М. Р. Максимова
Преподаватель английского языка
ГБПОУ «Арзамасский приборостроительный
колледж имени П.И. Пландина»
г. Арзамас
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО
КОМПОНЕНТА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Основная цель изучения иностранных языков – формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной и социолингвистической направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, включение учащихся в диалог культур, что способствует приобщению к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Страноведение дает представление о социально-экономическом положении страны и народа, язык которого стал предметом изучения, об обычаях, традициях, культурных ценностях, присущих данному народу. На занятиях по языку использование страноведческой информации включается в систему занятий в процессе знакомства учащихся с содержанием и формами речевого общения носителей изучаемого языка. Такая информация обеспечивает не только познавательные, но и коммуникативные потребности учащихся, способствуя формированию коммуникативной и социокультурной компетенции. Социокультурная направленность уроков иностранного языка способствует формированию у учащихся необходимых для межкультурного общения качеств: толерантность, готовность к общению и сотрудничеству с людьми другой культуры, речевой и социокультурный такт и вежливость.
Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обучения иностранным языкам. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры. Уроки страноведения вызывают у ребят потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами.
В содержание обучению страноведению на уроках английского языка мы включаем лингвострановедческий компонент: знание, понимание реалий и умение их употреблять, фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы - как источник национальной культурной информации, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране, текстовый материал и общеучебный компонент. Именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта: - идет обучение языку, - дает сведения о стране.
Наша задача заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся мы проводим нетрадиционные формы занятий: уроки-экскурсии по странам изучаемого языка, уроки-праздники («Рождество», «День святого Валентина»), уроки с применением ИКТ, уроки-соревнования, интерактивные игры («Путешествие в Лондон», «Счастливый случай», «Чемпион»). С большим удовольствием ребята участвуют в тематических КВНах.
На занятиях мы работаем с аутентичными письмами: учимся правильно оформлять письмо на английском языке, правильно подписывать конверт, выражать свое мнение на основе содержащейся в тексте информации, применять полученные знания в письменной форме в ситуациях, близких к реальным. Изучаются различные виды писем: письмо-благодарность, письмо-приглашение, письмо-извинение, сопроводительное письмо к посылке, письмо-запрос о здоровье и т.д. Изучение переписки разнообразит традиционный урок английского языка и поддерживает интерес учащихся. Работа с географическими картами и календарями, пословицами и идиоматическими выражениями, аутентичными объявлениями, газетами, журналами, открытками страноведческого содержания способствуют передаче учащимся англоязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают и поддерживают интерес к изучению иностранного языка. Выполнение творческих заданий на уроке (иллюстрированные сочинения, рассказы о городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, художественные переводы стихотворений с иллюстрациями, песен, изготовление макетов по темам «Достопримечательности городов», иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка) способствуют развитию речевой и социокультурной компетенций. Мы часто пользуемся Интернет ресурсами для создания мультимедийных презентаций по страноведческой тематике («Достопримечательности Великобритании», «Известные люди Британии и США», «Города», «Нравы и обычаи», «Праздники» и т.д.). Доступ к Интернету позволяет совершать виртуальные прогулки по Лондону, в музеи и картинные галереи нашей страны и стран изучаемого языка.
На протяжении нескольких лет мы со студентами формируем специальные папки различной тематической направленности, которые постоянно пополняются. Собран богатый материал по темам «Соединённое Королевство Великобритания и Северная Ирландия», «Соединённые Штаты Америки», «Развитие науки и техники в странах изучаемого языка», «Великие учёные Британии и США», «Проблемы экологии в англо-говорящих странах», «Национальные праздники и традиции стран изучаемого языка». Уроки с элементами страноведения вызывают у учащихся потребность в дальнейшем, самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом. У них развивается способность к перспективному пониманию чужих явлений, к принятию чужой культуры и ее представителей. Творческий подход при изучении страноведческого материала воспитывает активную личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявляет и использует в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся.
Практически любой урок иностранного языка имеет социокультурную направленность. Однако наиболее полно потребности в коммуникации и самовыражении можно реализовать посредством внеурочной деятельности, где продолжается формирование социокультурной компетенции. Ежегодно мы проводим конкурсы - выставки открыток с поздравлениями на английском языке, олимпиады, уроки-инсценировки о праздновании Рождества в Великобритании, США, Германии и Франции, беседы, страноведческие викторины и игры на английском языке, музыкальные гостиные, предметные недели. На литературной гостиной учащиеся знакомятся с творчеством английских и американских писателей, участвуют в конкурсах литературного перевода, декламируют стихи. Студенты с удовольствием принимают участие в конкурсе на лучшего переводчика с целью развития у них практических умений работы с иноязычными текстами. К таким умениям относятся: реферирование, аннотирование, комментирование, резюме, перевод иностранной речи в различных условиях письменного и устного общения. В рамках научно-исследовательского направления мы проводим конференции, позволяющие расширить представления учащихся об англоязычных странах. Всё это является результатом самостоятельной работы учащихся, способствуют развитию их эстетического вкуса и творческих способностей.
Формирование социокультурной компетенции – обязательная составляющая процесса обучения иностранному языку. Воспитание языковой личности происходит через учебную, научно-исследовательскую и различные формы внеурочной деятельности. Таким образом, осуществляется комплексный подход к решению практических, воспитательных и образовательных задач с целью обеспечения комплексного воспитания учащихся и их культурного развития, формирования и развития ключевых образовательных компетенций.
Библиографический список
Верещагина Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура: методическое пособие – М.: Просвещение, 2001г.
Починок Т.В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции//Иностр. языки в школе. – 2011.
Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, 2003.
Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку// Иностр.языки в школе. – 2012.
Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. М. Высшая школа, 1990.