Положительные и отрицательные числа

Основные понятия: Правила сложения чисел с разными знаками.

Задачи: закрепление умений и навыков сложения чисел с разными знаками, умений переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, овладение математической терминологией;

развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, полученных на прошлом уроке.

Форма проведения урока: урок – решения познавательных задач.

Содержимое разработки








Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками»


























Выполнила

Юркина Т.А..

учитель МКОУ Северная СШ

с, Северное

Северного района

Новосибирской области




















2015 г.




Цели урока :

Предметные: научить учащихся складывать числа с разными знаками.

Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивиро­вать желание применить приобретённые знания и умения, фор­мировать умение объективно оценивать свой труд и труд одноклассников.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Планируемые результаты:

Предметные: Складывают числа с разными знаками; планируют решение задачи.

Личностные: Объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития, проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивныеопределяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения.

Познавательныезаписывают выводы в виде правил «если… то…».

Коммуникативныеорганизовывают учебное взаимодействие в паре.

Основные понятия: Правила сложения чисел с разными знаками.

Задачи: закрепление умений и навыков сложения чисел с разными знаками, умений переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, овладение математической терминологией;

развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы;

Тип урока: урок повторения , обобщения и систематизации знаний, полученных на прошлом уроке.


Форма проведения урока: урок – решения познавательных задач.


Оборудование: карточки для самостоятельной работы, для индивидуальной работы, доска, проектор


Формирование УУД:

  • Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

  • Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

  • Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

Ход урока.



1. Организационный этап.

- приветствие;

- готовность учащихся к уроку;

- состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;

- отсутствующие на уроке (сообщают дежурные).

«Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания, надо

Поглощать их с аппетитом».

А.Франс.

Учитель: Добрый день, ребята. На ваших партах лежат картинки с изображением лица. Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Улыбка ничего не стоит. Так нарисуйте её на картинках и подарите соседу по парте. На уроке сегодня присутствуют гости. Но урок у нас самый обычный. Ребята, вы имеете возможность показать свои знания, умения сравнивать, анализировать, строить гипотезы, логически правильно рассуждать при решении самых необычных задач и выражать свои мысли математически правильно. Начнём мы урок со слов А.Франса. Что они означают и чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сообщение темы и постановка задачи.


На уроке мы должны закрепить полученные знания при сложении чисел с разными знаками и показать умение применять их при выполнении различных заданий.

2. Повторение пройденного материала.



  1. Устная работа.

1.1. Фронтальный опрос.

Ребята у вас на столах лежат две карточки со знаками плюс и минус, я прочту утверждения, а вы если согласны со мной, то поднимайте +, а если нет ,то--

1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами +

2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа -

3.Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) +

4.Модуль числа 0 равен нулю +

5.Модуль числа может быть отрицательным -

6.Противоположные числа имеют разные модули -

7.Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше +

8.Нуль меньше любого отрицательного числа -

9.Нуль меньше положительного числа +

10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +

11. Для отрицательного числа противоположным является отрицательное число -

13. Сумма противоположных чисел = 0 +

14.Сумма двух отрицательных чисел всегда = 0 -

15. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом +

16. У противоположных чисел модули = +

17.Сумма двух чисел с разными знаками = положительному числу –

18. Сумма двух положительных чисел всегда больше 0 +

19.Сумма противоположных чисел = 0 +

20.Для отрицательного числа противоположным является отрицательное число –

1.2.Определить положительные качества личности:

-верность; вспыльчивость; доброта;

-скромность; честность; хитрость;

- грубость; смелость; надежность;

- внимательность; агрессивность; чуткость

- искренность; жадность; сострадание

1.3. Найдите ошибку и объясните свой ответ: 38 + (- 3,8) = 0

-4 + (-6) = 10 -8 + 28 = -20 21 + (-29) = 50 -10 + 13 = -23

2. Математическая разминка(самопроверка)


БРАХМАГУПТА - это индийский математик, который в 7 веке н.э. один из первых стал применять положительные и отрицательные числа.

Он писал:

«Сумма двух имуществ есть имущество, двух долгов – долг, имущества и долга – их разность или, если они равны, - нуль.

Сумма нуля и долга есть долг, имущества и нуля – имущество».


УЧИТЕЛЬ: Переведите слова Брахмагупты на привычный язык математики.

УЧЕНИКИ:

- Сумма двух положительных чисел есть положительное число, двух отрицательных = отрицательное, положительного и отрицательного – их разность, если они равны, - нуль.

- сумма нуля и отрицательного числа есть отрицательное число, положительного и нуля – положительное.


3.Постройте математическую модель. описывающую данные изменения (работа в классе):

- Расход 2 тыс.руб. и доход 7 тыс.руб.

- Уменьшение температуры на 6°С и увеличение на 2°С

- Увеличение уровня воды в реке на 25 мм и уменьшение на 40 мм.

- Из автобуса вышли 7 человек, а вошли 6 человек.

- Со склада увезли 4 т картофеля, а привезли 10 т.


4.Найдите примеры с одинаковыми ответами (работа в парах)

  1. 4 + (-5); 6) -1 + 8;

  2. -2 + 9; 7) -0,6 + 5,2;

  3. -1,2 + 5,8; 8) 5,3 + (-6.3);

  4. 7,9 + (-7,9) 9) -21,4 + 11,4;

  5. -7,2 + (-2,8); 10) -0,1 + 0,1

1

2

3

4

5

8

6

7

10

9

- 1

7

4,6

0

- 10





5.Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Встаньте пожалуйста

Станьте удобно, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Друзьям улыбнулись , и снова за дело!



6. Вычислите( в классе у доски):

36 +13,5+ 35,9+( -13,5)+( -36) +12 =

- 6,8+( - 6,7)+( - 6,6) + 7+6,9 +6,8+6,7+6,6=

9,9+12,8+100,1+(-12,8) -10=

223,56+(-136,87)+659,44+136,87=


7.Самостоятельная работа

8.Домашнее задание

Мы решали примеры, друзья,

Без этого на математике нельзя.

Память и внимание, закрепляют знания.

Поэтому , внимание, домашнее задание:

Между некоторыми цифрами поставьте знаки «+» или «-» так, чтобы равенства были верными:

1 2 3 4 5=6

1 2 3 4=11

9.Рефлексия Что же такое наука? Наука не скука! И мы сегодня с вами в этом убедились.

Ребята какую памятку мы предложили бы нашим гостям по сложению чисел с разными знаками?

Памятка

Если числа с разными знаками дадут,

Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.

Больший модуль быстро очень выбираем

Из него мы меньший модуль вычитаем

Самое же главное – знак не позабыть!

- Вы какой поставите? – мы хотим спросить.

- Вам секрет откроем. Проще дела нет,

Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

Продолжите высказывания об уроке:

1. Самым интересным на уроке для меня было....

2. Я научился (научилась) ... .

3. Я хотел(а) бы ещё узнать ....

4. Мне запомнилось ... .

5. Я пока затрудняюсь ...

10.Итог урока. Заполнение оценочного листа



Ф.И учащегося

Устная

работа

самопроверка

Работа в парах

Работа в группе

Самостоятельная работа

Оценка учащегося

Оценка учителя















Сохранить у себя:
Положительные и отрицательные числа

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки