Практическая работа "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ"

Тема: «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».

Цель работы: повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ; закрепить знания техники безопасности и научиться проводить мысленный и реальный эксперимент.

Содержимое разработки

«Настоящий химик должен

быть и теоретиком,

и практиком »

М.В.Ломоносов

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

В тетрадь записываем только то, что выделено жирным шрифтом и помечено значком (Работа выполняется аккуратно на чистом листе формата А4, аналогично ранее выполненным работам)

Практическая работа №5 Дата: _______________

Тема: «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».

Цель работы: повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ; закрепить знания техники безопасности и научиться проводить мысленный эксперимент.


Реактивы и оборудование: условно в пробирках под номерами 1-5: 1 - глюкоза, 2 -глицерин, 3 – крахмал, 4 - сахароза, 5 - уксусная кислота; свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде (СuSО4 и NаОН) , лакмус, насыщенный раствор йода .


Литература: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, химия 10 класс, стр.149


Ход работы:

( Не писать!) Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.

  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.

  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.

  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.

  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.

  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.

  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.

  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.

  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.

  • После работы приведи порядок на рабочем месте.



С правилами по технике безопасности ознакомлен:___________________(подпись)


Опыт 1. Предварительный анализ (мысленный эксперимент):

Опишите органолептические (физикохимические) свойства выданных образцов:

1 – глюкоза -

2 – глицерин -

3 – крахмал -

4 – сахароза -

5 – уксусная кислота -


Опыт 2. Распознавание уксусной кислоты

1) Докажем, что в пробирке № 5 уксусная кислота – одна из самых древних кислот , которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки образуется до 400 г этой кислоты.

Получить свежеосажденный гидроксид меди. Прилить к нему 1 – 2 мл уксусной кислоты.

Запишите реакцию образования нерастворимого Сu(ОН)2

СuSО4 + 2NаОН →

Сu(ОН)2

 + Nа24


голубой осадок


(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)

Запишите реакцию уксусной кислоты с Сu(ОН)2


2СН3 – СООН + Сu(ОН)2 → (СН3 – СОО)2Сu + Н2О

(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)


Вывод: Голубой осадок растворяется, образуя раствор такого же цвета, эта реакция подтверждает свойства уксусной кислоты как минеральной, способной растворять нерастворимые основания.

(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)


2) Альтернативный вариант. Реакция диссоциации и изменение цвета лакмуса в кислой среде. Записать уравнение диссоциации уксусной кислоты. Сделать вывод.

Опыт 3. Распознавание глюкозы

Докажем, что в пробирке № 1 глюкоза

К 1 – 2 мл глюкозы прилить свежеосажденный гидроксид меди. Сначала осадок растворяется, затем при нагревании раствор приобретает окраску от красной до желто – оранжевой. Это свидетельствует о наличии в исследуемой жидкости глюкозы, а именно альдегидной группы.

Запишите реакцию глюкозы с Сu(ОН)2↓ при нагревании





СН2ОН – (СНОН)4 – СНО + 2Сu(ОН)2 СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓ +2Н2О

(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)


Вывод: (самостоятельно!)



Опыт 4. Распознавание глицерина (глицерин входит в состав мазей, в пищевой промышленности глицерин под кодом Е-422).

Докажем, что в пробирке № 2 глицерин

К 2 мл глицерина прилить свежеосажденный гидроксид меди. Раствор окрашивается в ярко – синий цвет в результате образования комплексного соединения глицерата меди (II).

Запишите реакцию глицерина с Сu(ОН)2

2СН2ОН – СНОН – СН2ОН + Сu(ОН)2 → глицерат меди (II) + 2Н2О

(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный) Формулу глицерата меди (II) расписать!

Вывод: (самостоятельно!)


Опыт 5. Распознавание сахарозы. Сахар - сложное органическое вещество, содержащее много углерода.

Докажем, что в пробирке № 4 сахароза

Чтобы доказать возьмем немного сахара и добавим к нему серную кислоту. Она забирает воду, получается свободный углерод(черное в-во)

Запишите уравнение обугливания сахарозы под действием конц. H2SO4


С12Н22О11-----серн.к-та------------12С+11Н2О

(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)

Вывод: (самостоятельно!)


Опыт 6. Распознавание крахмала.

Капнем раствором йода. Если образуется синее пятно, то в пробирке содержится крахмал.

Докажем, что в пробирке № 3 крахмал

Запишите схему взаимодействия, заменив слова формулами

крахмал + йод

Вывод: (самостоятельно!)


Общий вывод к работе: (самостоятельно, используя цель работы!)


Фотоотчёт о проделанной работе отправить учителю на эл. почту irina.shkaburina@mail.ru по окончании выполнения работы

Желаю удачи!

Задавайте вопросы в группе WhatsApp

С уважением, Ирина Викторовна.




Сохранить у себя:
Практическая работа "Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки