Предметно - развивающая среда в ДОУ

В статье рассматриваются задачи к особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом задач ФГОС ДО: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Представлены цели организации развивающей предметно-пространственной среды, функции развивающей образовательной среды. Это современные тенденции : от идеи к результату.

Содержимое разработки





В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются принципы гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Решение этих принципов нельзя без создания сегодняшней предметно-развивающей среды.

Под предметно-развивающей средой надлежит понимать природную комфортную уютную обстановку, целесообразно созданную, насыщенную различными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

За минувшие десятилетия выпущено предостаточно нормативных и научно-методических материалов, которые гарантируют современную «Теорию дошкольного обучения» и задают всеобщие стратегические принципы развития предметно-развивающей среды (принцип инициативности, комплексирования, эмоциогенности, учёта половых и возрастных отличий и пр.). Но они не отвечают на вопрос преподавателя – практика: каковым способом образовать данную среду, нежели непосредственно заполнить находящееся вокруг пространство детей.

Для концепции дошкольного образования определены Федеральные муниципальные условия.

В настоящее время созданные и ратифицированные только ФГТ к структуре главной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых установлены обязательные образовательные области и главные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода подразумевает изменение подходов к организации воспитательно – просветительного процесса: в этом случае не через концепцию обучений, а посредством иные, адекватные формы образовательной деятельность с ребятами дошкольного возраста.

Игровой деятельности детей, как форме организации самостоятельной деятельности детей, отводится особая роль, так как по ФГТ игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается.

Различные образовательные программы предоставляют конкретные назначения относительно предметного оборудования образовательного процесса и объединены только лишь с намеренно организованными занятиями. Для ребят дошкольного возраста не меньше значима общая игровая деятельность и независимая игра.

Усложняют действия преподавателя по выбору развивающего материала новейшие реалии в мире игрушек и развивающих пособий для дошкольников. Излишнее изобилие игрушек и развивающих пособий и их интенсивная реклама приводят к тому, что не только родители, однако и опытные преподаватели теряются в их подборе. Нужны чёткие ориентиры в подборе развивающих игр и пособий и создании развивающей среды.

Исходя из этого, нами была выбрана данная тема исследовательской работы, целью которой стало определение чётких ориентиров в организации предметно – развивающей среды в ДОУ.

Тема и цель исследования обусловили следующие задачи:

изучить понятие и сущность предметно – развивающей среды, структуру предметно – развивающей среды;

анализ принципов построения предметно – развивающей среды в условиях детского обучающего учреждения;

разработка методических рекомендаций по созданию предметно – развивающей среды.





































Понятие и сущность предметно – развивающей среды.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» возник в 20-е года, когда довольно часто применялись определения «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «социальная среда детей» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В полном ряде исследований последовательно и обстоятельно аргументировалось, что предметом воздействия преподавателя должен быть никак не ребёнок, никак не его особенности (качества) и даже не его действия, а условия, в которых он существует: внешние требование — среда, окружение, межличностные взаимоотношения, деятельность. А кроме того внутренние условия — эмоциональное положение ребёнка, его позиция к самому себе, жизненный опыт, установки.

В наиболее широком контексте развивающая образовательная среда предполагает собою любое социокультурное место, в рамках которого спонтанно либо с различной ступенью организованности исполняется ход формирования личности. С позиций эмоционального контекста, согласно взгляду Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это конкретным образом высокоупорядоченное просветительное место, в котором осуществляется формирующее обучение.

Для того чтобы образовательное место выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия вступающих в него элементов оно должно приобрести определённые качества:

• гибкость, означающую умение образовательных структур к скорому перестраиванию в согласовании с меняющимися нуждами личности, находящейся вокруг среды, общества;

• непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и последовательность в деятельности вступающих в неё компонентов;

• вариативность, допускающую изменение формирующей сферы в согласовании с нуждами в образовательных услугах населения;

• интегрированность, обеспечивающую решение общевоспитательных проблем с помощью увеличения взаимодействия входящих в неё структур;

• открытость, учитывающую обширное содействие абсолютно всех субъектов образования в управлении, демократизацию конфигураций обучения, воспитания и взаимодействия;

• установку в коллективное активное взаимодействие абсолютно всех субъектов образовательного хода, исполняющееся на базе педагогической помощи как особой, скрытой от глаз воспитанников воззрению воспитателя.

В середине развивающей среды стоит образовательное учреждение, функционирующее в порядке формирования и обладающее собственной целью процесс становления личности ребёнка, выявление его личных способностей, развития познавательной инициативности. Это гарантируется за счёт решения последующих задач:

  • создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребёнка;

  • предоставить каждому ребёнку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

  • ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребёнка;

  • активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребёнка, проявления и развития его индивидуальности;

  • ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Стремительное изучение значимости развивающей образовательной среды в целом преподавательском процессе ведется в последние годы в работах российских научных работников А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю. С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С. Мануйлова, В. В. Серикова, И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.
В изучениях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается представление о образовательной среде, значимыми признаками которой обозначают последующие свойства:

  • каждому возрасту соответствуют определённые психологические новообразования;

  • обучение организовано на основе ведущей деятельности;

  • продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая сфера» подразумевается «совокупность материально-технических, санитарно-гигиеничных, эргономических, художественных, психолого-преподавательских условий, которые обеспечивают организацию жизни детей и взрослых». Задача формирования развивающей среды в дошкольном просветительном учреждении — обеспечить актуально важные потребности формирующейся личности: витальные, общественные, внутренние. Многосторонность формирующей среды дошкольного образовательного учреждения, трудность и разнообразие протекающих в ней действий обусловливают акцентирование изнутри её предметной и пространственной составляющих.



Структура предметно – развивающей среды.



Развивающая предметная среда, согласно мнению С. Новоселовой, — это концепция материальных объектов деятельности детей, высоко функционально имитирующая сущность его внутреннего и физиологического развития. Обогащённая среда подразумевает целостность общественных и предметных средств обеспечения различной деятельности ребёнка. Главными компонентами предметной среды считаются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические предметы; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их спецоборудование; игровые места, оснащённые предметными комплектами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информативные ресурсы воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды вступают: большое организующее игровое поле; игровое спецоборудование; игровая атрибутика различного рода, игровые материалы. Все без исключения элементы формирующей предметной среды увязываются между собою по содержанию, масштабу, художественному решению.

Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

  • интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

  • физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

  • игрового развития;

  • экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

  • компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребёнка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

Л. Н. Седова выделяет три основных параметра значимости развивающей образовательной среды для процесса становления личности.

Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образования на понимание развивающей образовательной среды как специально организованного педагогического пространства, предоставляющее каждому включённому в неё субъекту широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.

Второй параметр осмысления развивающей образовательной среды как педагогического явления, выступающего условием становления личности, связан с современными поисками в области нового содержания образования.

Третий параметр в рассмотрении развивающей образовательной среды с позиций педагогической науки определяется поиском результативных способов и методов формирования познавательной активности. В этой связи требует специального педагогического осмысления технологии создания развивающей среды в рамках различных типов образовательных учреждений, равно как и технологии создания специальных педагогических ситуаций, позволяющих стимулировать психическое развитие ребёнка.



Принципы построения предметно – развивающей среды в условиях детского обучающего учреждения.



В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. создали Теорию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой установлены принципы личностно-ориентированной модификации возведения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.


1. Принцип дистанции, позиции при содействии. Первостепенное требование личностно-ориентированного взаимодействия старших и детей — формирование контакта между ними. Установлению контакта имеют все шансы мешать сознательно различные позиции, которые занимают воспитатель и дитя. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «поверх», либо «надо», а дитя — «внизу». Подобная точка зрения воспитателя подразумевает нажим и поученье. В отличие от этого личностно-направленная точка зрения воспитателя — партнёрская. Её можно отметить как «вблизи», «совместно». При этом развивающая среда формирует условия для надлежащей физиологической позиции — общения с чадом на базе пространственного принципа «взгляд в взгляд». Это подразумевает желание воспитателя подступить, «опуститься» к позиции ребёнка, а кроме того формирование обстоятельств, присутствие которых ребёнок способен «возвыситься» вплоть до позиции воспитателя. С целью этого подойдёт, например, разновысокая мебель, высота которой может свободно изменяться в связи от преподавательских проблем, таким образом называемая «растущая меблировка».

Не менее важно взрослому отыскать дистанцию для реализации контакта с ребёнком. У любого человека ощущение удобства при общении с другими сопряжено с индивидуальным, более удобным, расстоянием. В взаимосвязи с этим размер и распланировка помещений обязаны быть такие, чтобы каждый имел возможность отыскать место для деятельностей или независимой активности, довольно удалённое от прочих и, напротив, дозволяющее реализовывать наиболее тесные контакты.

2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — лёгкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна со стенок может быть «рисовальной стеной творчества». На ней ребята смогут зарисовывать разноцветными мелками, углём либо фломастерами, образуя как личные, так и совместные картины.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съёмными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Подобные воздействия ребёнка дают возможность ему не только лишь преобразовывать находящуюся вокруг среду, однако и содействуют формированию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребёнка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип устойчивости — динамичности формирующей среды. В среде обязана быть заложена возможность её перемены в согласовании со вкусами и расположениями детей, а кроме того с учётом различных преподавательских проблем. Это невесомые перегородки, которые могут перемещаться, создавая новые здания и преобразуя существующие. Это вероятность перемены цветной и голосовой среды. Это изменчивое применение вещей (к примеру, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то компонентами большого конструктора). Это и полифункциональное применение комнат (спорт комплекс «мини-стадион» может быть определён не только в физкультурном зале, но и в игровой комнатке, спальне, раздевалке).

Можно изменять «фоны», менять ситуацию вплоть до неузнаваемости, заполняя её чувственно ярким «ребячьим» содержанием: «сказочная», «корабельная» либо «инопланетная» комнаты; спортивный канат смотрится как «хобот» слона, на стене изображены «таинственные растения».

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребёнку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грёзы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застеклённые веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, личной комфортности и психологического благосостояния ребёнка и взрослого. Среда обязана вызывать у детей динамичность, предоставлять им вероятность реализовывать всевозможные типы деятельности, приобретать удовольствие от них, и совместно с тем находящаяся вокруг атмосфера обязана иметь характеристики при необходимости «гасить» эту динамичность, предоставлять вероятность расслабиться. Это гарантируется обдуманным комплектом импульсов и стимулов, держащихся в формирующей среде: минус импульсов обедняет и ограничивает формирование ребёнка по абсолютно всем областям, а сверх насыщенная среда с беспорядочной организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь кроме ранее отмеченных полос инициативности целесообразно вспомнить ещё раз о местах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и приятная гостиная (уголок) с мякенькой обстановкой и иными компонентами, содействующими отдыху. Предпочтительно, чтобы в детском саду существовала «комната для гостей для старших», куда имеют независимый допуск и дети. Непрерывное чувственное напряжение, которое ощущает воспитатель в собственной тяжёлой профессиональной работы, непременно оказывает большое влияние на общий чувствительный фон его общения с ребятами и, таким образом, на их чувственное благополучие.

Каждому ребёнку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счёт экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания обычных и нестандартных составляющих в эстетической организации среды. Понимание детьми категории эстетического наступает с «простых кирпичиков», особого стиля искусства: прелести звуков, цветных пятен, трансцендентальных линий, остроумной трактовки образа краткими графичными средствами. По этой причине немаловажно расположить в интерьере не массивные «традиционные» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и иных авторов, ставших классическими для декорации детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а элементарные, однако одарённые этюды, эстампы, абстрактные либо полу реальные статуи, предоставляющие ребёнку понимание о основах графичного стиля и о разных цивилизациях — восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в различных манерах показать ребятам одно и то же содержание небылицы, моментов из жизни ребят, взрослых: реалистическом, отвлечённом, смешном и т. п. В таком случае ребята (с поддержкой взрослого) могут сосредоточить интерес не только лишь на то, что показано пред ними, но и на то, как это выполнено, осваивая основы специфики всевозможных жанров.

6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип передан в некоторых нюансах.

Открытость Природе — подобное создание среды, которое содействует единству Человека и Природы.

Это организация «зелёных комнат» — небольших внутренних двориков, которые могут являться остеклёнными, с возрастающими в них растениями — деревьями, кустарниками, травкой.

Это проживание совместно с ребятами домашних животных — кошек, собак, за которыми ребята заботятся.

Открытость Культуре — наличие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Окружению — атмосфера детского сада отвечает сути определения «Мой дом», в котором специальными правами наделены родители.

Открытость собственного «Я», своего внутреннего мира ребёнка.

7. Принцип учёта половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учётом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включённого в неё субъекта.



2.2 Методические рекомендации по созданию предметно – развивающей среды.

Создавая предметно-развивающую среду для детей, все пространство в группе необходимо разделить на определённые зоны или центры. В связи с этим можно выделить следующие центры:

  • учебный центр;

  • Центр дорожного движения;

  • центр ролевой игры;

  • центр искусства;

  • центр природы и экспериментальной

  • деятельности;

  • физкультурно-оздоровительный центр;

  • центр театрализованной деятельности;

  • зона математического развития;

  • зона уединения;

  • географический центр;

  • телефон доверия;

  • центр книги;

  • музыкальный центр.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.

  • Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и взрослых и детей.

  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

  • В каждой группе должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

  • Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

  • Пространство группового помещения должно быть полифункционально.

  • Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.

  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

  • Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Результативные виды детской работы, играющие немаловажную роль в формировании самодостаточности ребёнка.

К результативным типам детской работы принадлежат проектирование, живописание, вылепливание, прикладывание и формирование различного рода поделок, макетов с естественного и бросового материала. Все без исключения эти типы детской инициативности играют немаловажную роль в формировании ребёнка-дошкольника.

Социально-личностному развитию ребёнка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, чёлки, поделки и т. п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В ходе выразительной работы и конструирования у ребят создаётся умение к направленной деятельности, волевой регуляции поведения.

С целью художественно-эстетического формирования ребёнка немаловажную роль исполняет имитирующий вид продуктивной работы, разрешающий ему согласно собственному усмотрению отображать находящуюся вокруг его реальность и формировать те либо другие образы. И это позитивно воздействует на формирование воображения, образного мышления, творческой инициативности ребят.

Созидательная деятельность ребёнка с разными материалами, в ходе которой он формирует полезные и художественно важные предметы и изделия с целью игры либо украшения быта, наполняет его беспрепятственное время увлекательным и массивным процессом и сформировывает весьма существенное умение самому себя занять нужной и увлекательной деятельностью. Помимо этого, в процессе работы с различными материалами, ребята приобретают вероятность ощутить многообразие их фактуры, приобрести обширные взгляды о их применении, способах отделки.

Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребёнка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.

В ходе регулярных занятий конструированием у детей усиленно формируются воспринимающие и интеллектуальные возможности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строй материалами, дети знакомятся с отдельными качествами геометральных тел и пространственных взаимоотношений. Обучаются составлять план и формировать собственную деятельность и достигать результата. Непосредственно по этой причине проектирование и иные типы продуктивной деятельности воспитывают у детей такие значимые свойства личности, как независимость, инициативность, усердность, опрятность, способность трудиться в коллективе. В ходе конструирования и изобразительной работы у ребят создаётся эстетическое отношение к тому, что они совершают и наблюдают, формируется высокохудожественный вкус.

Согласно взгляду преподавателей и специалистов по психологии, освоение ребёнком типами результативной работы – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок считается признаком высочайшего степени его всеобщего развития и подготовки к учёбе в школе.

Но, результативность данной деятельность во многом находится в зависимости от использованных материалов и оснащения, которые присутствуют в директиве воспитателя и которыми пользуются дети. По этой причине, одной с главных проблем, стоящих пред педагогами, считается научно основательный подбор использованных материалов и оснащения с учётом главных проблем формирования детей любого возраста.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раннее младенчество — особенный момент развития органов и систем и прежде всего функции мозга. Подтверждено, что функции коры головного мозга никак не фиксированы наследственно, они формируются вследствие взаимодействия организма с находящейся вокруг средой. В особенности усиленно это совершается в первоначальные годы существования.

В дошкольном учреждении обстановка абсолютно всех комнат служит одной задаче — обучению и формированию детей. Формирование такого рода подходящей обстановки — огромное умение, содержащее в себе рациональную и красивую организацию места и его компонентов. Задача формирования развивающей среды в дошкольном учреждении — гарантировать концепцию условий, необходимых для формирования различных типов детской деятельности, корректировки отклонений в формировании детей и совершенствованию текстуры детской личности.

Детский сад с его разнообразием комнат, их направления, характера деятельности людей в них также достаточно увлекательная для детей среда, которая и должна составлять первоначальные факторы его знакомства с обществом. В дошкольном учреждении ситуация абсолютно всех комнат служит одной проблеме воспитанию и формированию детей в коллективе. Формирование такой благоприятной ситуации огромное умение, содержащее в себе рациональную и шикарную компанию места и его компонентов.

Находящаяся вокруг сфера, в какой проживает малыш, может быть однообразной, монотонной, скудной, обычной, однако она может быть и иной яркой, оригинальной, различной, меняющейся. В среде формирования, находящейся вокруг детей, обязана быть заложена вероятность того, что малыш становится создателем собственного настоящего общества, в ходе личностно-развивающего взаимодействия со старшими, ровесниками становится творцом собственной личности.

Сохранить у себя:
Предметно - развивающая среда в ДОУ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки