чтения, лежа, и читаем про себя.
-Ребята, вы прочитали рассказ, какие предположения подтвердились?
- А кто является главным героем рассказа?
-Этот мальчик и есть Денис Кораблёв.
5. Физкультурная минутка.
Встаем с ковра и проходим к своим местам, достаём массажные коврики.
Немного отдохнём.
Дети под руководством учителя выполняют физические упражнения на массажных ковриках.
6. Зрительно-слуховое восприятие произведения.
-На основе сюжетов рассказов Виктора Драгунского в своё время были созданы детские художественные фильмы, главным героем которых является Дениска Кораблёв.
- Мы сегодня посмотрим фрагмент из фильма «Весёлые истории». Ваша задача, определить сходство и различие экранизации произведения и рассказа, который вы прочитали. Выпрямили свои спинки, прислонились к спинке стула и внимательно смотрим.
Дети смотрят фрагмент из фильма, сидя за партами..
-Что общего увидели?
-А какие заметили различия?
7. Словарная работа и работа по содержанию.
-Ребята, когда вы читали рассказ и смотрели фрагмент, какие слова для вас оказались непонятными?
Дети называют слова.
- В рассказе встречаются и следующие слова: брынза, Гватемала. Барбадос, добрость. Значение, каких слов можете объяснить?
Учитель даёт толкование словам, которые остались не разобранными.
брызза – соленый сыр из овечьего молока
Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы
Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова
- А сейчас вам предстоит групповая работа. По своим рядам пройдите к конторкам. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом.
Карточка с вопросами.
О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться
Б) чем ему заняться
В) куда пропал его друг
О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору
Б) дать самосвал домой
В) дать немного поиграть
Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка
Б) мама не разрешала давать свои игрушки
В) это был подарок папы
Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал
Б) выменял
В) уговорил
Проверка проводится коллективно.
8. Анализ произведения.
-Ребята, возьмите учебники, пройдите на ковёр, примите положение, лёжа и снова поработаем с текстом.
-Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.
Учитель показывает три иллюстрации: мальчики у песочницы, Дениска держит коробочку со светлячком, мама с Дениской. Ученики находит соответствующие отрывки, зачитывают их. После каждого отрывка проводится беседа.
I отрывок.
- Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время?
II отрывок.
-Изменилось ли настроение Дениски? Что он чувствовал теперь?
III отрывок.
- Как отреагировала мама на поступок Дениски?
- Как вы поняли, почему же Дениска отдал самосвал за светлячка?
9. Подведение итогов.
Ребята, пройдите за парты.
-Понравился ли вам рассказ?
-Как вы расцениваете поступок Дениски?
-Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»?
10. Оценивание учащихся за работу на уроке.
11. Домашнее задание: придумать продолжение рассказу
.