"Предлог" (8 класс, русский язык

поурочный план по русскому языку для казахских классов

Содержимое разработки



Общеобразовательная средняя школа №14 КГУ




Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему:









Провела: Димубаева К.Ш.

учитель русского языка и литература






















Тема урока: Служебные части речи.

Предлог.



Цель урока: систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи; формирование представления о предлоге как служебной части речи; закрепление умения писать предлоги с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, наречиями.



  1. Запись предложений, их синтаксический разбор.

Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью.

Сам собой хлеб не приходит.



- Сколько частей речи в русском языке?

( Учащиеся вспоминают закон 10 пальцев — 10 частей речи)

  • На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке.

  • Какие части речи является самостоятельными, какие служебными?

  • Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?



В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы:



бег 1)есть лексическое и

бежит грамматическое

бегущий значение,

быстрый 2) изминаются ( кроме он наречия)

быстро 3) является членами предложения

4) употребляются самостоятельно


  1. нет лексического и грамматического значения

  2. не изменяются

  3. не употребляются без самостоятельной части речи

4) не бывают членами предложения


II. Объяснение нового материала.

1. Запись с доски с восстановлением формы слов, заключенных в скобки.

Посадить (земля) зернышко и выр.. .стать (оно) что (нибудь): ржа... ой колос м.. .телку овса, стебель льна (голубые цветочки) — это пр.. .красно уж само (себя).

Учащиеся сразу задают вопрос, можно ли пользоваться предлогами. Учитель спрашивает, как бы они определили, что такое предлог. Делается вывод: предлог — служебная часть речи, которая служит для связи слов в сочетании и предложении.

В параграфе 52 — научное определение предлога.

Восстанавливаются словосочетание в задании с помощью предлогов: посадить в землю, вырастить из чего, стебель с (голубыми) цветочками, само по себе.


Упр. 249 (1-я и 2-я строки — устно, далее письменно).

Зависимость каких частей речи выражает предлог?

(существительного, местоимения, числительного).


- А еще перед какими частями речи он может оказаться в предложении?

Учащиеся замечают, что кроме существительного, местоимения, числительного, перед прилагательными и причастиями, которые относятся к существительному, (см.: с голубыми цветочками; по засеянному полю).


- Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов?

(глагол, деепричастие, наречие).


Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика:

с предлогами

без предлогов


по дороге

по рассеянности

на расстоянии

надо мной

над нами

при приближении

за зайцами


по дальш е

понесся

навеяло

подбросив

надписать

присоединил

запоминаешь





- Как отличить предлог от приставки? (У слова с предлогами в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)


  1. Учащиеся делают вывод, что приставка употребляется всегда с глаголами и пишется с ними слитно, если между предлогом и существительным можно вставить слово, слово предлог всегда пишется раздельно.


  1. Имена прилагательные заменить существительными с предлогами: безрадостная жизнь — жизнь без радости; бесснежная зима — зима без снега; безветренный день - день без ветра.


  1. Списать, вставить вместо точек нужные предлоги из правого столбика:


Подруги остановились ... каждой витрины. на

Отец сурово взглянул ... дочку. у

... сестре был новый плащ. из

Мальчик выскочил ... из автобуса. на



- Работа с учебником

Упр.№3 письменно. Задание на дом: упр.№5



Сохранить у себя:
"Предлог" (8 класс, русский язык

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки