Практическая реализация лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку как один из путей повышения мотивации учащихся

Использование лингвострановедческого компонента на занятиях по английскому языку для поддержания мотивации студентов

Содержимое разработки

М. Р. Максимова

Преподаватель английского языка

ГБПОУ «Арзамасский приборостроительный

колледж имени П.И. Пландина»

г. Арзамас

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО

КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ


Основная цель изучения иностранных языков – формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной и социолингвистической направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, включение учащихся в диалог культур, что способствует приобщению к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции. Социокультурная направленность уроков иностранного языка способствует формированию у учащихся необходимых для межкультурного общения качеств: толерантность, готовность к общению и сотрудничеству с людьми другой культуры, речевой и социокультурный такт и вежливость.

Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры. Уроки страноведения вызывают у ребят потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами.

В содержание обучению страноведению на уроках английского языка мы включаем лингвострановедческий компонент: знание, понимание реалий и умение их употреблять, фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы - как источник национальной культурной информации, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране, текстовый материал и общеучебный компонент. Именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта: - идет обучение языку, - дает сведения о стране.

Наша задача заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся мы проводим нетрадиционные формы занятий: уроки-экскурсии по странам изучаемого языка, уроки-праздники («Рождество», «День святого Валентина»), уроки с применением ИКТ, уроки-соревнования, интерактивные игры («Путешествие в Лондон», «Счастливый случай», «Чемпион»). С большим удовольствием ребята участвуют в тематических КВНах.

На занятиях мы работаем с аутентичными письмами: учимся правильно оформлять письмо на английском языке, правильно подписывать конверт, выражать свое мнение на основе содержащейся в тексте информации, применять полученные знания в письменной форме в ситуациях, близких к реальным. Изучаются различные виды писем: письмо-благодарность, письмо-приглашение, письмо-извинение, сопроводительное письмо к посылке, письмо-запрос о здоровье и т.д. Изучение переписки разнообразит традиционный урок английского языка и поддерживает интерес учащихся. Работа с географическими картами и календарями, пословицами и идиоматическими выражениями, аутентичными объявлениями, газетами, журналами, открытками страноведческого содержания способствуют передаче учащимся англоязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают и поддерживают интерес к изучению иностранного языка. Выполнение творческих заданий на уроке (иллюстрированные сочинения, рассказы о городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, художественные переводы стихотворений с иллюстрациями, песен, изготовление макетов по темам «Достопримечательности городов», иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка) способствуют развитию речевой и социокультурной компетенций. Мы часто пользуемся Интернет ресурсами для создания мультимедийных презентаций по страноведческой тематике («Достопримечательности Великобритании», «Известные люди Британии и США», «Города», «Нравы и обычаи», «Праздники» и т.д.). Доступ к Интернету позволяет совершать виртуальные прогулки по Лондону, в музеи и картинные галереи нашей страны и стран изучаемого языка.

На протяжении нескольких лет мы со студентами формируем специальные папки различной тематической направленности, которые постоянно пополняются. Собран богатый материал по темам «Соединённое Королевство Великобритания и Северная Ирландия», «Соединённые Штаты Америки», «Развитие науки и техники в странах изучаемого языка», «Великие учёные Британии и США», «Проблемы экологии в англо-говорящих странах», «Национальные праздники и традиции стран изучаемого языка». Уроки с элементами страноведения вызывают у учащихся потребность в дальнейшем, самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом. У них развивается способность к перспективному пониманию чужих явлений, к принятию чужой культуры и ее представителей. Творческий подход при изучении страноведческого материала воспитывает активную личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляет и использует в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся.

Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Однако наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности, где продолжается формирование социокультурной компетенции. Ежегодно мы проводим конкурсы - выставки открыток с поздравлениями на английском языке, олимпиады, уроки-инсценировки о праздновании Рождества в Великобритании, США, Германии и Франции, беседы, страноведческие викторины и игры на английском языке, музыкальные гостиные, предметные недели. На литературной гостиной учащиеся знакомятся с творчеством английских и американских писателей, участвуют в конкурсах литературного перевода, декламируют стихи. Студенты с удовольствием принимают участие в конкурсе на лучшего переводчика с целью развития у них практических умений работы с иноязычными текстами. К таким умениям относятся: реферирование, аннотирование, комментирование, резюме, перевод иностранной речи в различных условиях письменного и устного общения. В рамках научно-исследовательского направления мы проводим конференции, позволяющие расширить представления учащихся об англоязычных странах. Всё это является результатом самостоятельной работы учащихся, способствуют развитию их эстетического вкуса и творческих способностей.

Формирование социокультурной компетенции – обязательная составляющая процесса обучения иностранному языку. Воспитание языковой личности происходит через учебную, научно-исследовательскую и различные формы внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход к решению практических, воспитательных и образовательных задач с целью обеспечения комплексного воспитания учащихся и их культурного развития, формирования и развития ключевых образовательных компетенций.






Библиографический список


  1. Верещагина Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура: методическое пособие – М.: Просвещение, 2001г.

  2. Починок Т.В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции//Иностр. языки в школе. – 2011.

  3. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, 2003.

  4. Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку// Иностр.языки в школе. – 2012.

  5. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М. Высшая школа, 1990.

Сохранить у себя:
Практическая реализация лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку как один из путей повышения мотивации учащихся

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки