Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.

Я твёрдо уверена, что нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблемами задолго до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников.

Проблема преемственности всегда была и будет. Здесь есть очень много как объективных, так и субъективных причин. Но это не значит, что на неё надо закрывать глаза. Частичные пути решения не только в проведении педсоветов и семинаров, а лучше в психолого-педагогических консилиумах, но и в заинтересованности педагогов среднего звена не тогда, когда уже "взяли", а "до". Если учитель предметник познакомится с детьми еще, будучи в 4 классе, проведёт несколько уроков сам, поможет учителю провести коррекцию с учётом специфики средней школы - то результат не заставит себя ждать. А часто ли учителя предметники посещают уроки начальной школы, хотя бы открытые? А это тоже необходимо. Мнение что начальная школа "готовит нам продукт" для дальнейшей работы ошибочно. Нам с этим "продуктом" работать, а значит, мы в нём заинтересованы не меньше. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема задолго до окончания начальной школы. Таков опыт по преемственности необходим. Серия открытых уроков, классных часов, шефская работа старшеклассников- всё это залог безболезненного перехода в среднюю школу.

Содержимое разработки

Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.

Я твёрдо уверена, что нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблемами задолго до окончания начальной школы. И не забывать, что адаптационный период в 5 классе очень труден для наших учеников.

Проблема преемственности всегда была и будет. Здесь есть очень много как объективных, так и субъективных причин. Но это не значит, что на неё надо закрывать глаза. Частичные пути решения не только в проведении педсоветов и семинаров, а лучше в психолого-педагогических консилиумах, но и в заинтересованности педагогов среднего звена не тогда, когда уже "взяли", а "до". Если учитель предметник познакомится с детьми еще, будучи в 4 классе, проведёт несколько уроков сам, поможет учителю провести коррекцию с учётом специфики средней школы - то результат не заставит себя ждать. А часто ли учителя предметники посещают уроки начальной школы, хотя бы открытые? А это тоже необходимо. Мнение что начальная школа "готовит нам продукт" для дальнейшей работы ошибочно. Нам с этим "продуктом" работать, а значит, мы в нём заинтересованы не меньше. 
Будущий классный руководитель и учителя предметники должны быть знакомы со своими будущими учениками и их удачами и проблема задолго до окончания начальной школы.  Таков опыт по преемственности необходим. Серия открытых уроков, классных часов, шефская работа старшеклассников- всё это залог безболезненного перехода в среднюю школу.

Необходимость снятия стрессовой напряжённости учащихся 5 классов, проявления социально-педагогической заботы о психологическом состоянии и здоровье каждого ученика начальной школы. Основная идея - переход учителя начальных классов со своими детьми в среднее звено. Актуальность проблемы – «5-ый класс»

1. Снижение качества учебно-воспитательного процесса.

2.Резкая потеря интереса к учёбе и познавательной активности. 3.Несформированная готовность и отсутствие необходимых умений самостоятельно учиться .

4.Отсутствие готовности к вступлению в подростковый возраст в современных условия.

5. Структурный разрыв целостности учебно-воспитательного процесса .

6. Дидактический и методический разрыв целостности учебно-воспитательного процесса.

7. Противоречие между научной периодизации возрастных особенностей учащихся начальной школы и её четырехлетней структурой.

8. Отсутствие необходимого педагогического сопровождения, основанного на принципе преемственности.

9. Несформированная готовность учащихся начальной школы быть субъектами обучения и самовоспитания.

Задачи эксперимента:

1. Обеспечить адаптивный переход из одной образовательной среды в другую (взаимодействие детского сада и первого класса начальной школы, начальной школы и средней школы на основе принципов преемственности, природосообразности.

2. Раскрыть пути целенаправленного решения проблемы «Научить учиться», последовательно и системно осуществляемой с первого по шестой класс.

3. Педагогически обеспечить подготовку ученика начальной школы к многопредметному обучению, осуществляемому разными учителями.

4. Системно решить проблему педагогического сопровождения учащихся начальной школы с первого по шестой класс.

5. Системно раскрыть проблему педагогического обеспечения социализации личности школьника как субъекта обучения и самовоспитания. Экспериментальная модель позволяет системно решать проблему формирования ученика начальной школы как субъекта обучения и самовоспитания с 5-ти основных позиций:

Учения , общения, отношений, разносторонней деятельности, целенаправленной социализации.

Работая над данной проблемой, мы добились положительных результатов в вопросах преемственности. 






ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

1.Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5-ов.

2.Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий.

3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».

5.Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

6.Проведение родительского собрания.

7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. 8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ). 9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п. 10.Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

11.Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

12.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». 
Наверное главная причина в том, что учителя начальных классов видят в каждом ребенке личность. Пытаются развить ее, поддерживают любые мало-мальские стремления и усилия ребенка. Поэтому вроде бы слабенький в 1 классе ученик к 4-му выравнивается, становится успешным. А учителя средней школы рассматривают детей в основном как некий продукт с определенными ЗУНами, которые почему-то должны быть у всех одинаково хорошими. А если ребенок не дотягивает до их стандарта, то ставят на нем крест "Оказывается он слабый!", "Он ничего не понимает - будет неуспевающим!" "ЕГЭ сдать не сможет!" А ведь он всего лишь 5-классник, и он пришел в школу, чтобы научиться.


Сохранить у себя:
Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки