Подготовка к ГИА-9 по русскому языку. Сочинение.

Подготовка к сочинению в формате ОГЭ (9.3; 9.2). Как может раскрываться внутренний мир человека? (по тексту В.Шаламова "Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования.")

Содержимое разработки

Подготовка к сочинению в формате ОГЭ.  Как может раскрыться внутренний мир человека? (по тексту В.Шаламова (это была обыкновенная школьная тетрадка)

Подготовка к сочинению в формате ОГЭ. Как может раскрыться внутренний мир человека?

(по тексту В.Шаламова (это была обыкновенная школьная тетрадка)

  ( 1)Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра. (2)Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во. (3)Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

(4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе. (5)От при­кос­но­ве­ния вол­шеб­ных ки­сто­чек ожи­вал мёртвый бо­га­тырь сказ­ки, как бы спрыс­ну­тый живой водой. (6)Ак­ва­рель­ные крас­ки, по­хо­жие на жен­ские пу­го­ви­цы, ле­жа­ли в белой же­стя­ной ко­роб­ке. (7)Иван Ца­ре­вич на Сером Волке ска­кал по ело­во­му лесу. (8)Ёлки были мень­ше Се­ро­го Волка. (9)Иван Ца­ре­вич сидел вер­хом на Волке так, как эвен­ки ездят на оле­нях, почти ка­са­ясь пят­ка­ми мха. (10)Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

(11)И чем силь­нее я вспо­ми­нал своё дет­ство, тем яснее по­ни­мал, что дет­ство моё не по­вто­рит­ся, что я не встре­чу и тени его в чужой ре­бя­че­ской тет­ра­ди.

(12)Это была гроз­ная тет­радь – она по­ра­зи­ла меня.

(13)Се­вер­ный город был де­ре­вян­ным, за­бо­ры и стены домов кра­си­лись свет­лой охрой, и ки­сточ­ка юного ху­дож­ни­ка чест­но по­вто­ри­ла этот жёлтый цвет везде, где маль­чик хотел го­во­рить об улич­ных зда­ни­ях, об из­де­лии рук че­ло­ве­че­ских.

(14)В тет­рад­ке было много, очень много за­бо­ров. (15)Люди и дома почти на каж­дом ри­сун­ке были ого­ро­же­ны жёлтыми ров­ны­ми за­бо­ра­ми, об­ви­ты­ми чёрными ли­ни­я­ми ко­лю­чей про­во­ло­ки. (16)Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

17)Около за­бо­ра сто­я­ли люди. (18)Они не были ни кре­стья­на­ми, ни ра­бо­чи­ми, ни охот­ни­ка­ми – это были кон­вой­ные и ча­со­вые с вин­тов­ка­ми. (19)Дож­де­вые будки-грибы, около ко­то­рых юный ху­дож­ник раз­ме­стил кон­вой­ных и ча­со­вых, сто­я­ли у под­но­жья огром­ных ка­ра­уль­ных вышек, и на выш­ках хо­ди­ли сол­да­ты, бле­сте­ли вин­то­воч­ные ство­лы.

( 20)Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка, но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

(21)Яркая земля, од­но­тон­но-зелёная, и синее-синее небо, све­жее, чи­стое и ясное. (22)За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми, и это, ко­неч­но, не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на, цве­то­вые пе­ре­хо­ды, рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

(23)Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов.

(24)И в зим­них ри­сун­ках ребёнок не отошёл от ис­ти­ны. (25)Зе­лень ис­чез­ла. (26)Де­ре­вья были чёрными и го­лы­ми. (27)Это были лист­вен­ни­цы, а не сосны и ёлки моего дет­ства.

( (28)Шла се­вер­ная охота; зу­ба­стая не­мец­кая ов­чар­ка на­тя­ги­ва­ла по­во­док, ко­то­рый дер­жал в руке Иван Ца­ре­вич. (29)Он был в шапке-ушан­ке во­ен­но­го об­раз­ца, в белом ов­чин­ном по­лу­шуб­ке, в ва­лен­ках и в глу­бо­ких ру­ка­ви­цах – кра­гах, как их на­зы­ва­ют на Даль­нем Се­ве­ре. (30)За пле­ча­ми Ивана Ца­ре­ви­ча висел ав­то­мат. (31)Голые тре­уголь­ные де­ре­вья были за­ты­ка­ны в снег.

(32)Ребёнок ни­че­го не уви­дел, ни­че­го не за­пом­нил, кроме жёлтых домов, ко­лю­чей про­во­ло­ки, вышек, ов­ча­рок, кон­во­и­ров с ав­то­ма­та­ми и си­не­го-си­не­го неба. (33)Эта тет­радь для ри­со­ва­ния от­ра­жа­ла су­ро­вый внут­рен­ний мир юного ху­дож­ни­ка.

  (По В.Т. Ша­ла­мо­ву)*

За­да­ние 6 Анализ содержания текста В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ав­то­ра-рас­сказ­чи­ка по­ра­зи­ла дет­ская тет­радь с ри­сун­ка­ми?»   1) «Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во». 2) В тет­ра­ди он нашёл таких же ска­зоч­ных пер­со­на­жей, ко­то­рых любил сам ри­со­вать в дет­стве, – Ивана Ца­ре­ви­ча и Се­ро­го Волка. 3) «Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов». 4) «Ребёнок ни­че­го не уви­дел, ни­че­го не за­пом­нил, кроме жёлтых домов, ко­лю­чей про­во­ло­ки, вышек, ов­ча­рок, кон­во­иров с ав­то­ма­та­ми и си­не­го-си­не­го неба».  

За­да­ние 6 Анализ содержания текста

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му ав­то­ра-рас­сказ­чи­ка по­ра­зи­ла дет­ская тет­радь с ри­сун­ка­ми?»

 

1) «Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во».

2) В тет­ра­ди он нашёл таких же ска­зоч­ных пер­со­на­жей, ко­то­рых любил сам ри­со­вать в дет­стве, – Ивана Ца­ре­ви­ча и Се­ро­го Волка.

3) «Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты и ясны и не имеют по­лу­то­нов».

4) «Ребёнок ни­че­го не уви­дел, ни­че­го не за­пом­нил, кроме жёлтых домов, ко­лю­чей про­во­ло­ки, вышек, ов­ча­рок, кон­во­иров с ав­то­ма­та­ми и си­не­го-си­не­го неба».

 

За­да­ние 7 Анализ средств выразительности.  В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?   1) Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра. 2) Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе. 3) Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы. 4) Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

За­да­ние 7 Анализ средств выразительности.

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся срав­не­ние?

 

1) Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра.

2) Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

3) Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

4) Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

Задания 8. Лексический анализ Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе

Задания 8. Лексический анализ

Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе

9.3 Как Вы понимаете значение выражения  ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Как может раскрыться внутренний мир человека?» Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй  –   из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение выражения  ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Как может раскрыться внутренний мир человека?»

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй   из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Внутренний мир человека - это его духовный мир. Мир нашей души формируется в детстве, он отражает наше восприятие жизни.  Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, который создается мыслями и переживаниями. Духовный мир отражается в наших поступках, в нашем отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.

Внутренний мир человека - это его духовный мир. Мир нашей души формируется в детстве, он отражает наше восприятие жизни. 

Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, который создается мыслями и переживаниями. Духовный мир отражается в наших поступках, в нашем отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.

В тексте В.Шаламов рассуждает о том, как раскрывается внутренний мир юного художника, который растёт среди заборов, колючей проволоки и конвоиров. Ребёнок способен увидеть и передать красоту природы, например, необычайно яркого северного неба (23). Однако ведущим мотивом его живописи является изображение отсутствия свободы. Жизнь мальчика независимо от времени года сопричастна тюрьме , поэтому и за плечами Ивана Царевича висит автомат. (30)  Этот текст напомнил мне о чувствах, которые испытывал Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова. Герой не мог находиться в монастыре и рвался на свободу. Его внутренний мир требовал освобождения от оков. Мцыри вспоминал своих предков и вольную жизнь, он готов был бороться за свои убеждения.  Душа отражается через наше творчество и имеет прямое выражение в поступках. (Внутренний мир человека отражается в его действиях и отношении ко всему, что его окружает).

В тексте В.Шаламов рассуждает о том, как раскрывается внутренний мир юного художника, который растёт среди заборов, колючей проволоки и конвоиров. Ребёнок способен увидеть и передать красоту природы, например, необычайно яркого северного неба (23). Однако ведущим мотивом его живописи является изображение отсутствия свободы. Жизнь мальчика независимо от времени года сопричастна тюрьме , поэтому и за плечами Ивана Царевича висит автомат. (30)

Этот текст напомнил мне о чувствах, которые испытывал Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова. Герой не мог находиться в монастыре и рвался на свободу. Его внутренний мир требовал освобождения от оков. Мцыри вспоминал своих предков и вольную жизнь, он готов был бороться за свои убеждения.

Душа отражается через наше творчество и имеет прямое выражение в поступках.

(Внутренний мир человека отражается в его действиях и отношении ко всему, что его окружает).

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведённые строки текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня» — подчёркивают, насколько больно автору принимать юного художника с его недетским восприятием действительности. Тяжело и грустно, что ребёнок так мрачно воспринимает окружающий мир.  В предложениях 14—15 удручает картина какой-то тюремной действительности. Может, художник сам рос за колючей проволокой и светлые впечатления в его жизни были редки, потому и отразились так в его рисунках?  Особо удручает описание альбома маленького художника на фоне светлых авторских воспоминаний о своих детских рисунках: «От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой».  На формирование внутреннего мира оказывает огромное влияние атмосфера, в которой растёт ребёнок, его впечатления из детства. ( Детство - это очень важный период в жизни человека, именно в это время закладываются понятия добра и зла, формируется характер, система ценностей, внутренний мир).

Приведённые строки текста: «Это была грозная тетрадь — она поразила меня» — подчёркивают, насколько больно автору принимать юного художника с его недетским восприятием действительности. Тяжело и грустно, что ребёнок так мрачно воспринимает окружающий мир.

В предложениях 14—15 удручает картина какой-то тюремной действительности. Может, художник сам рос за колючей проволокой и светлые впечатления в его жизни были редки, потому и отразились так в его рисунках?

Особо удручает описание альбома маленького художника на фоне светлых авторских воспоминаний о своих детских рисунках: «От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой».

На формирование внутреннего мира оказывает огромное влияние атмосфера, в которой растёт ребёнок, его впечатления из детства.

( Детство - это очень важный период в жизни человека, именно в это время закладываются понятия добра и зла, формируется характер, система ценностей, внутренний мир).

Примеры из художественных текстов В.Распутин «Уроки французского» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» В.Железников «Чучело» В.Астафьев «Васюткино озеро» М.Горький «Детство» Платонов «Юшка»

Примеры из художественных текстов

В.Распутин «Уроки французского»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

В.Железников «Чучело»

В.Астафьев «Васюткино озеро»

М.Горький «Детство»

Платонов «Юшка»

Сохранить у себя:
Подготовка к ГИА-9 по русскому языку. Сочинение.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки