Бюджетное общеобразовательное учреждение
Чувашской Республики "Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3"
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Русский язык. 2 класс.
Предложение. Главные члены предложения. Закрепление.
Подготовила:
Васильева Эльвира Геннадьевна
учитель начальных классов
БОУ "Чебоксарская начальная
общеобразовательная школа
для обучающихся с ОВЗ №3"
Минобразования Чувашии
г. Чебоксары, 2022г.
Тема урока: «Предложение. Главные члены предложения. Закрепление»
Цель: создание условий для закрепления существенных признаков главных членов предложения, формирование навыка грамотного письма.
Проблема урока: Что такое главные члены предложения и как их находить?
Задачи урока:
Личностные:
- мотивировать учебную деятельность;
- оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формировать социальную роль ученика.
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- развивать память, внимание, мышление.
Предметные:
- находить главные члены (основу) предложения;
- обозначать графически грамматическую основу.
Планируемые результаты:
Предметные: находить основу - главные члены предложения
Метапредметные:
- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного,
использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Технологии, методы: проблемно-диалогическая технология, коммуникативные технологии: работа в парах, здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, динамическая пауза, создание благоприятного психологического микроклимата, пальчиковая гимнастика, приемы рефлексии, информационно-коммуникативные технологии, разноуровневое обучение.
Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):
Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 1, яблоки красные, желтые, зеленые; карточки, тетради, учебники.
Мультимедийное оборудование.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
3. Мотивация к деятельности.
4. Организация познавательной деятельности.
5. Физминутка для глаз.
6. Закрепление и включение в систему знаний.
7. Рефлексия учебной деятельности.
8. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
2. Минутка чистописания.
Учитель: Выполним самомассаж рук. Слайд 1
Запись в программе Audacity
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
Самостоятельно прописывают в тетрадях буквы
А О У С Е Ы
Учитель: Какая буква лишняя и почему? Охарактеризуйте звук, который дает эта буква. (С - согласный, парный, глухой, бывает твердый и мягкий)
3. Мотивация к деятельности. Слайд 2
Учитель: Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его сейчас прочитаю.
«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите мне объяснить зверятам новую тему. С уважением…»
Учитель: К сожалению, непонятно, кто является автором. Но если мы правильно ответим на вопросы, то узнаем, кто отправил письмо и просит ему помочь.
4. Организация познавательной деятельности.
1) Упражнения по развитию навыков выразительности.
Учитель: Что такое предложение? (Слова, связанные между собой по смыслу) Cлайд 3
Как на письме отделяется одно предложение от другого? ( С помощью точки, вопросительного и восклицательного знаков)
Учитель: Значит, что ставится в конце предложения? (В конце предложения ставится точка или многоточие, восклицательный или вопросительный знак.)
Учитель: Приведите примеры повествовательного, восклицательного,
вопросительного предложений.
Слайд 4
Учитель: Прочитаем предложения, соблюдая знак препинания в конце.
В лесной школе учатся зверята.
В лесной школе учатся зверята!
В лесной школе учатся зверята?
(После всех ответов на вопросы на слайде появляется медведь) Слайд 5
Учитель: Мишка косолапый
В школу к нам пришел,
Объяснить зверятам
Тему просит он.
Учитель: Итак, отправляемся в «Лесную школу».
Учитель: Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Медведь-учитель очень строг.
Учитель: Ученики «лесной школы» тоже получают оценки - «съедобные».
В классе растет яблонька, а на ней разные яблоки. Красное яблоко ученик получит за отличную работу, желтое – за хорошую, зеленое – за удовлетворительную. Ну, а те, кто проказничает на уроке, получат яблочко с червячком.
2) Словарная работа. Слайд 5
Учитель: Учитель есть, а где же ученики? Отгадать должны мы с вами. Слушайте внимательно загадки, и называйте отгадку – название животного-ученика «лесной школы». Все отгадки – словарные слова.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. ( заяц )
Хвост мой длинный и пушистый,
Рыжий, красный, золотистый.
Очень людям хвост мой люб,
Так как нужен им для шуб. ( лисица )
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.( собака )
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. ( сорока ) Слайд 6
Учитель: Вспомним, как пишутся эти слова. Там, где «опасные» места, выросли грибочки. (слова записаны на слайде, вместо пропущенных букв
- грибочки. Дети вставляют и объясняют пропущенную букву.)
Учитель: А теперь запишем эти слова в тетради.
Заяц, лисица, собака, сорока.
5. Физминутка для глаз (офтальмотренажер, автор - Л. Г. Масько)
Слайд 7
6. Закрепление и включение в систему знаний
Упражнение в определении главных членов предложения.
Учитель: Наши ученики-зверята хотят знать, что такое предложение? А главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
Учитель: На какие вопросы они отвечают и как мы их находим? Что подчеркивается одной чертой, а что - двумя? (Одной чертой подчеркиваем слово, которое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении; двумя чертами – слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем)
Слайд 8
Учитель: Как зовут детенышей зайца(зайчата), собаки(щенята), а медведя? (медвежата) Слайд 9-11
- Составим и запишем предложения из разбросанных слов, подчеркнем главные члены предложения. (Медвежата спят в берлоге. Зайчата прячутся под кустом. Щенята отдыхают в конуре.)
Учитель: Проверим. Назовите основу каждого предложения. (Медвежата спят. Зайчата прячутся. Щенята отдыхают.)
Учитель: Лесные ученики очень довольны и хотят вместе с вами и медведем отдохнуть и подвигаться.
Физминутка по коррекции общей моторики Слайд 12
2) Работа по карточкам (взаимопроверка) Слайд 13
Прочитайте. Измените каждое предложение так, чтобы в нём были только главные члены предложения. Запишите по образцу.
Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих тёплый дождь. С берёз падают тяжёлые капли. В лесу запели птицы.
Образец: Улыбнулось солнышко.
7. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 14
Учитель: Чему научились?
Что получилось лучше всего на уроке?
Что вызвало затруднения?
Какие задания понравились больше всего?
Учитель: А теперь посмотрим, кто помогал зверятам из «лесной школы» на уроке и какое яблоко получит. Слайд 15
8. Домашнее задание.
Составить предложения со словами-названиями детенышей: собака, заяц, подчеркнуть главные члены предложения.
7