Подготовка к сочинению в формате ОГЭ. Как может раскрыться внутренний мир человека?
(по тексту В.Шаламова (это была обыкновенная школьная тетрадка)
( 1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.
(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.
(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.
(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.
( 20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.
(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.
(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.
(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.
( (28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.
(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.
(По В.Т. Шаламову)*
Задание 6 Анализ содержания текста
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автора-рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»
1) «Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво».
2) В тетради он нашёл таких же сказочных персонажей, которых любил сам рисовать в детстве, – Ивана Царевича и Серого Волка.
3) «Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов».
4) «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба».
Задание 7 Анализ средств выразительности.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
Задания 8. Лексический анализ
Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как может раскрыться внутренний мир человека?»
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Внутренний мир человека - это его духовный мир. Мир нашей души формируется в детстве, он отражает наше восприятие жизни.
Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, который создается мыслями и переживаниями. Духовный мир отражается в наших поступках, в нашем отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.
В тексте В.Шаламов рассуждает о том, как раскрывается внутренний мир юного художника, который растёт среди заборов, колючей проволоки и конвоиров. Ребёнок способен увидеть и передать красоту природы, например, необычайно яркого северного неба (23). Однако ведущим мотивом его живописи является изображение отсутствия свободы. Жизнь мальчика независимо от времени года сопричастна тюрьме , поэтому и за плечами Ивана Царевича висит автомат. (30)
Этот текст напомнил мне о чувствах, которые испытывал Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова. Герой не мог находиться в монастыре и рвался на свободу. Его внутренний мир требовал освобождения от оков. Мцыри вспоминал своих предков и вольную жизнь, он готов был бороться за свои убеждения.
Душа отражается через наше творчество и имеет прямое выражение в поступках.
(Внутренний мир человека отражается в его действиях и отношении ко всему, что его окружает).
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведённые строки текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня» — подчёркивают, насколько больно автору принимать юного художника с его недетским восприятием действительности. Тяжело и грустно, что ребёнок так мрачно воспринимает окружающий мир.
В предложениях 14—15 удручает картина какой-то тюремной действительности. Может, художник сам рос за колючей проволокой и светлые впечатления в его жизни были редки, потому и отразились так в его рисунках?
Особо удручает описание альбома маленького художника на фоне светлых авторских воспоминаний о своих детских рисунках: «От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой».
На формирование внутреннего мира оказывает огромное влияние атмосфера, в которой растёт ребёнок, его впечатления из детства.
( Детство - это очень важный период в жизни человека, именно в это время закладываются понятия добра и зла, формируется характер, система ценностей, внутренний мир).
Примеры из художественных текстов
В.Распутин «Уроки французского»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
В.Железников «Чучело»
В.Астафьев «Васюткино озеро»
М.Горький «Детство»
Платонов «Юшка»