Преимущества и недостатки электронного обучения
В последние десятилетие в образовательное пространство нашей страны активно внедряются образовательные технологии, которые базируются на применении электронных средств обучения, в первую очередь, Интернет ресурсов. Переход к современным образовательным технологиям сотвечает требованиям современного общества, упрощает решение определенных задач, поставленных образовательными организациями, по реализации федеральных образовательных стандартов, расширяет возможности обучающихся, студентов и преподавателей.
Вопросам развития электронного и дистанционного обучения посвящены много научных работ российских и зарубежных исследователей. У многих из них нет единой точки зрения по поводу определения «электронного обучения». Одни считают электронное обучение формой дистанционного, другие определяют его как парадигму.
Термин «Электронное обучение» используется в России еще сравнительно редко. Однако в странах Северной Америки и Западной Европы аналоги этого термина (Electronic Learning, Electronic Tutoring) в последние годы применяются достаточно широко [1]. Термин «Электронное обучение» постепенно вытесняют понятие «Distance Learning» (дистанционное обучение). Связано это с тем, что массовое применение информационно-коммуникативных технологии в образовательных организациях приводит к размытию границ между дистанционным и традиционным обучением внутри образовательного учреждения [5].
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дистанционная и электронная формы обучения приобрели законодательный статус (ст. 15, 16). Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [4].
Электронное образование предоставляет ряд возможностей в сфере образования:
Электронное обучение дает возможность включает в образовательный процесс разные слои населения, которые в силу тех или иных причин (социальных, возрастных, национальных и др.) не имели возможностей воспользоваться традиционными образовательными услугами.
Электронное обучение способствует повышению качества образовательного процесса. Как правило, внедрение информационных технологий, сопровождается повышением качества курсов и программ учебных заведений. Преподаватели и обучаемые в системе электронного обучения развивают свои знания, умения и навыки в соответствии с новейшими технологиями и стандартами.
Электронное обучение дает возможность снизить долю расходов традиционных учебных заведений, оптимизировать и усовершенствовать управление образовательным процессом, позволяет увеличить уровень оплаты труда педагогов и специалистов, создающих электронные учебные ресурсы.
Электронное обучение предоставляет возможность реализовать индивидуальную траекторию обучения в соответствии с когнитивными особенностями личности обучающегося. В учебном заведении обучающийся, студенты и преподаватели могут получать учебную информацию и заниматься практически в любом оборудованном кабинете.
Электронное обучение представляет собой программный продукт, доступ в систему осуществляется через Интернет в свободном режиме или с авторизацией пользователей – по логину и паролю. После процесса авторизации каждому пользователю предоставляется набор модулей (лекции, уроков, практических занятий и т.п.) для изучения. Результат учебного процесса анализирует преподаватель, формируя ответы и просматривая результаты тестирования [3].
Не стоит забывать, что именно электронное обучение позволяет перейти к реализации основных принципов современного образования – «образование через всю жизнь» и «образование для всех».
При всех выявленных достоинствах электронного обучения ряд проблем остается под вопросом и требуют дальнейшего рассмотрения.
К основным проблемам электронного обучения можно отнести:
Первая проблема состоит в том, что «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, – должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Другой не менее важной проблемой является кадровая проблема. Недостаточно обеспечить преподавателя современными информационными технологиями (скоростной интернет, ноутбук, планшет, электронный учебник, мультимедийная доска и т.п.), но необходимо его еще и научить пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками [3].
Существует проблема защиты информации в Интернете. Есть множество подходов к оценке защищенности информации в различных системах, однако, большинство из них являются универсальными и требуют адаптации к конкретному виду систем. Важной является задача разработки новых и модернизация существующих подходов к оценке защищенности систем дистанционного и электронного обучения [2].
По моему мнению, с развитием Интернета, технологии дистанционного и электронного обучения все больше проникают в нашу жизнь. Глобальной перспективой развития электронного обучения в нашей стране может стать формирование непрерывного образования. И в дальнейшем специализированные учебные центры будут готовить учебные материалы, адаптированные для использования в электронном обучении, сотрудники организации и компании смогут повышать квалификацию, проходить переподготовку без отрыва от основной деятельности.
Можно сделать вывод, что применение в общеобразовательных учреждениях электронных форм обучения благоприятно сказывается на психолого-педагогическом аспекте образовательного учреждения, способствуя развитию индивидуальных качеств обучающихся, студентов и преподавателей. Электронное обучение – это актуальное решение в современном стремительном экономическом мире.
Литература
Обзор мирового и российского рынка электронного обучения, 2012. Режим доступа: http://seemedia.ru/wp-content/uploads/E-learning.pdf .
Оладько В.С., Микова С.Ю., Нестеренко М.А. Технологии защиты интернет-технологий и web-приложений [Электронный ресурс]//Международный научный журнал. – 2015. - №8. URL: http://www.inter-nauka.com/issues/2015/8/476 .
Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы: Материалы конференции // Вопросы современной науки и практики. 2006. № 1. С. 89‒90.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Johns, N. The development of socialization in on-line learning environment / N. Johns // Journal of Interactive Online Learning −2005. − №3.