Повышение уровня профессиональной компетентности молодых учителей
Повышения профессиональной компетентности педагогов стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.
В условиях рыночной экономики страны возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, педагогической инновации, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская, экспериментальная деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;
Обобщение собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ.
Коллектив нашего образовательного учреждения сложившийся, высокопрофессиональный и в основном стабильный. Но, конечно же, без развития, без прихода в коллектив новых педагогов мы не можем существовать.
В учебном году наш коллектив пополнился педагогами (Малова И.М. профессионалом своего дела, опытным педагогом, замечательным человеком учитель иностранного языка) Шестернева Н.Ю педагога начальных классов учителем с большой буквы) . Молодыми специалистами .Маркова В.С. учитель математики, Семыкина А.С. педагог коррекционного класса, Суворова А.С. учитель ИЗО, Федулов Д.А учитель музыки.,). И уже в наступающем учебном году в нашей школе вновь пополнение молодых специалистов Учитель начальных классов Хохлова Юлия Викторовна, учитель математики Коннуникова Ирина Александровна, учитель английского языка Манухина Екатерина Владимировна, старший вожатый Осипова Елена Александровна, учитель музыки Дорогобедова Елена Николаевна.
В ОУ сложилась модель работы по развитию профессиональных компетенций молодого педагога. Задачи:
Создание условий для успешной профессиональной адаптации начинающих педагогов
Выявление проблемных вопросов в профессиональной практике с целью разработки конкретных мер по их преодолению
Обеспечение плавного вовлечения молодых педагогов во все сферы деятельности учебного сообщества
Привлечение молодых педагогов в самообразовательную и научно-методическую работу коллектива школы
Развитие творческой индивидуальности молодого педагога
6.Формирование профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям
Первый год работы молодых специалистов это длительный процесс взаимодействия с администрацией школы, коллегами, коллективом в образовательной организации
И уже педагог, завершающий свой первый год работы, во многом отличается от пришедшего. Он уже многое умеет и знает и поэтому чувствует себя профессионально более уверенно.
Основными направлениями в работе с молодыми специалистами являются: планирование и организация работы по предмету, планирование и организация воспитательной работы , работа с документацией, работа по самообразованию, контроль за деятельностью начинающего педагога, психолого-педагогическая поддержка. Все эти направления успешно реализовывались в процессе работы в учебном году.
Директор школы:
знакомит молодого педагога со школой, педагогическим коллективом
разъясняет права и обязанности учителя
определяет должностные обязанности
с локальными актами школы
назначает из числа лучших учителей наставника
Важным условием становления молодого учителя является создание соответствующих условий для успешного начала профессиональной деятельности. К таким условиям, прежде всего, относятся: обеспечение педагога учебной нагрузкой, материально-техническими условиями. Для продуктивной работы молодых специалистов за ними были закреплены учебные кабинеты, оборудованные компьютерами, мультимедийными проекторами, экранами.
Заместители директора по
учебно-воспитательной работе :
знакомят с условиями работы
способствуют успешной адаптации путем оказания методической, организационной, психологической помощи
составляют расписание уроков, учитывая предоставление возможности посещать уроки опытных коллег совместно с наставником
помогают в планировании уроков и воспитательных мероприятий, проводимых молодым специалистом
знакомят с требованиями к организации учебно-воспитательного процесса, с системой школьной отчетности
ШМО
проводит с молодым педагогом индивидуальные собеседования
помогает в выборе методической темы
знакомит с учебными программами, по которым работают учителя школы
оказывает методическую, консультативную помощь
Наставник
помогает молодому специалисту составить план развития профессиональных компетенций
рекомендует необходимую для работы научно-методическую и периодическую литературу
привлекает молодого специалиста к разработке различного рода учебно-методической документации
контролирует процесс работы над календарно-тематическим планом
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия своего подшефного и анализирует их
Работа с документацией является неотъемлемой часть учебного процесса, и постоянно находится на контроле. Правильно заполнить журнал, составить технологическую карту, написать отчет и анализ нашим коллегам помогали наставники, руководители ШМО
Психолог
проводит консультации, психологические тренинги
помогает оперативно разрешать возникающие проблемы
В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей использовались разнообразные формы:
- постоянно действующий режим консультирования;
- проблемно-ситуационное обучение
Наставничество
Семинары: «Нормативно-правовая база введения инклюзивного обучения»,
«Урок по ФГОС: требования и возможности», «Оценивание обучающихся в разных моделях обучения»
Тематические педсоветы: «Педагогический инструментарий уроков по ФГОС»,
«Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации обучающихся»,
«О взаимодействии семьи и ОУ в интересах личности ребенка»
Инновационные:подготовка к участию в творческих конкурсах разного уровня
Каждый педагог уникален и неповторим, а педагогическая профессия, как всякое искусство, - процесс творческий. Поэтому большое значение в становлении и адаптации педагога имеет работа по самообразованию.
В течение года большую работу в этом направлении проводили многие наши молодые коллеги. Так Маркова В.С. стала участницей 13 вебинаров, опубликовала 2 свои разработки, Шестернева Н.Ю. посетила 18 вебинаров, опубликовала 2 свои работы, стала участницей интернет-семинара и мастер-класса, 3 конкурсов, в которых заняла два 1 места, 1 второе. Семыкина А.С. посетила очный семинар «Инклюзивное образование: проблемы управления и технологии реализации». Суворова А.С. повысила квалификацию, пройдя очно-заочные курсы на базе СОИРО.
Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею.
И по итогам года можно сказать: наши коллеги приложили максимальные усилия, чтобы добиться высоких результатов своей деятельности. Конечно, многим из молодых педагогов еще предстоит учиться и учиться, но, мы надеемся, первый год их деятельности не принес разочарования, они стали неотъемлемой частью нашего коллектива, чему мы очень рады.
И в заключении мне хотелось бы напомнить не только молодым, но и всем педагогам
Суфийская мудрость (VIII в.) — заповеди учителю
1. Обращайся с учениками как с собственными детьми, относись к ним с радостью и добром..
2. Не отказывай ученику в совете и не позволяй работать на такой степени трудности, к какой он не готов.
3. Отговаривая ученика от дурного, учитель действует намеком, а не прямо. Прямые запреты разрушают покров благоговения и вызывают упрямство.
4. Знай хорошо ученика; вероятность конфликта с ним пропорциональна твоему незнанию его. Постарайся узнать: как он учился, как жил, каким был раньше.
5. Давай свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто тебе нравится, а тем, кому это особенно необходимо.
6. Помни золотое правило педагогики: человек становится таким, каким его видят другие.