Класс 8
Тема урока: Параллельное и последовательное соединение проводников.
Формы организации - работа в парах, индивидуальная работа.
Прием - дедуктивный.
Методы – проблемный, практический, наглядный.
Формы контроля –фронтальный опрос
Структура урока – оргмомент, актуализация, изучение нового материала, закрепление, рефлексия, домашнее задание.
Тип урока – изучение нового материала в теме «Законы постоянного тока», урок № 17.
Наличие ЗУН учащихся – электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление.
Задачи – изучить законы параллельного и последовательного соединения проводников, некоторые правила безопасности и энергосбережения при пользовании электроприборами.
Принципы – деятельный подход, сотрудничество, доступность, научность.
Цели.
Продолжить формирование понятий: сила тока, напряжение, сопротивление; формирование понятий – параллельное и последовательное соединение проводников, законов характеризующих данные соединения.
2.Развитие: способности классифицировать понятия; творческого поиска; компьютерной грамотности.
3.Воспитание коммуникабельности, интереса к физике, безопасной культуры потребителя электроэнергии.
Оборудование.
Источник тока -2 шт., лампа на подставке -4 шт., амперметр 2 шт., вольтметр 2 шт. (для демонстрации и для групповой работы)
2.Комплекты карточек с обозначениями «да», «нет», красного, зеленого, синего и сиреневого цветов - индивидуальные.
Персональные компьютеры для групповой работы. Компьютерные диски: «Уроки Кирилла и Мефодия-8 класс», «Физикон»,проектор.
План урока.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Слайд 1 и 2 Сообщение целей, задач, форм работы, плана урока. Мотивация. | Восприятие. |
2.Актуализация. Повторение понятий: сила тока, напряжение, сопротивление. Проверка домашнего задания в виде игры | Слайд3 Фронтальный опрос в виде игры «Верю – не верю», с использованием карточек. Вопросы ( для всего класса) -Верно ли, что сила тока в цепи прямо пропорциональна сопротивлению и обратно пропорциональна напряжению на концах участка? -Каким цветом изображена верная зависимость на слайде? -Верно ли, что данная зависимость называется закон Ома? -Верно ли, что сопротивление участка зависит от силы тока и напряжения на нем? -Верно ли, что сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника? - Каким цветом изображена верная зависимость сопротивление проводника от длины и площади поперечного сечения? | Индивидуальная работа – афиширование знаний (показывают с помощью карточек) нет красным да. нет. да зеленым |
3.Изучение нового материала Формирование понятий – параллельное и последовательное соединение проводников, законов характеризующих данные соединения, способности классифицировать понятия | Постановка проблемы – эксперимента, руководство индивидуальной и групповой работой учащихся - работа в мастерских | Работа с учебниками – печатным и интерактивным. |
-Художественная мастерская. (Отображение первичных знаний) | Изобразите - какие ассоциации вызывают у вас слова параллельное и последовательное соединение | Рисуют на листах. Афиширование |
-Опытная мастерская | Слайд4 Постановка проблемы - фронтального опыта – лампы соединены последовательно и параллельно. Вопрос. -Почему лампы горят с разным накалом? | Просмотр опыта. Ответы выслушать у всех желающих. |
-Учебная мастерская | После изучения нового материала вернемся к данному вопросу. Выяснить, что означает последовательное и параллельное соединение проводников. Слайд 5 | Групповая работа с интерактивным учебником «Кирилл и Мефодий 8 класса», установка на заполнение таблицы (рисуют схемы соединений) |
-Мастерская законов. | Слайд 6 Установка на работу с & 48,49; заполнение таблицы в тетрадях. | Работа с &48,49 . Конспектирование материала, заполнение таблицы. |
-Мастерская схем | Слайд 7 Какие правила безопасности при работе с электрооборудованием вам известны? Проверим закономерности на опытах (измерение силы тока и напряжения на различных участках цепи по заданной схеме). | Правила безопасности: амперметр включаем последовательно, вольтметр параллельно, замыкаем ключ после проверки учителем. Групповая работа по проверке законов опытным путем (каждая группа проверяет одну из закономерностей). Афиширование |
-Мастерская здоровья | Зарядка в стиле «реп» «Электроны тут и там по замкнутым бегут цепям, они бегут всегда на плюс, у плюса с минусом союз». | |
-Экспертная мастерская. | Слайд 8,9 Сравнить закономерности параллельного и последовательного соединения проводников | Афиширование выводов по сравнению. |
4.Закрепление полученных знаний. Воспитание коммуникабельности, интереса к физике, безопасной культуры потребителя электроэнергии. Развитие компьютерной грамотности.
-мастерская инженера | Руководство работой в группах и афишированием знаний -собрать схему цепи по компьютерному тренажеру; -где можно применить данные схемы? -найти ошибку в схеме электропроводки квартиры; -объяснить результаты опыта №1; Слайд 10 -просмотр сюжета из компьютерного диска «Физикон»; -объяснить, почему нельзя включать в одну розетку более трех электроприборов? | Работа в группах парами. Афиширование. Схемы можно применить в проводке жилых домов, школах, пуль медсестры. Ошибка в схеме – выключатель должен стоять последовательно с лампой. Опыт №1 – дампы горели разным накалом, т.к. сопротивление цепи 1 больше чем 2; значит сила тока 1 меньше чем 2 В одну розетку нельзя включать много проборов, т.к. сопротивление при параллельном соединении уменьшится, сила тока возрастет и может сгореть проводка. |
-Поэтическая мастерская. | -Сочинить стихотворение по теме урока. | Афиширование. |
-мастерская ревизора | Слайд 11 Используя метод научного познания, проведи ревизию своих действий на уроке | Афиширование. |
5.Рефлексия | Выставление оценок. Беседа об итогах урока. | Афиширование результатов урока. |
Слайд 12
6.Д.З.-&48,49; составить схему электропроводки вашей квартиры, упр. №22(1).
Приложение.
Таблица (в тетрадях).
Вид соединения. | Последовательное | Параллельное |
Схема соединения | | |
Распределение токов | | |
Распределение напряжений | | |
Общее сопротивление цепи | | |
Применение | | |
Метод научного познания.
1. Первоначальное наблюдение.
2. Гипотеза.
3. Формирование законов.
4. Экспериментальная проверка.
5. Практическое применение.
Источники информации:
Компьютерные диски: «Уроки Кирилла и Мефодия-8 класс», Просвещение Москва 2003
«Физикон» Библиотека наглядных пособий Москва 2003
А.В.Перышкин Физика 8 класс Москва Дрофа 2009