Выполнение задания по истории Штайда Р.А.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ГОДЫ |
А) Ледовое побоище 1. 1721
Б) План ГОЭЛРО 2. 1825
В) Восстание декабристов 3. 1242
Г) Ништадский мир 4. 1920
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1.Созыв Английского парламента
2.Куликовская битва
3.Сан – Стефанский договор
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) государственные преобразования Петра I 1) Переяславская Рада
Б) кризисы «холодной войны» 2) Учреждение коллегий
В) война за Левобережную Украину 3) Гибель южнокорейского боинга
Г) пресечение династии Рюриковичей 4) Венчание на царство Бориса Годунова
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | События( явления, процесс) | Время, когда произошло( явление, процесс) |
Константинополь | Походы князя Игоря | ___________А |
с. Андрусово | _________________Б | ___________В |
___________Г | Сражение русской и прусской армий | 1750- ые годы |
___________Д | _______________Е | 1900 –ые годы |
Пропущенные элементы:
1) с. Андрусово
2) сражение русской и прусской армий
3) 1660-ые г.
4) 1770-ые г.
5) походы князя Игоря
6) оборона от польских интервентов
7) Чесменская бухта
8) Цусимский пролив
9) 940-ые г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940-х гг. постами, ролью в политике.
ФАМИЛИИ |
| ПОСТЫ, РОЛЬ в ПОЛИТИКЕ в 1940-х гг. |
A) Н. А. Вознесенский Б) Л. П. Берия B) А. А. Кузнецов Г) А. А. Жданов |
| 1) председатель Госплана СССР, участник экономической дискуссии , репрессированный по «ленинградскому делу» 2) член Политбюро ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, инициатор разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград» 3) министр обороны СССР 4) первый секретарь Ленинградского обкома партии, репрессированный по «ленинградскому делу» 5) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в том числе атомный проект |
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
6. Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале»
«В год 6834 (от Сотворения мира)… Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диаконтверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!" И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (...) Убит же был Шевкал в 6835 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы
2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.
3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю
4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты
5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек
6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси
7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Успенский собор во Владимире Б) «Поучение детям» В) Медный всадник Г) «Броненосец Потемкин» |
| 1) Данный памятник архитектуры создан при Юрии Долгоруком. 2) Этот кинофильм посвящен события первой русской революции. 3) Данное творение находится в Санкт-Петербурге. 4) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича. 5) Эта скульптура создана известным русским скульптором Ф. Шубиным. 6) Этот памятник создан во второй половине XII в. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
8. Рассмотрите схему и выполните задание 8-11
8.Напишите имя императора при котором произошло данное событие
9.Напишите название события, изображённого на карте.
10. Напишите цифру, которой обозначено место последнего сражения парусных флотов.
11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Участником войны был адмирал Ф. Ф. Ушаков.
2) Война завершилась подписанием Парижского мирного договора.
3) Соперниками России в войне были Франция и Австрия.
4) После войны в России наступила эпоха реформ.
5) Россия получила право контроля над проливом Босфор.
6) Во время войны в России произошла смена императоров
12. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из реляции главнокомандующего русской армии.
«Неприятель большими силами потянулся на левой наш фланг. Чтоб оттянуть его стремление, я приказал генерал-адъютанту Уварову с 1-м кавалерийским корпусом, перейдя речку Колочу, атаковать неприятеля в левый его фланг...
Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однакож генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...
Правой и левой фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля… после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила...
Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.
Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую.
По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаби обер-офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых. Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнию за отечество».
12. Назовите сражение, по результатам которого составлена реляция. Укажите год её составления. Напишите фамилию главнокомандующего, её составившего.
13. Укажите три приводимых в реляции положения, которые должны были убедить читателя в успешных и славных для русской армии итогах сражения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15. |
14.Укажите название корабля, изображённого на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
15.Какой из представленных ниже монументов был создан позже события, юбилею которого посвящена монета? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот монумент. Укажите скульптора, по проекту которого был создан данный монумент.
16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
| ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
| А) «В дипломатической истории второй мировой войны состоявшаяся в _______________ Конференция руководителей трёх великих держав, объединившихся в антигитлеровскую коалицию, заняла видное место. К конференции были прикованы взоры всего человечества. Решений первой встречи "большой тройки" ждали не только народы порабощённой Европы. Результатов конференции трёх с тревогой ожидали и державы "оси". И от способности трёх лидеров антигитлеровской коалиции совместно действовать во многом зависели в то время судьбы цивилизации, жизнь будущих поколений. 28 ноября в ______________ впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они». |
|
Б) «Перед глазами 77 американцев, прибывших на конференцию в ______________, совершенно неожиданно предстал современный город. Его дома и железнодорожные сооружения теснятся кучками у подножья невысокого горного хребта. Этот хребет вместе с горами, высящимися к западу и югу от него, замыкает котловину, внутри которой и лежит _______________, а кругом на много миль простирается пустынная местность с редкими деревнями, пересекаемая одной или двумя железнодорожными ветками. Решение «Большой тройки» встретиться здесь было компромиссом, и мне думается, что ни один из трёх основных участников встречи не был вполне удовлетворён этим выбором. Сталин, загруженный своими обязанностями командующего, настаивал на том, чтобы встреча состоялась в городе, расположенном не далее дневного перелёта от Москвы. В результате «Большая тройка» собралась в столице государства, соблюдавшего дружественный нейтралитет, в столице одной из Объединённых наций». Укажите пропущенное в отрывках название города. В каком году происходила описываемая в отрывках встреча? Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков объясняет, чем руководствовалась советская сторона при выборе места встречи |
17. В начале царствования Александра I одним из ближайших его сотрудников оказался М.М. Сперанский. Однако в марте 1812 г. Сперанский был лишён всех постов и отправлен в ссылку. Укажите три любых причины этой опалы.
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «баскаки». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. В период Средневековья и на Руси, и в Западной Европе складывались торговые городские республики. На Руси таким государством стал Новгород, где вече обладало основными полномочиями. Неким аналогом вечевой республики в средневековой Северной Италии были Венеция, Флоренция и др. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что средневековые республики и на Руси, и в Европе нельзя назвать демократическими государствами. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для Новгородской республики: ___________________
Аргумент для европейских средневековых республик: ______________