Общеобразовательная средняя школа №14 КГУ
Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему:
Провела: Димубаева К.Ш.
учитель русского языка и литература
Тема урока: Служебные части речи.
Предлог.
Цель урока: систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи; формирование представления о предлоге как служебной части речи; закрепление умения писать предлоги с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, наречиями.
Запись предложений, их синтаксический разбор.
Человек питается хлебом, но сначала нива питается его потом и мудростью.
Сам собой хлеб не приходит.
- Сколько частей речи в русском языке?
( Учащиеся вспоминают закон 10 пальцев — 10 частей речи)
На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке.
Какие части речи является самостоятельными, какие служебными?
Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы:
бег 1)есть лексическое и
бежит грамматическое
бегущий значение,
быстрый 2) изминаются ( кроме он наречия)
быстро 3) является членами предложения
4) употребляются самостоятельно
нет лексического и грамматического значения
не изменяются
не употребляются без самостоятельной части речи
4) не бывают членами предложения
II. Объяснение нового материала.
1. Запись с доски с восстановлением формы слов, заключенных в скобки.
Посадить (земля) зернышко и выр.. .стать (оно) что (нибудь): ржа... ой колос м.. .телку овса, стебель льна (голубые цветочки) — это пр.. .красно уж само (себя).
Учащиеся сразу задают вопрос, можно ли пользоваться предлогами. Учитель спрашивает, как бы они определили, что такое предлог. Делается вывод: предлог — служебная часть речи, которая служит для связи слов в сочетании и предложении.
В параграфе 52 — научное определение предлога.
Восстанавливаются словосочетание в задании с помощью предлогов: посадить в землю, вырастить из чего, стебель с (голубыми) цветочками, само по себе.
Упр. 249 (1-я и 2-я строки — устно, далее письменно).
Зависимость каких частей речи выражает предлог?
(существительного, местоимения, числительного).
- А еще перед какими частями речи он может оказаться в предложении?
Учащиеся замечают, что кроме существительного, местоимения, числительного, перед прилагательными и причастиями, которые относятся к существительному, (см.: с голубыми цветочками; по засеянному полю).
- Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов?
(глагол, деепричастие, наречие).
Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика:
с предлогами | без предлогов
|
по дороге по рассеянности на расстоянии надо мной над нами при приближении за зайцами
| по дальш е понесся навеяло подбросив надписать присоединил запоминаешь
|
- Как отличить предлог от приставки? (У слова с предлогами в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)
Учащиеся делают вывод, что приставка употребляется всегда с глаголами и пишется с ними слитно, если между предлогом и существительным можно вставить слово, слово предлог всегда пишется раздельно.
Имена прилагательные заменить существительными с предлогами: безрадостная жизнь — жизнь без радости; бесснежная зима — зима без снега; безветренный день - день без ветра.
Списать, вставить вместо точек нужные предлоги из правого столбика:
Подруги остановились ... каждой витрины. на
Отец сурово взглянул ... дочку. у
... сестре был новый плащ. из
Мальчик выскочил ... из автобуса. на
- Работа с учебником
Упр.№3 письменно. Задание на дом: упр.№5