Представление опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе традиционных ценностей отечественной культуры».

затрагивающие не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности, обозначили необходимость усиления воспитательной работы по всем значимым направлениям духовной жизни общества.

Развитие сети Интернет, социальных сетей, СМИ, деформирование некоторых идеалов, убеждениий, взглядов, усиление влияния инокультурных образцов мышления и поведения привело к определенной переоценке традиционных российских духовных ценностей. Постепенно происходит снижение и утрата патриотического сознания молодого поколения, его социальная апатия, нежелание молодежи содействовать экономическому, политическому, культурному прогрессу России. Поэтому проблема формирования и развития патриотизма на уровне общества, социальной группы, отдельной личности сегодня стоит как никогда остро.

Содержимое разработки

 «Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе традиционных ценностей отечественной культуры».

Сложные и неоднозначные процессы, происходящие в последнее время в России и в мире, затрагивающие не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности, обозначили необходимость усиления воспитательной работы по всем значимым направлениям духовной жизни общества.

Развитие сети Интернет, социальных сетей, СМИ, деформирование некоторых идеалов, убеждениий, взглядов, усиление влияния инокультурных образцов мышления и поведения привело к определенной переоценке традиционных российских духовных ценностей. Постепенно происходит снижение и утрата патриотического сознания молодого поколения, его социальная апатия, нежелание молодежи содействовать экономическому, политическому, культурному прогрессу России. Поэтому проблема формирования и развития патриотизма на уровне общества, социальной группы, отдельной личности сегодня стоит как никогда остро.


Сущностные характеристики патриотического воспитания.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, происходит сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Чувство патриотизма не зарождается само по себе, его необходимо закладывать с самого раннего детства, его становление- это сложный, целенаправленный, длительный процесс.


Он включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.



Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.


3. Традиционные ценности отечественной культуры как основа гражданско- патриотического воспитания школьников.


Необходимость организации воспитательного процесса в школе на основе традиционных ценностей отечественной культуры очень важная часть образовательного процесса.

Важность решения проблемы этнокультурного образования школьников отмечается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». А личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…

Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию патриотических чувств.

Для решения проблем патриотического воспитания я выделила основные направления своей работы:

1. Учебная деятельность

2. Внеурочная деятельность

3. Внеклассная деятельность

4. Работа с родителями


Младший школьный возраст – наиболее ответственный, благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание школьников.

В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается процесс усвоения нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Поэтому для каждого класса, детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации учебно-воспитательного процесса. Чем разнообразнее эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность я использую:

  • беседы, классные часы,

  • тематические утренники, проведение совместных праздников;

  • торжественные линейки, уроки Мужества;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;

  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • моделирование, проектирование;

  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

  • тест-опрос, тренинги;

  • презентация книг гражданско-патриотического воспитания;

  • социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.

На уроках литературного чтения и русского языка, используя возможности учебных предметов в рамках гражданско-патриотического воспитания,  я обучаю ребят   осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, помогаю выполнять задания творческого и исследовательского характера, к вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.


 На уроках окружающего мира провожу работу по  формированию уважения к России, к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, а также путешествуем по родному краю.

На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т. д., Учебник математики содержит рубрику «Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями. 

Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику: «Мой край», «Моя улица», «Мой дом»и др. позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.


 Неоценима роль уроков ОРКСЭ в формировании порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Рассматриваются такие понятия, как: мораль нравов, ценность рода и семьи, обычаи нравственной культуры, многонациональность , духовный мир людей, родного города и т. д. . Принимаем участие в конкурсах на сайте


На уроках физической культуры  разучиваем русские народные игры, игр народов проживающих в нашем крае дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья».


В своем классе я провожу следующую внеклассную работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины

С целью вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России – «Освобождение Ленинграда», Час размышления «Отечественная война 1812 года ), « День народного единства», «История олимпийских игр»,…. Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Традиции моей семьи», составляли свою родословную. В классе прошли мероприятия «День матери»,«День пожилых людей», совместно с сельским домом культуры «День казачки». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Классе мы проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества.

В связи с этим в классе проходили Уроки Мужества и Славы: «Я гражданин России» «Вместе против террора», «Я человек и гражданин», «Блокадный хлеб» , «День Победы с сединою на висках».

Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края.родной станицы. На классном часе «Школа имени героя И.И.Вехова» я познакомила детей с подвигом Ивана Иосифовича Вехова, прошло открытие парты Героя. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины. Так, тесно работая с сотрудниками сельского Дома культуры мы работали над проектом: « Памятники нашей станицы» , посвященный героям ВоВ, использовав архивный материал семей учащихся завершили исследовательскую работу « Наши деды – солдаты Победы», совершив экскурсию в передвижной музей «Дорогами войны», также мы побывали на экскурсии «Казачья сторона» познакомились с жизнь и бытом казаков.

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважения к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой национальных отношений. Наш класс многонациональный. Вместе учатся ребята 3 национальностей. Проводя мероприятие «Обычаи разных народов», каждый познакомил с традициями своего народа, приготовил национальные блюда, поведал об обычаях, легендах своего рода.

Радость общего дела, познания своих корней объединило ребят. Также, в своей работе, для воспитания патриотизма использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась через проведение праздников : Масленица, Коляда, Праздник урожая

4.Заключение

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация занятий по гражданско- патриотическому воспитанию позволяет решать проблему ограниченного кругозора у детей, привить обучающимся навыки творческого, самостоятельного мышления, укреплять межнациональную дружбу, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.










Сохранить у себя:
Представление опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе традиционных ценностей отечественной культуры».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки