Повышение качества выполнения изделий на уроках трудового обучения через разработку инструкционных
пошаговых технологических карт
Белых Вера Геннадьевна
учитель трудового обучения
Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
пгт Демьяново Подосиновского района»
2 слайд
Как учитель трудового обучения общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, считаю, что именно изучение предмета «Профильный труд» способствует всестороннему развитию личности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Основная задача трудового обучения в образовательном учреждении для детей с ОВЗ – дать обучающимся начальное профессиональное образование, то есть вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определённой специальности. Знания, полученные на уроках труда, повышают общий уровень интеллекта, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). А также, обучение по программе профильного труда для детей с умственной отсталостью в нашей школе завершается итоговой аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению.
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ. Эффективность методов обучения зависит от системного, поэтапного и комплексного подхода.
На начальном этапе существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности.
Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования на уроках профильного труда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний, обучающихся в овладении ими практическими технологиями.
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес обучающихся к учебной деятельности.
Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у обучающихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала.
За время работы в школе, для уроков по «Швейному делу» я разработала собственные инструкционные карты, которые значительно экономят время на уроке, позволяют обучающимся проявлять максимум самостоятельности при выполнении работы, приучают к технологической грамотности: понимать и анализировать текст, выполнять работу по описанию, что облегчает понимание и запоминание алгоритма действия и последовательной работы, а также повышает качество выполняемой работы.
В процессе практической деятельности дети выполняют работу, не путаясь, так как есть алгоритм выполнения трудовых операций.
Слайд 3
Итак, что же такое инструкционная карта?
Инструкционная карта – это серия рисунков, образцов, чертежей с указанием порядка операций. Инструкционные карты имеют две стороны: технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата, и учебно-инструктивную, содержащую указания как делать.
По оформлению выделяют следующие виды инструкционных карт:
Наглядная
Комбинированная
Текстовая
Графическая
Мною применяется несколько видов инструкционных карт (наглядные, комбинированные, текстовые).
Слайд 4-11
Самая понятная, удобная на мой взгляд – это наглядная инструкционная карта.
Наглядная инструкционная карта – это когда каждый чертеж сопровождается образцом, рисунком или фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции наглядно. Примеры наглядных инструкционных карт вы можете увидеть на следующих слайдах на примере следующих тем:
«Пошив головного платка» - 5 класс;
«Пошив косынки» - 6 класс;
«Пошив наволочки» – 5 класс;
«Пошив хозяйственной сумки» – 5 класс;
«Пошив фартука с нагрудником» – 6 класс;
«Косая обтачка» – 6 класс и др.
Слайд 12-17
Комбинированная инструкционная карта – это когда серия образцов, чертежей, сопровождаемая словесным комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о выполняемом действии. Примеры комбинированной инструкционной карты вы можете увидеть на следующих слайдах на примере следующих тем:
«Машинные швы»;
«Обработка складок» - 7 класс;
«Пошив салфетки» - 5 класс и др.
Слайд 18
Текстовая инструкционная карта – чаще всего, это план, написанный на доске, обозначающий последовательность операций. Примеры текстовой инструкционной карты вы можете увидеть на данном слайде.
Слайд 19
Более сложным видом инструкционных карт являются графические – это карта без словесного комментария, содержащая только чертежи, схемы расположенные в порядке следования операций. Данный вид инструкционной карты в своей работе я применяю редко. Пример графической инструкционной карты вы можете увидеть на данном слайде.
Разумеется, на моих уроках нет необходимости давать информацию обо всех видах инструкционных карт, поэтому обучающиеся знакомятся только с теми из них, которые им доступны для восприятия, которые они встретят в процессе своей работы. Обучающиеся сами инструкционную карту не строят, не создают, а только учатся их читать и использовать в своей работе.
Инструкционные карты дают возможность учителю чётко организовать урок, рационально использовать учебное время, учитывать индивидуальные возможности обучающихся.
Основной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по инструкционным картам, понимать их построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы.
Для решения этой задачи учитель подробно объясняет инструкционную карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т.д.), привлекая к обсуждению самих обучающихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет обучающимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (т.е. иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки.
При работе с инструкционными картами важно приучать девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе, при этом нужно следить, чтобы обучающиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей.
По мере накопления у обучающихся необходимых знаний и умений время на объяснение инструкционной карты постоянно сокращается, демонстрируются и объясняются только новые трудовые операции, инструменты или приемы работы. Постепенно объяснения учителем наглядной инструкционной карты полностью заменяются коллективным анализом ее содержания и самостоятельной работой обучающихся.
Слайд 20
Кроме того, на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы. На этом этапе активно использую взаимоанализ и самоанализ. Данная карта проверки качества изделия состоит из следующих этапов, которые вы можете увидеть на слайде.
Слайд 21
Опыт моей работы в качестве учителя трудового обучения показывает, что использование инструкционной карты на уроках профильного труда помогают:
- устанавливать логическую последовательность изготовления изделия;
- подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления;
- пользоваться рациональными приёмами труда;
- применять необходимые правила техники безопасности;
- осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия;
- осознавать необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности;
- активизировать деятельность, и делать работу более интересной и привлекательной;
- повышать скорость выполнения и качество изделий.
Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Слайд 22
В заключение несколько слов о требованиях, предъявляемых к наглядности:
наглядность должна соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения обучающихся;
быть доступной и составляться с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников;
наглядные пособия должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями;
должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой;
Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание обучающихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению обучающихся в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность, что и является нашей основной целью!
5