Поурочная разработка по русскому языку 4 класс ПНШ

Поурочная разработка по русскому языку в 4 классе по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" ПНШ

Содержимое разработки



Тема: « Безударные окончания имён существительных в единственном числе»

Цель: сформировать умение грамотно записывать окончание имён существительных  в единственном числе.

Задачи:

- уметь устанавливать значимость познавательной деятельности;

- уметь контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- освоить первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Технология: «Развивающее обучение»

Формирование УУД:

Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству;

Регулятивные: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью детей, учителя; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное определение цели, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения творческих задач; логические – выбор критериев для сравнения, доказательство;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


1.Работа с классом. Грамматическая разминка.

Игра « Узнай падеж».

- Я называю падежные вопросы, а вы показываете соответствующие карточки.

- Предлоги падежей. ( по, к, около, между, через, о, над)

- Сущ-ые в каком падеже употребляются только с предлогом?

- У какого падежа нет предлогов?


2Работа с классом.

-Я приготовила для вас интересное задание.

- Прочитайте слова записанные на доске.

Тетрадка, березка, кошка, лопатка.

Сравните их. В чём отличие?

( Одушевлённые и неодушевлённые предметы, количество слогов и т. д.)

- Что их объединяет? Перечислите общие грамматические признаки.

( Сущ-ые, нарицательные , в ед. числе, в именит. падеже, т. е. начальная форма, женский род,

1 склонение, окончание).

- Преобразуйте данные сущ-ые 1 склонения- в сущ-ые 3 склонения.

- Преобразованные сущ-ые запишите в определённых падежах.

1 вариант- в дательном падеже.

2 вариант- в родительном падеже.

- Проверяем! Вопросы. Окончания.

- Повторим правила. Что такое склонение?

- Вставь пропущенные буквы. Определи падеж, склонение и выдели окончания.


гулял около деревн.

нап.сала для сестр.

свитер из шерст.

отб.жал от забор

появился из рощ.

- Что объединяет данные словосочетания?

( сущ.+глагол, сущ-е в род. падеже и т. д.)

- Отличие? ( окончания)

- Падеж одинаковый, а окончания разные. Почему? Предположите! ( Разное склонение)

- А как мы определяем склонение?

( по родам)

3- Сегодня познакомитесь с новыми знаниями о существительных ,которые имеют подвижное и неподвижное ударение разбор таблицы стр.6

просклонять слова земля, конь, степь

Знают падежные вопросы и предлоги

Самостоятельно мыслят

Сравнивают, доказывают

Преобразовывают Самостоятельно работают

Доказывают

Обобщают

Предполагают

Творчески мыслят

Самостоятельная работа. взаимопощь

Метод беседы Игровой метод

Метод мозгового штурма

4. Целеполагание.


5Сформулировать тему урока

6-Проблемная ситуация

-Послушайте шуточное стихотворение Э.Мошковской(упр.1.с.9)

-Что вы заметили?

-правильно,здесь рифмуютсяпоследние слова каждой строчки,мы слышим [- ай]

Окончания имён сущ-х в творит. падеже1 скл ед. числа.

Умение определить тему урока

Аналитически мыслят

Проблемная ситуация

7.Музыкальная физминутка.

Активный отдых

- Чтобы хорошо понять новый материал зарядимся.

Отдохнули

8. Изучение нового материала.

Сформировать внутреннюю позицию к деятельности

Сформировать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

Сформировать умение

определять окончания имён сущ-х в род. падеже множ. числа

- Мы сейчас с вами проведём исследование.

-Спишем текст по правилам стихотворения упр.1

- Подчеркните сущ-ые в форме косвенных падежей ед.числа. Выделите окончания.

Под подушкой,с кукушкой,с лягушкой,опушке

- Какие окончания у сущ-х ? (-ой,-е)

- Что объединяет эти сущ-ые?

( Они женского рода)

-Укажите склонение,род,число этих существительных

( Они женского рода)

Вывод. Составление таблицы.

1 скл.

Мужской род

Женский род

Средний род

- Посмотрите на таблицу и ответьте, как легче запомнить данные окончания?

( сущ-ые мужского и среднего рода имеют одинаковые окончания в Т.п ,в П.п. Везде одинаковое окончание)

Сформированность внутренней позиции к деятельности (Л)

Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей(Р)

Умение определять окончания имён сущ-х

Анализ

Учит позиции собеседника(К)

Исследовательская работа

Словесный метод

Учебный диалог

8. Закрепление.


Формировать умение планировать учебное сотрудничество

- Познакомимся с упр.2

-назовем устно проверочные слова для 8 слов с безударными гласными кв корне слов


Сравнение

Умение планировать учебное сотрудничество(К)

Работа в парах

(взаимопроверка)

9. Рефлексия.

Проверка знаний по новой теме

Самостоятельное выполнения упр.2 Усвоили написание окончаний имён сущ.

10. Самопроверка

Самооценка

-Сравните свои результаты исправление ошибок-взаимопроверка

Способность адекватно себя оценивать

Самостоятельная работа

11. Итог урока.


Сформировать

уметь оценивать результат своей деятельности.


Сформировать умение устанавливать значимость познавательной деятельности.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чему научились на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что понравилось на уроке?

Самооценка (подсчёт баллов)


Способность оценивать результат своей деятельности.


Способность устанавливать значимость познавательной деятельности.



13.Инструктаж по выполнению д/з

Дать представление о выполнении д/з

Упр.3

-Списать по правилам стихотворения.

-Выписать сущ.с пропущенными оконч.в нач.форме.

-Подчеркнуть сложные слов.













Правописание  безударных  падежных окончаний   имён  существительных

                         единственного  числа.


             Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

                 2.Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

                 3.Развивать орфографическую зоркость.

                 4.Продолжить работу по обогощению словарного запаса детей.

                 5.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).

                 6.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.

                 7.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение,наблюдение.

Оборудование: Карточки (см. приложение).

                                     Ход   урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь.

-Начинаем урок русского языка.

-Проверьте, всё ли готово к уроку?

       2. Актуализация знаний учащихся.

          -Начнём урок с орфографической работы.

Двое учащихся выполняют индивидуальное задание у доски (работа по карточкам, см. приложение 1).

           -Прочитайте слова на доске:

1 вариант                                                2 вариант

Ковшик                                                     Смелость

Приезд             Полёт

Звезда         Орех

По травке               Из вишни

            -Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.

Проверка учащихся у доски.

Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания.

           -Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?

         3. Определение темы урока.

             -Какая орфограмма была новой для нас?

             -Кто сможет сформулировать тему урока?

           4. Постановка проблемной ситуации.

На доске:

Каша в голов(е,и)

Ушки на макушк(е,и)

-Прочитайте словосочетания.

-Чем являются эти словосочетания?

-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?

-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?

-Какое окончание вы выберете?

-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?

-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?

-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?

-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?

-Кто сможет сформулировать задачу урока?

5. Решение проблемной ситуации.

-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.Каждая группа получает карточку с инструкцией( см. приложение 2).

Отчёт первой и второй групп:

-Что надо знать , чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?

-Какие же  способы проверки падежных окончаний имён существительных?

-Откройте учебник , страница11, упражнение  3.

-Сравните наш вывод с выводом учебника.

Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Отчёт третьей группы:

-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)».

6. Закрепление (работа в паре по формированию умения и навыка).

-Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

-Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика (фразеологизмы на карточках, см. приложение 3).

-Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.

Письмо по памяти:

-Переверните карточку Запишите любые два фразеологизма на память.

-Проверьте себя.

7. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Игра «Получи пять»

Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.

  1. Дать по шапке.

  2. Как в аптеке.

  3. Как в сказке.

  4. Без памяти.

  5. Мороз по коже.

  6. Держать в черном теле.

  7. Держать на привязи.

  8. Ходить по струнке.

  9. Танцевать от печки.

  10. Гладить по головке.

  11. Гореть на работе.

  12. Стать поперек дороги.

  13. Быть на седьмом небе.

  14. Семь пятниц на неделе.

  15. На дороге не валяется.

-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».

-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась-будем учиться на протяжении следующих уроков.

8. Рефлексия.

-Какая задача стояла перед нами?

-Как определить?

-Говорят: «конец-делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык,как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!

                                           1 вариант.                               Приложение 1

  1. Прочитайте  слова:

        Ковшик

        Приезд

        Звезда

        По травке

  1. Определите часть слова, в которой находится безударная гласная.

                2 вариант.

  1. Прочитайте  слова:

        Смелость

        Полет

        Орех

        Из вишни

  1. Определите часть слова, в которой находится безударная гласная.

  1.                                             Приложение 2

Гладить по шерсти.

Мороз по коже.        

        

                Инструкция:

  1. Прочитайте фразеологизмы.

  2. Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

  3. Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

  4. Определите у данных существительных род, падеж, число.

  5. Подумайте, почему разные окончания?

  6. Докажите правильность ответа.

   Промок до нитки.

Гореть на работе.

        

                Инструкция:

  1. Прочитайте фразеологизмы.

  2. Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

  3. Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

  4. Определите у данных существительных род, склонение, число.

  5. Подумайте, почему у данных существительных разные окончания?

  6.  Докажите правильность ответа.

Рассмотрите таблицу на с12 упр. 4

  1. Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.

  2. Заполните таблицу:


И

И

Е

Е

Склонение





Падеж





  1. Вкаких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?

                                    Приложение 3

Мало                     Стоять поперек дорог(…)

Не давать свободы          Капля в мор(…)

Мешать                Гладить по головк(...)

Хвалить               Держать на привяз(…)

                                       

                

               

                              Д.з упр.6,7 стр. 14,15       

Сохранить у себя:
Поурочная разработка по русскому языку 4 класс ПНШ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки