Потребность детей в любви

  1. Влияние семьи на формирование ответственного поведения ребенка.

В настоящее врем подросток поставлен в жесткие условия социализации, связанные с кризисным моментом развития общества, с темпом социальных, экономических изменений. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки стали преобладать в жизни современного человека. Многие подростки в поисках выхода из этого состояния начинают употреблять алкоголь и наркотики. Как уберечь наших детей от этого страшного недуга, ведущего к деградации личности и потере здоровья, к безвременной смерти? Многие ученые мира ломают над этой проблемой голову: создают научные программы, пишут научные труды… Но пожар легче предупредить, чем его тушить. Поэтому нам необходимо с раннего детства прививать жизненно важные навыки, научить быть уверенными в себе и принимать решения. А все это начинается с психологического климата в семье и любви, которую дети чувствуют с рождения.

Содержимое разработки

Всесвятская вечерняя(сменная)общеобразовательная школа.










Родительское собрание.

Потребность детей в родительской любви



Учитель и классный руководитель 11 класса

Гончаров Александр Васильевич.






2019 год








  1. Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны родителей огромна. Но сегодня папы и мамы из-за трудностей на работе, стрессов испытывают ухудшение психического и физического состояния здоровья. В связи с этим появляется дисгармония детско-родительских отношений, приводящая к ухудшению как физического, так и психологического здоровья ребенка, его благополучия. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы.

  2. Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и психологический аспекты? Чем занять школьника в свободное время? Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью к классным руководителям, психологу, можно прийти к выводу, что родителям нужна методическая помощь, знания о методах и приемах взаимодействия с ними.

  3. Одной из эффективных форм такой поддержки семьи является родительский всеобуч, где родители, общаясь друг с другом, могут получить ответы на возникающие у них вопросы. Ведущей целью деятельности всеобуча является сохранение физического и психологического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке уважении друг друга.

  4. В представленной разработке одного из занятий цикла ставились следующие задачи: дать анализ результатов анкетирования учащихся «Я дома», анализ рисунков по проективной методике, выработать правила эффективного общения с ребенком, чтобы уберечь его от вредных привычек.













Занятие 1.

Влияние семьи на формирование ответственного поведения подростка.

«Каково на дому – таково и самому» - народная мудрость




Задачи:

1. Познакомить родителей с анализом результатов анкетирования учащихся «Я дома».

2. Выработать правила эффективного общения с ребенком, чтобы уберечь его от вредных привычек.


Ход занятия

  1. Влияние семьи на формирование ответственного поведения ребенка.

В настоящее врем подросток поставлен в жесткие условия социализации, связанные с кризисным моментом развития общества, с темпом социальных, экономических изменений. Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки стали преобладать в жизни современного человека. Многие подростки в поисках выхода из этого состояния начинают употреблять алкоголь и наркотики. Как уберечь наших детей от этого страшного недуга, ведущего к деградации личности и потере здоровья, к безвременной смерти? Многие ученые мира ломают над этой проблемой голову: создают научные программы, пишут научные труды… Но пожар легче предупредить, чем его тушить. Поэтому нам необходимо с раннего детства прививать жизненно важные навыки, научить быть уверенными в себе и принимать решения. А все это начинается с психологического климата в семье и любви, которую дети чувствуют с рождения.


В песне поется «Родительский дом – начало начал…». С этим трудно не согласиться, т.к. именно дома ребенок получает первые азы: учится ходить, говорить, есть, убирать свои игрушки, бережно относиться к своим вещам, быть внимательным к родителям и близким. Придя в школу, ребенок уже имеет определенные навыки: слушать, выполнять поручения, вести себя, отвечать, реагировать на замечания. Учителю не представляет труда с первых дней определить, какие взаимоотношения, уклад жизни, требования существуют в той или иной семье. Если в доме царит порядок, выработан определенный режим, существуют обязанности у каждого члена семьи, то у ребенка всегда будут выполнены уроки, книги обложены, принадлежности аккуратны и в порядке. Он знает, что на уроке он должен слушать и работать. За это он получит положительную оценку.

Придя домой, ребенок делится с родителями своими успехами или неудачей. При этом, я думаю, родители не ограничиваются словом «Молодец», а интересуются, как он добился успеха, что больше всего понравилось учителю (или не смог ответить на вопрос), т.е. ребенок понимает: родителей интересует не только результат его труда, Нои как его добился.

Рассмотрим другую сторону данной ситуации. Если в семье не налажена организованная

Жизнь, нет определенных традиций, привычек, есть место конфликтам, у каждого родителя свои требования друг к другу, ребенку, и они не выполняются, то что можно ожидать от ребенка в школе? Ведь он не приучен заниматься полезным делом, выполнять обязанности по дому; у него не вырабатывается чувство ответственности, умение вести здоровый образ жизни и, наконец, общаться на доброжелательной ноте. Он не знает что где лежит, часто в школу приходит без учебника, тетради или дневника. Такие дети предоставлены сами себе и легко попадают в группу риска. А ведь навыки, выработанные в семье – основа будущей бытовой, моральной, психологической жизни ребенка. И некоторые родители совершают ошибку, полагая, что жизнь научит. Да, жизнь научит, но какой ценой?!

Поэтому никогда не мешает нам – родителям посмотреть на себя со следующих позиций:

Во-первых, наше общение дома. Каким тоном говорим друг с другом, умеем ли прощать ошибки, признавать свои? Обращаясь к ребенку часто можно слышать назидательный или приказной тон. Не надо забывать, что в будущем ребенок будет отвечать той же монетой.

Мы сами навязываем такую манеру общения. Пусть чаще звучит просьба, сопровождаемая словом «Пожалуйста». Наблюдя за общением детей между собой в школе, нетрудно понять откуда берутся некоторые назидательные нотки в разговоре между мальчиками и девочками. Мальчик подражает отцу, девочка – маме.

Во-вторых, организация домашнего быта. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Не исключение и дети. Помыть полы, посуду, прибраться в доме, напоить скотину, сходить в магазин, забрать братишку или сестренку из детского сада. Такие несложные задания должны выполняться регулярно и самостоятельно, а не по окрику родителей. Это приучает к ответственности, к умению выполнять пусть неприятную, но нужную для


Дома, беседуя с детьми о школе, слушая жалобы ребенка, не поддавайтесь соблазну осудить учителя вслух. Вы нанесёте вред не только учебной деятельности ребенка, но и процессу воспитания. Постарайтесь выслушать, извлекая информацию о причинах и следствиях поступка или слов учителя. Если вы считаете , беспричинно нанесен моральный ущерб, то потрудитесь выслушать и вторую сторону - учителя. Ведь очень часто субъективные выводы детей до ужаса бывают абсурдными. У вас есть возможность присутствовать на уроках этого учителя. Если вы взвесите все «за» и «против» после посещений, то сможете сделать объективный вывод. Только после этого можете осуждать или оправдывать, корректировать или воспитывать. Научите вашего ребенка критично подходить к оценке своих поступков и слов. ( « посмотри на себя со стороны» )

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что этические нормы поведения, выработанные и закреплённые в семье, организация быта, учебной деятельности, формирование чувства долга, взаимопомощи, любви к близким, способствуют ответственному поведению ребенка как в школе, таки вне школы: на улице, в транспорте, общественных местах, с друзьями, взрослыми и т. д.

  1. Анализ анкет учащихся « Я дома.

Вопросы.

  1. Ваши взаимоотношения дома.

а)хорошие, б) не очень хорошие, в) плохие

2. Любишь ли ты своих родителей?

а) очень б)не очень в)нет

3. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?

а) да б) временные в)нет

4. Как часто родители проверяют твой дневник?

а)часто б) иногда в) не проверяют

5. Интересуются ли родители твоими успехами в школе?

а)да б)иногда в)нет

6. Знают ли родители, чем ты занимаешься в свободное время?

а) да б) нет

7. Часто ли родители приходят в школу?

а) да б) на род собр в) нет





Результаты анкет.

Выработке ответственного отношения к делам способствуют постоянные поручения дома. Отрадно отметить, что у многих детей есть постоянные и временные обязанности. Значит, родители понимают, что домашние дела – это не только повседневные заботы, но и возможность привить чувство ответственности. Интерес родителей к учёбе, свободному времени своих детей не высок, особенно в старших классах. А ведь наиболее частые нарушения дисциплины наблюдаются именно у подростков старшего звена. Вероятность вовлечения в криминальные структуры у подростков, которые предоставлены сами себе и не контролируются со стороны родителей, очень велика. Отсюда следует, что не исключена возможность употребления алкоголя и наркотиков в поисках способов избавления от скуки и тревожного состояния. Поэтому классным руководителям и родителям необходимо взять под контроль этот вопрос.

3.О чём говорит рисунок ребёнка? Анализ рисунков учащихся по проективной методике. Выставка рисунков.



Учащимся 11 класса предложили нарисовать свой дом, если бы он был садом. При анализе рисунков учитывается:

  • Положение рисунка на листе

  • Контуры фигур

  • Нажим

  • Наличие деталей, соответствующих органам чувств

  • Анализ качества взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений

  • Характер отношений между животными

  • Цветовая гамма

Как видно из рисунков дети видят себя в семье по- разному. Одни понимают, что находятся в центре внимания, чувствуют комфорт, эмоциональный фон – положительный, у других – родители заняты собой или делами, а ребёнок чувствует, что нет той теплоты и ласки, которую ему хотелось получать от родителей. Такие дети не уверены в себе, нуждаются в постоянной поддержке учителя. А что говорить о семьях, где курят, употребляют алкогольные напитки? Рисунки говорят сами за себя. Дети постоянно на улице, занимаются тем, что попадает под руки, они в поиске приключений и острых ощущений. Такие дети являются отличной средой для распространения наркотиков, быстро вовлекаемы в криминальные структуры.

Отчего же зависит, станет ваш ребёнок жертвой вредных привычек или сумеет сказать «нет»? – вопрос родителям. Давайте вместе порассуждаем!

Родитель1: Если ребёнок комфортно чувствует себя дома, то он, скорее всего не станет пробовать наркотики. Но, если ребёнок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то наркотик может стать для него тем, чего не хватит в жизни.

Что же такое психологический комфорт в семье?

Родитель 2: Я думаю, это состояние души, когда тебе хочется поделиться своими радостями и огорчениями с близкими людьми, зная, что тебя поймут, не осудят, порадуются вместе с тобой, дадут хороший совет, протянут руку помощи. Это, когда в доме царит согласие и взаимопонимание, где есть место уединения со своими мыслями и раздумьями, и уютная обстановка позволяет снять гнет прошедшего дня.

И этот комфорт создают родители.

Давайте посмотрим на схему развития психологического состояния школьника при утрате смыслообразующих ценностей! (См. приложение)

Мы видим, что первопричинами, ведущими к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков, с одной стороны могут быть материальное благосостояние, отсутствие позитивных интересов, с другой – плохие оценки в школе, конфликтные отношения с учителями, родителями, друзьями. По сути, происходит утрата смыслообразующих ценностей, смысла жизни. Это ведет к скуке или стрессу (зависит от ситуации), далее наступает тревожное состояние, которое ищет выхода. Одни находят выход в суициде, другие – в кайфе, который дают сигареты, алкоголь, наркотики. Но ведь есть еще один способ избавиться от тревоги. Это занятие интересным, полезным делом. На классном часе, посвященном проблеме вредных привычек, учащиеся 9 класса дали ответ на вопрос как можно избавиться от скуки с помощью нехитрой схемы. Это – участие в кружках по интересам, общественных мероприятиях, трудовых делах и т.д.


4. Практическая работа. Правила эффективного общения.

В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважения и доверия. Уважаемые родители, вы, как никто другой , хорошо знаете своих детей. Поделитесь опытом. Возможно, ваш совет пригодится кому-нибудь из сидящих в этом зале пап или мам.

Родители делятся на группы, каждая из которых вырабатывает правила общения с ребенком. После прочтения каждой группой своих рекомендаций, на доске записываются наиболее важные правила.




Правила эффективного общения с ребенком

  • Слушая ребенка, нужно дать ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием. О котором он рассказывает. Надо выслушать его, а потом повторить то, что услышали. Для чего? Для того, чтобы ребенок понял, что вы его слушаете; услышав себя как бы со стороны, он лучше осознает свои чувства, а также убеждается, что вы его правильно поняли.

  • Следите за мимикой., жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

  • Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

  • Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

  • Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

  • Искренне оценивайте достоинства ребенка и не скупитесь на похвалу.

  • Прежде. Чем критиковать ребенка, признайтесь в своих ошибках.

  • Никогда не говорите с ребенком приказным тоном. Предоставьте ему возможность самому выполнить работу, понять важность порученного дела.

  1. Рефлексия

И так, уважаемые родители, мы поработали с вами над одной из актуальных проблем сегодняшнего дня – о психологическом комфорте в семье, как факторе защиты ребёнка от вредных привычек. На занятии мы обсудили моменты психологического взаимодействия родителей с ребёнком в разных ситуациях; анализируя анкеты и рисунки, увидели, что порой в спешке не обращаем должного внимания на проблемы детей, им не хватает нашего участия, душевного тепла. Поэтому не стоит удивляться, если вдруг приходится сталкиваться с грубостью, жестокостью, а порой и ненавистью со стороны детей, подростков. Ведь мы сами иногда не замечаем своих ошибок. Я думаю, работая над правилами эффективного общения, вы ещё раз оценили свои возможности не допустить озлобления, отчуждения детей, наладить более тесный контакт и каждый день дарить доброту души своей. Ведь от этого зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет.

А теперь мне хотелось бы узнать, что вам понравилось на занятии, что не понравилось, что нового узнали, какие дополнения нужно внести? Ваши пожелания, предложения. Спасибо за участие. Всего доброго.



































Литература

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995

  2. Бриллинг Е. Подросток: бить или любить. М., Дрофа. Плюс., 2005

  3. МатвееваЛ., Выбойщиков И., Мякушкин Д. практическая психология для родителей, илиЧто я могу узнать о своем ребенке. М., 1999

  4. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А.Савиной, Е.О.Смирновой, 2003

  5. Тесты, тесты, тесты. / Сост. О.Кулакова. М., 1990

Сохранить у себя:
Потребность детей в любви

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки