4
Технологическая карта урока
Тема урока | Получение и применение водорода. Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств». |
Тип урока | Урок - практическая работа |
Дата |
|
Информационно – методическое обеспечение (образовательные ресурсы) | УМКРудзитис Г Е Фельдман Ф Г Приборы и реактивы для выполнения практической работы: лабораторный штатив (2 шт.), лапка (2 шт.), спиртовка, спички, пробирка (4 шт.), пробка с газоотводной трубкой, цинк (гранулы), соляная кислота HCl, серная кислота H2SO4. |
Цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений; способствовать формированию различных универсальных учебных действий |
Задачи | Образовательные: ознакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, способами получения водорода в лаборатории; познакомить с применением водорода; учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма; Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов; формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы; формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы; развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность; продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности; организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и уме Воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах. |
Формы и методы обучения | Методы: исследовательский, частично-поисковый Формы: фронтальная, индивидуальная |
Основные понятия, термины | Водород, физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом |
Планируемые результаты: | |
предметные | овладение понятийным аппаратом урока; приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей. |
метапредметные | Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др. Познавательные УУД умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; использование различных источников для получения химической информации; постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др. |
личностные: | умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Цели этапа | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационное начало урока | Выявить уровень подготовки обучающихся к уроку | Личностные: определять общие для всех и индивидуальные правила работы Метапредметные: Регулятивные УУД умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. - Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. . И в этом хорошем настроении мы начинаем урок. | Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования | |||
Мобилизующий этап | Мобилизовать учащихся, настроить на урок | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности | Скажите, с каким газом мы познакомились на предыдущих уроках? Как получают водород в лаборатории? К какому типу реакции относится реакция получения водорода? Какими физическими свойствами обладает водород? Как можно уловить и собрать водород? Почему? Как проверить наличие водорода? Что такое гремучий газ? Какими химическими свойствами обладает водород? Почему водород называют восстановителем? | Обучающиеся слушают учителя, воспринимают информацию, отвечают на вопросы | |||
Целеполагание и мотивация | Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний. | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Метапредметные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; корректировать собственные ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения; осознание учебно-познавательной задачи | - Ребята, несколько уроков назад вы научились получать и собирать газ тяжелее воздуха – кислород. На этом занятии вам предстоит работать с газом, который легче воздуха. Приборы для его получения имеют свои особенности, обусловленные свойствами этого газа. Надевает халат и интересуется, зачем это? – Сегодня нам предстоит выполнить практическую работу «Получение водорода и исследование его свойств» – Сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока. | Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят и обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников | |||
– Рассмотрите предложенное вам оборудование и реактивы. | Рассматривают предложенное для работы оборудование и реактивы, просматривают инструктивную карту в учебнике с.102 и план действий | ||||||
Организация и выполнение практического задания | * Ознакомить обучающихся с правилами ТБ при работе в кабинете химии; | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах Предметные: овладение понятийным аппаратом урока; приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии; умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей | Правила техники безопасности при работе в кабинете химии 1) Посмотрите на оборудование и реактивы, предложенные вам для выполнения практической работы. Сформулируйте правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении данной практической работы. Распишитесь в журнале инструктажа. | Работают с инструктивной картой, выполняют задания согласно предложенному плану работы, расписываются в журнале инструктажа | |||
Часть 1. Получение водорода Соберите прибор для получения водорода:
В пробирку поместите 1-2 гранулы цинка и добавьте 2-3 мл разбавленной соляной кислоты. В течение минуты выделяющемуся из прибора газу дайте свободно выходить из пробирки (там есть примеси воздуха), а затем переверните пустую пробирку вверх дном (Почему?) и соберите выделяющийся газ. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения водорода. Повторите опыт, взяв вместо соляной кислоты серную кислоту. Наблюдения и уравнение реакции получения водорода запишите в тетрадь | Знакомятся со способами получения водорода, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы, оформляют отчёт о проделанной работе | ||||||
Часть 2. Проверка собранного водорода на чистоту Проверьте собранный вами водород на чистоту. Для этого пробирку, наполненной водородом, держа ее отверстием вниз, поднесите к спиртовке. Если вы собрали чистый водород, он сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Если водород содержит примесь воздуха, слышен характерный свистящий хлопок. Запишите наблюдения и выводы о чистоте полученного газа в тетрадь. Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.
| Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт | ||||||
Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели работы и урока | Формулируют общий вывод по работе: «научились использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия водорода, исследовать свойства водорода» | ||||||
Первичное закрепление | Закрепить полученные знания | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Скажите, а зачем необходимо получать водород? Именно над этим вопросом работала дома одна из групп, которая на прошлом уроке получила домашнее задание, посвященное применению водорода. Расскажите о работе своей группы дома, функциональных обязанностях каждого члена вашей группы. И конечно, о применении водорода. Нужна ли какая-то помощь от меня? | Обучающиеся отвечают на вопросы, Рассказывают о работе группы дома. Рассказывают о применении водорода (остальные записывают в тетрадь) | |||
Обобщение, подведение итогов урока | Обобщить полученные знания | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | – Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? | Учащиеся воспринимают, осмысливают вопросы учителя, дают ответы, корректируют высказывания одноклассников. | |||
Рефлексия | Оценить свою деятельность и деятельность пары на уроке | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования Метапредметные: оценивать результаты решения поставленных задач; давать оценку деятельности на уроке Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения | – Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Оцените свою работу при помощи капелек: «зеленый» - отлично, «желтый» - хорошо, «красный» - удовлетворительно. Оцените работу на сегодняшнем уроке: «зеленый» - работали отлично, «желтый» - работу выполнил частично, «красный» - работа не получилась | Оценивают свою деятельность и деятельность пары на уроке при выполнении практической работы
| |||
Домашнее задание | | | Всем: § 29, выписать химические свойства водорода и выучить. На выбор: С. 101 № 3 (письменно). С.101 тестовые задания. | |
– Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
| – Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | – Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… |
– Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | – Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | – Сегодня на уроке мне было… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… |