Повторение. Наречие.

Тип урока: общеметодологической направленности: практикум

Цели:

Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МБОУ "Кафыр-Кумухская СОШ М.А.Алхлаева"















Методическая разработка открытого урока

в 7-м классе



«Повторение. Наречие»











Провела: Мустафаева В. С.











2020г.

Тип урока: общеметодологической направленности: практикум

Цели:

Образовательный аспект: формирование у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности через осмысление условий выбора в теме «Наречие»; речевой деятельности учащихся.

Развивающий аспект:

способствовать овладению умением высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы,

Воспитательный аспект:

способствовать осознанию того, что контроль, оценка, коррекция деятельности человека являются важными регулятивными функциями, обеспечивающими жизнедеятельность человека.


Программные требования

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончании изучения данной темы:

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану.

развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

проявляет заинтересованность в приобретении способов действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные: Преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: Объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования структуры слова.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

- анализирует уровень своих знаний и способностей;

- обнаруживает и формулирует проблему;

- планирует способы решения возникших проблем;

- формулирует цели и задачи с помощью учителя; планирует предстоящую деятельность с помощью учителя;

- умеет слушать и слышать собеседника;

- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;

- -переживает за успех учащихся.

Предметные результаты

- умеет находить наречия в тексте, называют их отличительные признаки, создают тексты, проводят самоконтроль

- формулирует правило правописания наречий

- применяет правило правописания при решении лингвистических задач;

- объясняет выбор написания .


Технология обучения:

Технология урока на деятельностной основе

Информационно-коммуникационные технологии


Форма урока: урок: практикум

Формы работы и ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация и пробное учебное действие

  3. Систематизация знаний.

  4. Включение системы знаний в учебную деятельность.

  5. Закрепление системы знаний с формулированием проблемы.

  6. Рефлексия учебной деятельности.

  7. Информация о домашнем задании.

или

ТИП УРОКА: Повторение и систематизация изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • совершенствовать учебно-исследовательские навыки решения лингвистических задач;

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развивать память, работать над развитием речи, развивать творческие способности, познавательную и мыслительную активность, умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Таблицы орфограмм в наречиях. Карточки дифференцированных заданий.

  2. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, рабочий лист.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.

  2. Этап всесторонней проверки знаний.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный , групповой, индивидуальный.

3. Итоговый по теме


Ход урока.



  1. Организационный этап.

  2. Подготовка учащихся к работе по теме урока ( оцеливание, озадачивание).

1.Слово учителя: - Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Мне бы хотелось, чтобы урок у нас прошел:

-активно

-превосходно

-плодотворно

-успешно

-удачно

- К какой части речи относятся все эти слова? (наречие)

-Что называется наречием? (самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признаки действия предмета и отвечает на вопросы как? Куда? Где? В предложении является обстоятельством, реже определением, сказуемым)

2. Мотивация.

На доске записаны слова: одет по –зимнему, певуче, уж, настежь, налево, слева, некогда, не хорошо, а плохо, искренне, впустую.

- Что вы можете сказать, глядя на них?. Это наречия, орфограммы наречий. - Тема нашего урока? Повторение по теме «Наречие». Запишем в рабочих тетрадях число, классная работа, тема Повторение изученного о наречии.

3.Целеполагание.

Цель нашего урока:

а) обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте

Проверка домашнего задания.

Ученики подготовили сообщения о происхождении этого слова.

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

Творчество учащихся. Познавательная информация.

1. Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)

2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Спасибо.

3.Актуализация знаний.

Итак, что же мы еще знаем о наречии? 2.Наречие имеет разряды. Какие? Места – где? там, времени – когда? вчера, цели – зачем?- нарочно, умышленно, степени – сколько? - много, образа действия – как? хорошо, причины – почему? – сослепу, сдуру)

Записать самостоятельно:

1р. – примеры наречий образа действия 5 записать: быстро, холодно, красиво, жарко, грустно

2р. – места: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

3р – времени: далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь,

Что еще знаем о наречии?

Имеет степени сравнения: сравнительную : простую и составную форму, превосходную составную форму).

Что мы знаем о простой форме сравнительной степени? (Образуется при помощи суффиксов е,ей,ее,ше.) Хорошо. Определите , где наречие: стебелек тоньше, выстругал тоньше. А как определить, что это форма наречия? Относится к глаголу и является в предложении обстоятельством, а прилагательное? Относится к существительному и является определением.

Выдаются карточки.

3.Определить наречия и их выписать.

1) стало легче
2) брат сильнее меня;
3) действовал увереннее

4) Сумка тяжелее,

5) идти было тяжелее,

6)Тигр сильнее котенка

7)бежит быстрее

4.Синтаксическая роль в предложении.

Синтаксический разбор предложения.

Мой друг всегда учился очень легко.

(Повеств, невоскл., прост, распр. не осл.)

5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)

Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле

-Мы неплохо поработали и нам пора отдохнуть.

6) Физминутка для глаз и осанки.

Посмотрим налево-
Посмотрим направо

А теперь поближе

А потом подальше

Руки вверх поднимем дружно

И помашем влево –вправо
А сейчас опустим ниже

Головы поднимем выше.
Дружно хлопаем руками.

Тихо топаем ногами.

Чтобы веселее стало,

Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

- Отдохнули! Давайте проверим вашу память. Назовите все наречия, которые мы с вами использовали для отдыха.

4.Систематизация знаний о правописании наречий

Контроль усвоения знания

Слайд. сказка

7.Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.

Сказка.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Самопроверка

Сломя голову – быстро.(слайд)

Рукой подать – близко.

Куры не клюют – много.

Спустя рукава – плохо.

Орфограммы:

8.Слайды. Выписать только наречия , вставить пропущенную букву.

Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,

смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,

свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,

мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,

грош.., вскач.., невтерпеж…

Задание 3 уч. вставить во всех словах, где необходимо ь.(Бабич И., Решетняк А., Остапов М.) Работа по карточкам.

Настеж…

Уж…

Напроч…

Наотмаш…

Замуж…

Проч…

Вскач…

Невтерпеж…

Взаимопроверка:

настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ,, вскачЬ, невтерпеж.

8б. – 5

7-6б. -4

5-4б. – 3

3б.- 0б- 2

9.Слитно-дефис-раздельно?

(по) меньше

(по) французски

(по) лучше

(по) старому

(по) просту

(во) первых

(по)моему

(еле)еле

(давным)давно

Взаимопроверка

поменьше

по-французски

получше

по-старому

попросту

во-первых

по-моему

еле-еле

давным-давно

9б.-5

8-7б.-4

6-5б.-3

4б-0б.-2

10.Е или И? Поставь ударение (устно)

н(…)где не бывал

н(…)откуда ждать вестей

н(…)сколько не испугался

н(…)откуда не приходили письма

н(…)где не учился

н(…)чуть не обиделся

н(…)сколько минут

н(…)куда не пошёл

н(…)куда идти

11.Напишите А или О на конце наречий.

1. Издавн..

2. Влев..

3. Изредк..

4. Затемн..

5. Досух..

6. Сначал..

Проверьте себя.

1. А

2. О

3. А

4. О

5. А

6. А

6б.-5

5б.-4

4-3б.-3

2-1б.-2

12.Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!

1) взволнованно

2) интересно

3) организованно

4) медленно

5) отважно

Проверка

5б. -5

4б.-4

3б.-3

2б.-2

13.Раскрой скобки: сразу - орфограммы1 в: не – раздельно; 2в. – не - слитно

(Не) далеко от дома р..стет дуб.

На душе (не) весело, а очень грус…но.

Мы разговаривали нисколько (не)громко.

Работа выполнена (не)ак..уратно.

Мальчик одет (не)ряшливо.

(Не)громко звучала музыка.

Самопроверка

НЕдалеко от дома рАстет дуб.

На душе НЕ весело, а очень грусТно.

Мы разговаривали нисколько НЕ громко.

Работа выполнена НЕаККуратно.

Мальчик одет НЕряшливо.

НЕгромко звучала музыка.

14.О или Е? Поставь ударение.(устно, сигнальные карточки)

певуч…

свеж…

крепч…

горяч…

хорош…

неуклюж…

блестящ…

ещ… (выключить)

15.Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

1. ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ . (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

16.Рефлексия.

Итог. - Что повторили на уроке ?

-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?


Закончи одно из предложений.

  • Сегодня на уроке я пришёл к выводу …

  • Мне было сложно … .

  • Мне было легко … .

  • Хочу пожелать … .

  • Сегодняшний урок … .

17.Оценить работу учащихся -Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным. - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста

18.Дом.зад.пар. готовиться к контрольному диктанту.

19.Слово учителя: Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Куклиной

Наш язык и скромен и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь,

Ты скажи: «Кругом белым – бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»

И увидишь солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Перед тобою сразу вся Россия.

Спасибо большое за активную работу на уроке.


Приложения №1


1. Выступление ученика в роли Наречия.

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)



2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.


3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.


Приложения №2

Определить наречия и их выписать.

1) стало легче;

2) брат сильнее меня;

3) действовал увереннее

4) Сумка тяжелее,

5) идти было тяжелее,

6)Тигр сильнее котенка

7)бежит быстрее


Приложение №3

Синтаксический разбор предложения

Мой друг всегда учился очень легко.


Приложение №4. Выполните упражнения и одновременно посчитайте, сколько наречий вы услышали во время динамической паузы?

Потрудились – отдохнем! Станем – глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Приложение №5

Настеж…

Уж…

Напроч…

Наотмаш…

Замуж…

Проч…

Вскач…

Невтерпеж…


Приложение №6

Взаимопроверка:

настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ, , вскачЬ, невтерпеж.

8б. – 5

7-6б. - 4

5-4б. – 3

3б.- 0б- 2


Приложение №7

Пожелания гостям с использованием наречий
1. ________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.

Приложение №8

Закончи одно из предложений.

  • Сегодня на уроке я пришёл к выводу …

  • Мне было сложно … .

  • Мне было легко … .

  • Хочу пожелать … .

  • Сегодняшний урок … .




Сохранить у себя:
Повторение. Наречие.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки