Познавательно-исследовательская активность детей дошкольного возраста

Федеральным государственным стандартом образования предусмотрено развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие через развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Содержимое разработки

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и человека, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Федеральным государственным стандартом образования предусмотрено развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие через развитие познавательно-исследовательской деятельности. При этом необходимо научить ребенка приобретать знания самостоятельно.

Дети по природе своей исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Типы исследования, доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять поисково-исследовательскую позицию:

  • опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

  • коллекционирование (классификация) — освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

  • путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);

  • путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

  • Фантастические

  • Эмпирические

  • Теоретические

Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже «сконструировано» несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой природы.

Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований.

Многим интересно фантазировать, придумывать что-то необычное. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Педагоги больше отдают предпочтение эмпирическим темам, т.е. наблюдениям, экспериментированию, ставят реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, претендующей на роль ведущей в период дошкольного развития ребенка.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию живой и неживой природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка и т.п.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему;

  • принимать и ставить цель;

  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выявлять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

В нашем детском саду уделяется большое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Прежде всего, нами создана предметно-пространственная среда группы, которая отвечает требованиям ФГОС. Опытно-экспериментальный центр оснащен большим количеством различных материалов: картотеки и пособия по проведению различных опытов, природный материал, материал, помогающий в работе по формированию и развитию разных чувств детей.

Также разработан перспективный план работы, включающий проведение одной ООД в неделю, разработан ряд дидактических игр, цикл опытно-экспериментальной деятельности с растениями, наблюдения за жизнью растений.

Совместно с детьми собраны коллекции камней, бумаги, тканей, фантиков, насекомых и т.д. Проведен ряд НОД, формирующих у детей представления об историческом времени, такие, как «Путешествие в прошлое лампочки», «История жилища и бытоустройства», «Путешествие в прошлое телефона» (где из простейших материалов мы попробовали создать примитивный телефон), а также «История моей семьи» (продуктом этой НОД явилось создание семейного альбома).

При изучении свойств предмета дети активно пользуются дидактическим пособием «Короб ощущений» и алгоритмом описания предмета.

При работе с детьми мы используем разные формы организации экспериментальной деятельности. Мы завели специальные дневники юных исследователей, куда вносим записи, делаем рисунки, а также вклеиваем материал, позволяющие закрепить детям результаты проделанных экспериментов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, совместно с ними определяем этапы работы, делаем выводы. В ходе деятельности учим детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксируем предположения детей, помогаем им схематически отразить ход и результаты опыта. По окончании серии экспериментов мы обсуждаем с детьми, кто из них узнал что-то новое.

Вся экспериментальная работа разделена на три блока: живая, неживая природа и рукотворный мир.

1. «Условия жизни растений». Этот блок включает в себя эксперименты по выделению внешних факторов среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло, воздух).

2. Следующий цикл занятий, опытов и экспериментов посвящен неживой природе.

В этом цикле дети знакомятся со свойствами света, магнита, воздуха, воды и электричества.

3. Последний цикл опытов посвящен рукотворному миру человека, включающий опыты на определение свойств бумаги и тканей.

Для популяризации детского экспериментирования в нашей группе были составлены анкеты для родителей, направленные на выявление их отношения к поисково-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы нами составлены и проводятся консультации. Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, вовлекаются в выполнение творческих домашних заданий.

Также нами предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

Использование детского исследования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Сохранить у себя:
Познавательно-исследовательская активность детей дошкольного возраста

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки