Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине "История", которая по учебному плану расчитан на первый семестр групп второго курса. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме "Послевоенное мирное урегулирование в Европе" и может быть использован начинающими преподавателями в своей работе.

Содержимое разработки


Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Сибайский многопрофильный профессиональный колледж








Лекция № 2

Предмет: история

Тема: Послевоенное мирное

урегулирование в Европе.






Преподаватель: Рафикова А.Ф.





Сибай 2019 год



АННОТАЦИЯ


Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «История», которая по учебному плану рассчитана на 1 семестр групп второго курса. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Послевоенное мирное урегулирование в Европе» и может быть использован начинающими преподавателями в своей работе.

Материал данного методического пособия нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы, систематизировать данные. В ней рассматриваются особенности периодизации новейшей истории.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? Студент должен понимать, чтобы быть, стать человеком, нужно научиться мыслить, думать, и постоянно развивать свой ум.

Уровень исторического развития определяет успешное постижение и других дисциплин: экономических, естественнонаучных, технических и т.д.














СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка…………………………………………………….4

  2. Учебно-методическая карта………………………………………………..5

  3. Содержание занятия………………………………………………………..7

  4. Приложение………………………………………………………………..19
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

  На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение преподавателя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания студентов.







УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: История

Тип занятия: сообщение и усвоение знаний

Тема занятия: Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Междисциплинарная связь: обществознание, география

Норма времени: 90 минут

Цели занятия:

1. Дидактические:

- раскрыть геополитическую обстановку в Европе после Второй мировой войны, интересы и притязания ведущих держав мира.

- закрепить полученные ранее знания, стимулировать творческую активность студентов.

- сформулировать сущность предмета и раскрыть основные этапы новейшего времени;

2. Развивающие:

- продолжить формирование навыков логического и образного мышления;

- умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;

- умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

- развивать навыки самостоятельной работы;
3. Воспитательные:

- содействовать формированию морально - нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;

- воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: слайды

В. Раздаточный материал:

Г. Учебные места: аудитория №

Д. Литература

Основная: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник в 2 ч. Ч.2. М., 2012.

Дополнительная:

- Иконникова С. Н., Большаков В.П. История мировой культуры. Учебник и практикум для СПО.М., 2017. (ЮРАЙТ).

- Пленков О.Ю. Новейшая история. Учебник для СПО. Санкт-Петербург. 2017.(ЮРАЙТ)

Интернет-ресурсы:

- www.istorya.ru.

- www.magister.ru.

План урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания:

- устный опрос

- задания у доски (определить временные рамки разных этапов новейшего времени)

3. Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить). Составить план работы.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов. Домашнее задание.


План работы

1.Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

2. Идея коллективной безопасности. Создание ООН.

3. Речь Черчилля в Фултоне. План Маршалла.

4. Начало «холодной войны».







СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ



Элементы занятия, содержание и последовательность

излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1.

Организационный момент

  • Приветствие;

  • Проверка внешнего вида и состояния рабочих мест;

  • Организация внимания, проверка отсутствующих;

  • Активизация на эффективную, плодотворную работу;







Психологическая активизация

2.








3.

Проверка домашнего задания

- устный опрос

- задания у доски (определить временные рамки разных этапов новейшего времени)


Постановка проблемы изучения новой темы, определение целей и задач урока (студенты сами должны определить).

Составить план работы.

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

2. Идея коллективной безопасности. Создание ООН.

3. Речь Черчилля в Фултоне. План Маршалла.

4. Начало «холодной войны».







Постановка проблемы


Запись на доске

4.

Изучение нового материала

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

- Для Советского Союза были важны две цели, достижение которых превратило бы страну во влиятельную державу. Первая цель - обезопасить свои границы и не допустить создания вблизи них плацдарма для возможного нападения на СССР. Вторая цель - создание такого механизма международных отношений, который позволил бы решать конкретные вопросы, имеющие значение для Советского Союза. Во внешнеполитической области Москва старалась использовать три основных фактора:

1) изменившийся в пользу СССР баланс сил в Европе, расколовшейся на западную и восточную части , каждая из которых уже была столько географическим понятием, сколько политическим;

2) военно-политическую мощь СССР после войны и укрепление его престижа в мире;

3) выросшие численно и усилившие свое политическое влияние зарубежные коммунистические партии, видевшие в СССР гаранта проведения соответствующих их идеологии социально- политических реформ в послевоенной Европе.

Серьезные изменения произошли и в позиции США. Их военный и экономический потенциал увеличился. Он стал неизмеримо выше по сравнению с ранее ведущими европейскими государствами- Великобританией и Францией. К тому же американская экономика пострадала меньше, чем экономика последних. Временное прекращение существования Германии также способствовало усилению влияния США в Европе. США стремились не допустить превращения Европы в индустриальный и финансовый центр, неподконтрольный Вашингтону. И США, и СССР негативно относились к усилению позиций в том и ином регионе мира каждой из сторон. Уже в конце Второй мировой войны между ними наметилось охлаждение. Экономический и военный потенциал США позволял им претендовать на ведущую роль. Немалое значение имел и тот факт, что американцы первыми и наиболее успешно испытали ядерное оружие. Это рассматривалось ими как гарантия их военно - политической мощи и реализации планов нового переустройства мира.

Великобритания вышла из Второй мировой войны существенно ослабленной. Колониальная империя разваливалась на глазах. Хозяйственный кризис, усилившееся национально- освободительное движение в колониях и финансовая зависимость от США - все это подрывало ее могущество. В первые послевоенные годы имперские устремления Британии явно не соответствовали ее экономическим возможностям. В то же время правящие круги этой страны начали все активнее проводить политику, направленную на создание «особых отношений» с США. При этом традиционная британская дипломатия сочеталась с финансовой, военной и политической поддержкой США.

Из западноевропейских участников Антигитлеровской коалиции в результате войны наиболее пострадала Франция. К тому же внутри страны разгоралась борьба между коммунистами, левыми и правыми силами. Будучи колониальной империей, Франция столкнулась с ростом национально- освободительной борьбы. Соперничество между Францией и Великобританией вновь усиливалось, хотя и не приобрело такие же острые формы, как в XIX в.

В новых условиях все явственнее происходило разделение мира на две части. Одна из них включала западных участников Антигитлеровской коалиции. Другая - СССР, позже к нему присоединились страны Восточной Европы, а затем -уже в конце 40-х гг.- Китай. Именно в этот период закладывалась основа двухполюсного мира.


2. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Создание ООН.

ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан - Франциско. Она открылась 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырёх великих держав – СССР, США, Англии и Китая. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.

Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 стран. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важными условием явился принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Этот принцип предохранял ООН от превращения её в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или группе стран.


3. Речь Черчилля в Фултоне. План Маршалла.

После Второй мировой войны мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социальными системами. СССР стремился к расширению и укреплению так называемого «социалистического лагеря»; западные страны во главе с США пытались этот лагерь разрушить, включив социалистические страны в зону своего влияния, что способствовало созданию благоприятных условий для деятельности на их территории западных частных корпораций и усиления их влияния в мире. Обе системы были основаны на принципах индустриального общества, которые требовали промышленного роста, а значит и увеличения потребления ресурсов. Глобальная борьба за ресурсы двух систем с разными принципами регулирования индустриальных отношений не могла не вести к столкновениям.

В апреле 1945 г. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:

Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира;

Немедленно создать новый фронт против ее стремительного продвижения;

Этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;

Главная и подлинная цель англо-американских армий - Берлин;

Освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение;

Вена, по существу вся Австрия должна управлять западными державами, по крайней мере, на равной основе с русскими Советами;

Необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Индии.

План Маршалла. В январе 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл предложил выделить финансовые ресурсы на цели восстановления европейских стран. Министры иностранных дел Англии и Франции, горячо поддержав этот план, пригласили в Париж В.В. Молотова для обсуждения этого плана. На переговорах Молотов поставил свои условия, главным из которых было сохранение за советским правительством свободы в расходовании предназначенной ему части средств и в выборе экономической политики. После того как эти условия были отвергнуты, Москва отказалась участвовать в «плане Маршалла» и настояла на принятии аналогичных решений правительствами стран, входивших в её сферу влияния.

Поэтому помощь по линии «плана Маршалла» ограничилась только Западной Европой. А её масштабы были колоссальными 12, 4 млрд. долларов за 1948-1951 гг. Поэтому влияние США в этом регионе усилилось.


4. Начало «холодной войны».

- похолодание в отношениях между СССР и США проявилось сразу же после окончания Второй мировой войны.

- С одной стороны США были обеспокоены ростом влияния СССР и распространением социализма в мире.

С другой стороны, победа в войне, мощный экономический потенциал, обладание атомным оружием давали американскому руководству возможность заявлять о праве США управлять послевоенным миром.

- Начало холодной войне было положено в марте 1946 г. речью Черчилля в Фултоне, в которой он заявил о необходимости противопоставить СССР мощь западного мира для защиты западных демократий от коммунизма.

- Провозглашение в 1947 г. президентом США Г.Трумэном доктрины по сдерживанию и отбрасыванию социализма ещё более ухудшило отношения СССР со своими бывшими союзниками.

- Речь Черчилля и доктрина Трумэна были восприняты руководством СССР как призыв к войне против СССР.


Доктрина Трумэна предполагала

1) оказание широкомасштабной экономической помощи странам Европы

2) создание военно-политического союза западных стран под руководством США.

3) размещение вдоль границ СССР сети военных баз США.

4) поддержку внутренней оппозиции в странах Восточной Европы.

5) использование ядерного оружия для шантажа советского руководства.

Намеченные меры должны были не допустить дальнейшего распространения социализма.


Показ слайдов




Эвристичес

кая беседа









Слайд 1




основные моменты под запись



Слайд 2











Слайд 3






















Слайд 4






























Под запись новые понятия в словарях







Слайд 5


























Слайд 6



































Слайд 7




запись в тетрадях





























Слайд 8









основные моменты под запись













основные моменты под запись
















5.

Закрепление

Опрос.


фронтальный опрос

6.

Итог занятия


Беседа


Анализ

7.

Домашнее задание: конспект &86, 87, 88 стр. 213, 218, 225 на выбор

- Оценивание

























Сохранить у себя:
Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки