Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Данная презентация была представлнна мной на городском семинаре для педагогов детского сада.

Содержимое разработки

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ Воспитатель МБДОУ детского сада № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово Абдуллаева Елена Анатольевна

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Воспитатель МБДОУ детского сада № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово Абдуллаева Елена Анатольевна

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач

ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.  Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей .

ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей .

Целевые ориентиры  ФГОС ДО:

Целевые ориентиры ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.  В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Выделяют 4 сферы инициатив: творческая целеполагания и волевого усилия коммуникативная Познавательная Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Выделяют 4 сферы инициатив:

  • творческая
  • целеполагания и волевого усилия
  • коммуникативная
  • Познавательная

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Сферы инициативности рбенка

Сферы инициативности рбенка

  • Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление. Инициатива как целеполагание и волевое усилие : включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи. Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:   1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. 2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. 3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения. 4. Общение (дети-дети, дети-родители). 5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:

1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.

3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.

4. Общение (дети-дети, дети-родители).

5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • Предоставлять детям самостоятельность во все, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные мысли и замыслы;
  • Отмечать и приветствовать даже минимальны успехи детей;
  • Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко все детям: выражать радость при встречи, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Поддерживать интерес ребенка к тому , что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • Содержать в открытом доступе различны атрибуты к развлечениям;
  • Поощрять различны творчески начинания ребенка.
Эффективные формы поддержки детской инициативы: 1 . Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 2. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование. 3. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. 4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. 5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Эффективные формы поддержки детской инициативы:

1 . Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование.

3. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

"Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников"

Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики.

Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

Сохранить у себя:
Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки