Представление педагогического опыта
учителя английского языка
МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
Ромодановского района Республики Мордовия
Горюновой Ирины Владимировны
Тема опыта:
«Развитие познавательной и информационно - коммуникативной компетентностей учащихся на уроках английского языка через использование интерактивных средств обучения».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в следующем: создание на уроках английского языка творчески-развивающей образовательной среды за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания вследствие насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных и интерактивных форм обучения.
Исходя, из концепции модернизации российского образования к системе школьного образования предъявлены следующие требования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".
Достижение данных требований в преподавание иностранных языков связано с инновационными процессами в организации обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
В связи с этим ведущей педагогической идеей моего опыта является: включение в образовательный процесс интерактивных форм обучения (проектов, видео-уроков, дискуссий, инсценировок и т. п.) на основе привлечения дополнительных материалов (Интернет-ресурсы, видеофайлы, презентации, песни, сказки и т.д.).
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта:
Опыт формировался и апробировался на базе МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1» п.Ромоданово Республики Мордовия. Педагогический коллектив школы на протяжении всех лет её существования активно работал по внедрению новых педагогических технологий в образовательный процесс вообще и при организации обучения английскому языку в частности.
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Началом работы по теме опыта стал анализ диагностики уровня коммуникативной компетенции, которая была проведена мною по результатам контроля всех видов речевой деятельности. Для проведения диагностики в апреле 2017 года мною была выбрана параллель обучающихся 9-х классов (выпускников основной школы).
Результаты исследования показали, что высокий и средний уровень по чтению демонстрируют 68% обучающихся, по аудированию – 45%, по письму – 41%, по говорению – 43%.
Проведенные диагностики свидетельствовали о необходимости активизации работы учителя английского языка по повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.
Наличие теоретической базы опыта:
В исследованиях О. А .Голубковой, Т. Н. Добрыниной, В. К. Дьяченко, М.В.Кларина, Т.А.Мясоед., и др. отражаются проблемы освоения и использования интерактивных методов обучения. В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П. Д. Гаджиева, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, Т. А. Мясоед, Б. Ц. Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л. К. Гейхман, Л. В. Зарецкая, Д. А. Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л. Н. Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е. В. Коротаева, А. Ю. Прилепо, Н. Е. Щуркова и другие).
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.
В чём состоит технология интерактивного обучения?
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Важно квалифицированно направить педагога на достижение поставленных учебных целей.
В этом ему поможет знание структуры процесса обучения с применением ТИО.
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.
Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в 5 и в 11 классах.
Немного подробнее коснемся вопроса применения различных форм игры на уроках иностранного языка.
Например, технология работы в парах или тройках, как постоянных, так и ротационных (сменных). Ни для кого не секрет, что такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку.
Технология «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Изучая тему «Черты характера», стараюсь предлагать «аквариумный диалог»: текст диалога может быть любым, например, разговор у стойки регистратора в отеле. Задача актеров — передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей — заметить, объяснить свои выводы, сказать, на чем они основывались, чем руководствовались. Эмоциональные роли предлагает сам учитель, естественно, втайне от зрителей, например: «вы оптимист, на все реагируете с улыбкой» или «вы очень болтливый человек, склонный к панибратству».
Использование технологии «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Одежда», «Дом», параллельно отрабатывая всевозможные грамматические конструкции. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мороженое!» или «Кто сегодня одет в белую футболку?», «У кого дома письменный стол стоит у окна?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на языке.
Иногда использую и такую форму интеракции, как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение, и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Как логичное продолжение можно использовать групповую работу.
При использовании технологии «Дерево решений» класс делится на 2 или 3 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе. Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов). Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.
Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «знакомство», «разговор в общественном месте», «в театре» и т. д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Не нуждающаяся в представлении и очень любимая мной технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на уроках. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–5 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).
При использовании технологии «Незаконченное предложение» ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Подобная технология «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Методы кейстехнологии такой как Метод ситуационного анализа –позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.. Кроме текста учащиеся получают вопросы : в чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Каков выход?
В методе инцидента учащиеся сами находят информацию для решения.
Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.
Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.
Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.
Негатив: скудный словарный запас не позволяет выражать мысли, в учебниках недостаточно материала для данных методов.
ИКТ – без этих технологий невозможен сегодня урок английского языка и применение вышеназванных технологий.
Можно сделать вывод, что интерактивное обучение в силу разнообразных форм и возможностей его реализации позволяет не только решить массу задач в области развития коммуникативных умений и навыков, но и способствует социализации личности, умению работать в команде, позволяет снизить психологическое напряжение учителя и ученика. Как результат-достижение следующих возможностей:
Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации
Возможность визуализации
Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;
Увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания;
Развитие интуиции, логического и образного мышления.
Если в совокупности применять современные технологии, то можно добиться определенных результатов, не смотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку.
Анализ результативности:
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках английского языка дает высокие результаты:
1. Положительная динамика учебных достижений – повышение качества обученности: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные - быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности;
2. Активизация участия школьников в конкурсах различного уровня;
3. Повышение мотивации обучения. Эффективно используется учебное время на уроке, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе. У учащихся развиваются личные и социальные навыки, творческие способности и уверенность в себе.
4. Рост творческого потенциала педагога, проявляющийся в создании базы дидактических материалов в форме методической копилки.
Результативность моей профессиональной деятельности характеризуется качеством знаний учащихся – 78%.
Значительное внимание в своей работе уделяю республиканским и всероссийским конкурсам и проектам, которые дают возможность участвовать не только одаренным детям. Мои учащиеся являются: победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и участниками регионального этапа, участниками и победителями Российского конкурса «Олимпус», «Олимпусик», «Альбус», «Мультитест», участниками Республиканской страноведческой олимпиады, призёрами и лауреатами международной олимпиады “English Skills ”, призёрами открытого республиканского фестиваля иностранного языка «Мы-будущее России».
Трудности и проблемы при использовании данного опыта:
Учитель имеет все возможности, чтобы пробудить в ребенке те сокрытые «сокровища», которыми он владеет. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение и отмечать каждый их успех. И тогда познавательно-творческая активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.
Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на высочайшем уровне владеть методикой преподавания английского языка в школе. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, участием в семинарах. При использовании интерактивных средств обучения могут возникнуть такие трудности:
- трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях;
- активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;
- представляется невозможным использование активных методов обучения в многочисленной аудитории;
- возможность негативных последствий: отношение коллег к новым подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя; влияние на продвижение по службе.
На мой взгляд, эти барьеры необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению.
А трудность педагогического опыта состоит и в том, что педагог должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую любовь к детям.
Адресные рекомендации по использованию опыта:
Опыт работы обобщен и представлен на сайте МБОУ «Ромодановская СОШ №1» http://sc1rom.schoolrm.ru, на Методическом портале учителя http://metodsovet.su., на Дистанционных образовательных порталах: «Продлёнка» http://www.prodlenka.org/ и «Мир олимпиад» https://mir-olymp.ru.
С 2018 г являюсь руководителем районного МО учителей иностранного языка. На заседаниях МО учителей иностранного языка я делюсь опытом. Провожу открытые уроки, привлекаюсь к проверке письменных олимпиадных работ на муниципальном уровне, делюсь накопленными материалами. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации и вебинары. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов. И самое главное, я устремляюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, а главное, запросам моих учеников.
Наглядное приложение:
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме “What do you know about America?” размещена на сайте mir.olymp.ru.
https://mir-olymp.ru/publication/tekhnologicheskaia-karta-uroka-angliiskogo-iazyka-v-6-klasse-what-do-you-know-ab.html
Видео-нарезки участия в республиканском фестивале иностранного языка «Мы-будущее России»:
https://www.youtube.com/watch?v=F54Nrka3QUw&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=uGA8dl5bi0Q&feature=youtu.be.