Урок русского языка в 7 классе №24
Тип урока: урок рефлексии
Тема урока: Повторение по теме «Причастие»
Цели урока: обобщить знания о причастии, основных орфограммах и пунктограммах по теме «Приачстие»
Планируемые результаты:
Предметные: повторить основные признаки причастия, определение причастного оборота, правописание н и нн в причастиях.
Метапредметные: развитие навыков отличать причастия и прилагательные, навыки выделения причастного оборота, правописание н и нн в суффиксах причастий.
Личностные: создание условий для воспитания познавательной деятельности.
Оборудование: карточка с заданием.
Структура урока
1.Этап мотивации. Критерии оценивания.
2.Этап актуализации.
-дать определение причастия.
-как отличать причастие и прилагательное?
3.Этапы выявления места и причины затруднения. Этап выявления индивидуальных затруднений.
-Найти причастия, подписать, полные они или краткие, подчеркнуть их как члены предложения. Объяснить вставленные буквы.
1. Летящие птицы непр..менно пр..влекут его внимание. 2. Стол покрыт (ярко)ж..лтой скатертью. 3. Я увид..л, что упавший орех был расколот пополам. 4. Работа выполнена пр..восходно. 5. На тумбочк.. лежит непрочитанная книга. 6. Посуда почему(то) до сих пор не вымыта. 7. В распахнутые окна льет(?)ся свет. 8. Деревя(н-нн)ая дверь распахнута настежь. 9.Этот глиня(н-нн)ый кувшин (з-с)делан пр..красным мастером. 10. Возле сломанной ивы тропинка сворач..вала к пруду. 11. Ветр(е-я)ная мельница оказалась сломана. 11. Ремонтные работы начаты пят(?)надцать часов назад.
-назовите признаки причастия.
-синтаксический разбор
В комнате стояло несколько кроватей, покрытых шерстяными одеялами.
- Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах. Выделить корни с чередованием.
1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.
4.Этап целеполагания и построения плана по разрешению возникших затруднений.
-заполните таблицу
| н | нн | н | нн |
Прилагательное |
|
|
|
|
Причастие |
|
|
|
|
Исключения |
|
|
|
|
5.Этап реализации на практике выбранного плана.
-объясните правописание н и нн в словах.
Сломанная линейка, дверная ручка сломана, ломаная линия, выломанные двери, двери выломаны, крещеный младенец, крещенный вчера, скрещенные пальцы
6.Этап включения в систему знаний и повторения.
-Объяснить правописание Н и НН в словах
Торжестве..ый обед, перестрое..ая терраса, непроше..ые гости, ветре..ый понедельник, безветре..ый вечер, орли..ый взор, карти..ая галерея, разрекламирова..ое лекарство, вещи выброше..ы, серебря..ые ложки, оловя..ые вилки, разброса..ые листочки, картинка разукраше..а, запечата..ые двери, войти в гости..ую, песча..ый пляж, тума..ое утро, полирова..ая мебель, кова..ый сундук, закова..ый пленник, пленники скова..ы цепью, огне..ый вихрь, кипяче..ая вода, кваше..ая капуста, вспаха..ое поле, моще..ый кирпич..м, беше..ый тигр.
7.Этап рефлексии и оценивания.
-самостоятельная работа.
1.Заплака..ые глаза, стриже..ые волосы, стриже..ые под машинку, разброса..ые вещи, одежда перепачка..а, заколдова..ая царевна, консервирова..ые огурцы, слома..ый замок, приглуше..ый голос, полирова..ый пол, нечеса..ые волосы, причеса..ые волосы, краше..ые волосы, необоснова..ые обвинения, рассыпа..ая мука, неслыха..ые события, урегулирова..ый конфликт, кова..ая сабля, закова..ый рыцарь, работа сдела..а, среза..ая сирень, расчище..ая дорожка, дороги расчище..ы, варе..ое мясо, вяза..ый бабушкой.
2. Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах, причастные обороты подчеркните как члены предложения.
1. Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хранила в коробчке сделанной из серебристого металла. 4.Мать негромко напевавшая какую-то песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам преграждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие старинные танцы.
8.Этап ознакомления с домашним заданием.
Повторить правила правописания не с прилагательным и существительным (словарь, интернет, учебники 6 класса)
Карточка-задание
1. Найти причастия, подписать, полные они или краткие, подчеркнуть их как члены предложения. Объяснить вставленные буквы.
1. Летящие птицы непр..менно пр..влекут его внимание. 2. Стол покрыт (ярко)ж..лтой скатертью. 3. Я увид..л, что упавший орех был расколот пополам. 4. Работа выполнена пр..восходно. 5. На тумбочк.. лежит непрочитанная книга. 6. Посуда почему(то) до сих пор не вымыта. 7. В распахнутые окна льет(?)ся свет. 8. Деревя(н-нн)ая дверь распахнута настежь. 9.Этот глиня(н-нн)ый кувшин (з-с)делан пр..красным мастером. 10. Возле сломанной ивы тропинка сворач..вала к пруду. 11. Ветр(е-я)ная мельница оказалась сломана. 11. Ремонтные работы начаты пят(?)надцать часов назад.
2. Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах. Выделить корни с чередованием.
1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.
Карточка-задание
1. Найти причастия, подписать, полные они или краткие, подчеркнуть их как члены предложения. Объяснить вставленные буквы.
1. Летящие птицы непр..менно пр..влекут его внимание. 2. Стол покрыт (ярко)ж..лтой скатертью. 3. Я увид..л, что упавший орех был расколот пополам. 4. Работа выполнена пр..восходно. 5. На тумбочк.. лежит непрочитанная книга. 6. Посуда почему(то) до сих пор не вымыта. 7. В распахнутые окна льет(?)ся свет. 8. Деревя(н-нн)ая дверь распахнута настежь. 9.Этот глиня(н-нн)ый кувшин (з-с)делан пр..красным мастером. 10. Возле сломанной ивы тропинка сворач..вала к пруду. 11. Ветр(е-я)ная мельница оказалась сломана. 11. Ремонтные работы начаты пят(?)надцать часов назад.
2. Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах. Выделить корни с чередованием.
1. Все грибы собранные в лесу мы сложили в одну большую корзину.2. В саду дети соб..рали яблоки упавшие на землю.3. Груша р..стущая в нашем саду давала плоды один раз в два года.4. Первым заг..релся стоящий возле бани сарай.5.Справа от меня прост..ралась р..внина освещенная яркой луной.6. В широко открытое окно на з..ре ворвался свежий утре(н-нн)ий воздух.7. Бабушка очень обиженная моими словами стала зап..рать двери. 8. На столе стояли стаканы (з-с)деланные из голубого стекла. 9. Его аккуратно подстриженные волосы были (светло)русого оттенка.10.Горничная одетая в (бледно)голубое платье стала расст..лать скатерть.
3. Заполните таблицу
| н | нн | н | нн |
Прилагательное |
|
|
|
|
Причастие |
|
|
|
|
Исключения |
|
|
|
|
4. Объясните правописание н и нн в словах.
Сломанная линейка, дверная ручка сломана, ломаная линия, выломанные двери, двери выломаны, крещеный младенец, крещенный вчера, скрещенные пальцы.
5. Объяснить правописание Н и НН в словах
Торжестве..ый обед, перестрое..ая терраса, непроше..ые гости, ветре..ый понедельник, безветре..ый вечер, орли..ый взор, карти..ая галерея, разрекламирова..ое лекарство, вещи выброше..ы, серебря..ые ложки, оловя..ые вилки, разброса..ые листочки, картинка разукраше..а, запечата..ые двери, войти в гости..ую, песча..ый пляж, тума..ое утро, полирова..ая мебель, кова..ый сундук, закова..ый пленник, пленники скова..ы цепью, огне..ый вихрь, кипяче..ая вода, кваше..ая капуста, вспаха..ое поле, моще..ый кирпич..м, беше..ый тигр.
3. Заполните таблицу
| н | нн | н | нн |
Прилагательное |
|
|
|
|
Причастие |
|
|
|
|
Исключения |
|
|
|
|
4. Объясните правописание н и нн в словах.
Сломанная линейка, дверная ручка сломана, ломаная линия, выломанные двери, двери выломаны, крещеный младенец, крещенный вчера, скрещенные пальцы.
5. Объяснить правописание Н и НН в словах
Торжестве..ый обед, перестрое..ая терраса, непроше..ые гости, ветре..ый понедельник, безветре..ый вечер, орли..ый взор, карти..ая галерея, разрекламирова..ое лекарство, вещи выброше..ы, серебря..ые ложки, оловя..ые вилки, разброса..ые листочки, картинка разукраше..а, запечата..ые двери, войти в гости..ую, песча..ый пляж, тума..ое утро, полирова..ая мебель, кова..ый сундук, закова..ый пленник, пленники скова..ы цепью, огне..ый вихрь, кипяче..ая вода, кваше..ая капуста, вспаха..ое поле, моще..ый кирпич..м, беше..ый тигр.
6. Самостоятельная работа. Н или НН?
1.Заплака..ые глаза, стриже..ые волосы, стриже..ые под машинку, разброса..ые вещи, одежда перепачка..а, заколдова..ая царевна, консервирова..ые огурцы, слома..ый замок, приглуше..ый голос, полирова..ый пол, нечеса..ые волосы, причеса..ые волосы, краше..ые волосы, необоснова..ые обвинения, рассыпа..ая мука, неслыха..ые события, урегулирова..ый конфликт, кова..ая сабля, закова..ый рыцарь, работа сдела..а, среза..ая сирень, расчище..ая дорожка, дороги расчище..ы, варе..ое мясо, вяза..ый бабушкой.
2. Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах, причастные обороты подчеркните как члены предложения.
1. Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хранила в коробчке сделанной из серебристого металла. 4.Мать негромко напевавшая какую-то песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам преграждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие старинные танцы.
6. Самостоятельная работа. Н или НН?
1.Заплака..ые глаза, стриже..ые волосы, стриже..ые под машинку, разброса..ые вещи, одежда перепачка..а, заколдова..ая царевна, консервирова..ые огурцы, слома..ый замок, приглуше..ый голос, полирова..ый пол, нечеса..ые волосы, причеса..ые волосы, краше..ые волосы, необоснова..ые обвинения, рассыпа..ая мука, неслыха..ые события, урегулирова..ый конфликт, кова..ая сабля, закова..ый рыцарь, работа сдела..а, среза..ая сирень, расчище..ая дорожка, дороги расчище..ы, варе..ое мясо, вяза..ый бабушкой.
2. Расставьте и объясните знаки препинания при причастных оборотах, причастные обороты подчеркните как члены предложения.
1. Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хранила в коробчке сделанной из серебристого металла. 4.Мать негромко напевавшая какую-то песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом.6. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей.7.На парте лежала забытая учителем тетрадь.8.Путь нам преграждала дверь запертая на засов. 9. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие старинные танцы.