урок 8 класс по теме
Повторение и обобщение знаний
по теме «Химическая связь. Строение вещества»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах химической связи, о типах кристаллических решеток с точки зрения строения атома, о степени окисления, о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Задачи: Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания в установлении зависимости причинно-следственной связи
Развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации
Развивать умения анализировать, делать выводы, обобщения.
Воспитывать умения организовать свой учебный труд
Ход урока
Сегодня мы совершим путешествие по маршруту: Электроотрицательность - химическая связь – кристаллические решетки – степень окисления – окислительно-восстановительные реакции. У вас на столах есть маршрутные листы, которые необходимо заполнить в течение урока.
Электроотрицательность Что называется электроотрицательностью? Как она изменяется по периодам, группам? Почему все атомы стремятся завершить свой внешний энергетический слой? В какие частицы превращаются атомы после присоединения или отдачи электронов? (Атомы с незавершенным энергетическим слоем очень активны и поэтому принимают или отдают электроны)
С помощью знаков или
а) H_____S б) Fe_____CI в) N_____ N
Задание 1 в маршрутном листе.
Составьте химические формулы, образованные данными химическими элементами согласно электроотрицательности.
Проверка. (1 балл за каждую правильно написанную формулу. Максимально 3 балла)
2. Чтобы определить тип химической связи в данных соединениях. Для этого вспомним: Что такое химическая связь?
1. Какие вы знаете типы химической связи? 2. Какая связь называется ковалентной?
3. Назовите разновидности ковалентной связи.
4. Какая химическая связь называется ионной? Какие частицы называются ионами?
5. Что такое металлическая связь?
(Выполнение на доске: 3 учащихся составляют электронные схемы образования молекул, показывают общую электронную пару и определяю вид химической связи, остальные работают в тетради)
В маршрутном листе найдите задание 2. Типы химической связи
Проверь свои знания. Какие утверждения верны. Если верно, поставьте «+», если нет «-»
1.В молекуле соединения NH3 связь ковалентная полярная.
2. В молекуле соединения СO2 связь ковалентная неполярная.
3. В молекуле азота тройная связь.
4. В бронзе металлическая связь.
5. В хлориде меди (II) ионная связь
Проверяем (Максимально – 5 баллов)
Типы химической связи позволяют нам определить тип кристаллической решетки и наоборот, по типу кристаллической решетки можно определить тип химической связи.
3. Кристаллические решетки
Необходимо вспомнить, что свойства веществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки, прежде всего какие частицы находятся в ее узлах, что в свою очередь обуславливается типом химической связи данного вещества. Давайте рассмотрим зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. (Обсуждение данных на слайде, рассуждения учащихся)
Вывод: из примеров видна взаимосвязь явлений в природе:
строение атома - вид химической связи - тип кристаллической решетки -свойства веществ.
Определите тип кристаллической решетки: В маршрутном листе Задание 3
№1 №2 №3 №4
Проверка Максимально 4 балла
Физкультминутка
4. Степень окисления. Как взаимосвязаны между собой химическая связь, электроотрицательность и степень окисления? Что такое степень окисления?
1.Определите степени окисления в соединениях:
K2О AlH3 CaF2 HNO3 CH4 S8 H2O2
1 ученик выполняет задание у доски
Выполните задание 4 в маршрутном листе
Определите в каком веществе степень окисления серы равна +4:
H2SO4 , SO3, SO2, H2SO3
Проверка. Максимально 2 балла
Степень окисления помогает нам составить окислительно-восстановительные реакции
5. Окислительно-восстановительные реакции.
Какие реакции являются окислительно-восстановительными?
Без понимания сущности и механизмов протекания окислительно-восстановительных реакций невозможно представить работу химических источников тока (аккумуляторов и батареек), получение защитных покрытий, виртуозную обработку металлических поверхностей изделий
Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе получения металлов и сплавов, водорода и галогенов, щелочей и лекарственных препаратов. С окислительно – восстановительными реакциями связано функционирование биологических мембран, многие природные процессы: обмен веществ, брожение, дыхание, фотосинтез. Без окислительно-восстановительных реакций не обходится работа по дому, в том числе и стирка.
Лабораторный опыт.
Вы пролили йод на белую салфетку. Хлорная известь и персоль не обесцветят пятно йода. Вывести пятно помогут восстановители, например, водный раствор сульфита натрия
I2+Na2SO3+2NaOH=2NaI+Na2SO4+H2O.
Однако знайте, что через несколько дней пятно исчезнет благодаря постепенной сублимации йода.
Расставить коэффициенты методом электронного баланса
(1 ученик выполняет электронный баланс на доске)
В маршрутном листе выполните задание 5
С помощью пероксида водорода, как известно, реставрируют старинные картины. Здесь тоже не обходятся без окислительно-восстановительной реакции. Промывая пероксидом водорода старые картины, сульфид переводят в белый сульфат. Картины обновляются – становятся вновь яркими. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите процессы окисления, восстановления, окислитель и восстановитель.
PbS+H2O2=PbSO4+H2O.
Проверка. Максимально 6 баллов. PbS+4H2O2=PbSO4+4H2O.
Всего за работу 20 баллов!
Окислительно-восстановительные реакции и вся теория, которую мы с вами повторили и обобщили, имеют место в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
Домашнее задание: Расставить коэффициенты методом электронного баланса
SO2 + H2S → S + H2O
S + H2SO4 → SO2 + H2O
S + H2SO4 → H2S + H2O
Рефлексия
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | итого |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|