"Помоги птицам зимой"

Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы. Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы.

Содержимое разработки

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа –интернат»









Конспект внеклассного занятия в 1 классе на тему:

«Помоги птицам зимой»































Подготовила

учитель:

Соловей С.В.



Тема внеклассного занятия: «Помоги птицам зимой».

Цель:

формировать исследовательские умения у младших школьников

Задачи:

продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;

сформировать целостное представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

развивать познавательную активность детей; учить детей сравнивать природные объекты, устанавливать между ними связь, делать выводы;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц родного села, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы.

Ожидаемый результат:

• В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, заготовленные выступления учащихся

Ход занятия.

I. Организационный момент.

-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по изученным темам нашего кружка «Волшебная страна». А вот о чем будет наше путешествие вы сейчас догадаетесь, отгадав загадку:

Кто осенью улетает, а весной прилетает? Догадались? (ответы детей)

-Да. Сегодня речь пойдет о птицах.

II. Знакомство с исследовательской работой.

- Ребята, мы будем исследовать жизнь птиц зимой.

1.Актуализация знаний. Викторина «Жизнь птиц»

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете птиц, их повадки. Я предлагаю вашему вниманию викторину.



Вопросы викторины

1. Почему насекомые осенью исчезают?

2. Какие связи существуют между птицами и насекомыми в природе?

3. Почему многие птицы улетают осенью в теплые страны?

4. Почему птицы улетают в такой последовательности: насекомоядные – зерноядные – водоплавающие?

5. Какие птицы остаются зимовать?

6. Можно ли удержать перелетных птиц, если развесить огромное количество утепленных домиков?

Слайд 1.

Подведение итогов викторины. Вы хорошо знаете жизнь птиц. На какие две группы можно поделить следующих птиц: голубь, журавль, сорока, кукушка, дятел, зяблик, синица, жаворонок, воробей, галка.(На зимующих и перелетных).Сегодня мы поговорим о зимующих птицах.

V. Проблемный вопрос: Как живется птицам зимой у нас? Как им помочь?

Ученик 1. У этой птицы белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица.)

Синиц так назвали за их песенку: «сии-сии», «ции-ции». С утра до вечера без устали перепархивают синицы с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, выклевывая насекомых. Это насекомоядные птицы. Ранней весной синица вьет гнездо. В это время еще холодно, поэтому гнездо синица делает из пуха и перьев, шерсти животных. Синицы – многодетные матери: два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнездышке лежит по 10–12 яиц. Пока синица-мать сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду. Зимой синицам приходится плохо, ведь они насекомоядные птицы. Они прилетают к нашим домам за помощью.

- Что нового вы узнали из доклада о синице?

Слайд 2

Ученик 2. У этой птицы черно-белый наряд, словно она во фраке. (Сорока.)

Сорока – замечательная птица. Она лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать свое старое гнездо и каждый год строит новое. Гнездо у нее прочное, просторное, дно выложено сухой травой, мхом и шерстью. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8–12 малышей просят есть. Пока сорочата совсем маленькие, родители кормят их мягкими личинками, гусеницами и мелкими насекомыми. Потом приносят крупных жуков, мух и кузнечиков, а затем – лягушек и мышат. Сорока – разбойница. Не любят ее маленькие птицы – воробьи, малиновки, соловьи, потому что сорока может украсть чужое яйцо или птенчика. Сорока – тараторка. Сорочий переполох – сигнал для лесных зверей, что опасность рядом. Но возле своего гнезда сорока ведет себя тихо, поэтому трудно в лесу отыскать ее гнездо. Сорока очень любопытна. Увидит что-нибудь блестящее – обязательно утащит в свое гнездо. Лишь в середине лета сорок не видно. Они начинают линять и как будто стыдятся своего обтрепанного фрака, прячутся в лесу от посторонних глаз. Зимой сорокам приходится плохо. Они прилетают к человеческому жилью за помощью.

Что нового вы узнали из доклада о сороке?

Слайд 3

Ученик 3. У этой птицы белые щечки, на щечках черные пятна, белая шейка и брюшко, остальное оперение коричневое. (Воробей.)

Воробьи – маленькие шустрые птички. Они постоянно находятся в поисках пищи. Любят и насекомых, и растительную пищу. Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает трудно. Воробьи –самые многочисленные жители города. Воробьи бывают городские (или домовые) и деревенские (или полевые). Самый обычный у нас - домовый, или сельский воробей, превосходно приспособился к жизни в сельской среде. Вес его составляет 23—35 г. Воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!" Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают. Они прилетают к нашим домам за помощью.

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод? Почему?

Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом.

VI.Выдвижение гипотезы.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.

1) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

2) Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

3) В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.

4) Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

Но тут у нас встает следующий вопрос:

-Как же нам помочь птицам?

Дети рассказывают о кормушках, которые сделали с помощью родителей, как они делали, из чего делали, из чего можно сделать еще. Кормушки повесили перед классным окном, каждый день добавляют корм и имеют возможность наблюдать за птичками. ( На слайдах показаны образцы кормушек для птиц, которые легко сделать самим.)

- Да кормушки для птиц бывают самые разные.

- Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?

- Укрепляя, не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев

- В кормушке не должно быть снега.

- Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

- Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.



Вывод: Птицам холодно и голодно. Птицам нужно помочь, для этого сделать кормушки. Но чем можно кормить?

Рассказы детей:

- А кто знает, чем можно кормить птиц зимой?

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки, преимущественно для них подходят и крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели.

Так какой вывод мы можем с вами сделать по результатам наших исследований?



VII. Вывод: Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек для птиц превращается в огромного великана, который может им помочь в трудную пору жизни. Так не скупитесь же на доброе отношение к животному миру вокруг!

VIII. Распространение полученного опыта

«Помоги птицам!».

Инструкции

«Как организовать подкормку птиц»

Главные правила при подкормке птиц:

Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!

Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!

Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

По возможности корм должен быть защищён от непогоды!

Кормушку необходимо регулярно чистить!



«Чем накормить пернатых гостей?»

Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли

Шишки, желуди, орехи, например, арахис

Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)

Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.

Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины

Крошки чёрствого пшеничного хлеба

Семена клена и ясеня

Кусочки несолёного сала, мяса и жира

Яблоки



IX. Итог

- Подводя итог, дети прочли стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».








О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, -

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.


X. Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу.

Оцените работу в группе.

-Что понравилось на уроке? С кем бы хотели продолжить наше исследование о птицах, теперь уже о перелетных? Пожмите друг другу руку и тоже поблагодарите коллег по исследованию за совместную работу.





Сохранить у себя:
"Помоги птицам зимой"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки