«Настоящий химик должен
быть и теоретиком,
и практиком »
М.В.Ломоносов
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
В тетрадь записываем только то, что выделено жирным шрифтом и помечено значком (Работа выполняется аккуратно на чистом листе формата А4, аналогично ранее выполненным работам)
Практическая работа №5 Дата: _______________
Тема: «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».
Цель работы: повторить основные качественные реакции органических веществ, научиться решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ; закрепить знания техники безопасности и научиться проводить мысленный эксперимент.
Реактивы и оборудование: условно в пробирках под номерами 1-5: 1 - глюкоза, 2 -глицерин, 3 – крахмал, 4 - сахароза, 5 - уксусная кислота; свежеосаждённый гидроксид меди (II) в сильнощелочной среде (СuSО4 и NаОН) , лакмус, насыщенный раствор йода .
Литература: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, химия 10 класс, стр.149
Ход работы:
( Не писать!) Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
После работы приведи порядок на рабочем месте.
С правилами по технике безопасности ознакомлен:___________________(подпись)
Опыт 1. Предварительный анализ (мысленный эксперимент):
Опишите органолептические (физикохимические) свойства выданных образцов:
1 – глюкоза -
2 – глицерин -
3 – крахмал -
4 – сахароза -
5 – уксусная кислота -
Опыт 2. Распознавание уксусной кислоты
1) Докажем, что в пробирке № 5 уксусная кислота – одна из самых древних кислот , которую удалось выделить и использовать человечеству. В организме человека за сутки образуется до 400 г этой кислоты.
Получить свежеосажденный гидроксид меди. Прилить к нему 1 – 2 мл уксусной кислоты.
Запишите реакцию образования нерастворимого Сu(ОН)2 ↓
СuSО4 + 2NаОН → | Сu(ОН)2 ↓ | + Nа2SО4 |
| голубой осадок |
|
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)
Запишите реакцию уксусной кислоты с Сu(ОН)2 ↓
2СН3 – СООН + Сu(ОН)2 → (СН3 – СОО)2Сu + Н2О
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)
Вывод: Голубой осадок растворяется, образуя раствор такого же цвета, эта реакция подтверждает свойства уксусной кислоты как минеральной, способной растворять нерастворимые основания.
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)
2) Альтернативный вариант. Реакция диссоциации и изменение цвета лакмуса в кислой среде. Записать уравнение диссоциации уксусной кислоты. Сделать вывод.
Опыт 3. Распознавание глюкозы
Докажем, что в пробирке № 1 глюкоза
К 1 – 2 мл глюкозы прилить свежеосажденный гидроксид меди. Сначала осадок растворяется, затем при нагревании раствор приобретает окраску от красной до желто – оранжевой. Это свидетельствует о наличии в исследуемой жидкости глюкозы, а именно альдегидной группы.
Запишите реакцию глюкозы с Сu(ОН)2↓ при нагревании
|
|
|
СН2ОН – (СНОН)4 – СНО + 2Сu(ОН)2 СН2ОН – (СНОН)4 – СООН + Сu2О↓ +2Н2О
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)
Вывод: (самостоятельно!)
Опыт 4. Распознавание глицерина (глицерин входит в состав мазей, в пищевой промышленности глицерин под кодом Е-422).
Докажем, что в пробирке № 2 глицерин
К 2 мл глицерина прилить свежеосажденный гидроксид меди. Раствор окрашивается в ярко – синий цвет в результате образования комплексного соединения глицерата меди (II).
Запишите реакцию глицерина с Сu(ОН)2 ↓
2СН2ОН – СНОН – СН2ОН + Сu(ОН)2 → глицерат меди (II) + 2Н2О
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный) Формулу глицерата меди (II) расписать!
Вывод: (самостоятельно!)
Опыт 5. Распознавание сахарозы. Сахар - сложное органическое вещество, содержащее много углерода.
Докажем, что в пробирке № 4 сахароза
Чтобы доказать возьмем немного сахара и добавим к нему серную кислоту. Она забирает воду, получается свободный углерод(черное в-во)
Запишите уравнение обугливания сахарозы под действием конц. H2SO4
С12Н22О11-----серн.к-та------------12С+11Н2О
(скрыто!, выделить содержимое выше и изменить цвет шрифта на черный)
Вывод: (самостоятельно!)
Опыт 6. Распознавание крахмала.
Капнем раствором йода. Если образуется синее пятно, то в пробирке содержится крахмал.
Докажем, что в пробирке № 3 крахмал
Запишите схему взаимодействия, заменив слова формулами
крахмал + йод …
Вывод: (самостоятельно!)
Общий вывод к работе: (самостоятельно, используя цель работы!)
Фотоотчёт о проделанной работе отправить учителю на эл. почту irina.shkaburina@mail.ru по окончании выполнения работы
Желаю удачи!
Задавайте вопросы в группе WhatsApp
С уважением, Ирина Викторовна.