Аннотация:
Статья посвящена использованию приемов технологии развития критического мышления (ТРКМ) при обучении английскому языку . Автор раскрывает задачи, приемы, и умения при следовании данной технологии. Особое внимание обращается, на то, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Обобщая практический опыт, повышается активность в восприятии учебного материала, создается атмосфера сотрудничества, а также учащиеся начинают выделять главное в материале и отсеивать лишнее.
Использование приемов технологии развития критического мышления
при обучении английскому языку
Соловьева Елена Викторовна
учитель английского языка
МБОУ « Лицей № 12» г. Новосибирск
В современных условиях жизни ученикам необходимо сопоставлять и сравнивать различные точки зрения на предметы и явления, различные способы решения разного рода задач. Поэтому педагогу на уроках важно уделять время развитию у учащихся умения связывать знания и жизненный опыт с новой, получаемой ими на уроках информацией. Нужно учить размышлять над смыслом различных ситуаций, предлагаемых к обсуждению учащимся на уроках английского языка.
Для вовлечения учащихся в процессы осмысленного обсуждения целесообразно, по моему мнению, использовать на уроках некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ). К таким приемам относятся: «Кластер», «Дерево предсказаний», «Синквейн», таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал», разработанные американским педагогом Донной Огл, таблицы «Плюс – Минус - Интересно», «Концептуальные таблицы». Ориентация учащихся на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. При этом однозначно понимается, что критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Каждому ученику предоставляется возможность вырабатывать свое мнение, в контексте учебной программы, по широкому кругу вопросов. Конечная цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
ТРКМ позволяет развивать следующие общеучебные умения:
умение работать с большим информационным потоком в разных областях знаний;
задавать вопросы, самостоятельно формулируя гипотезу;
решать проблему;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точку зрения других;
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
умение сотрудничать и работать в группе.
Обобщая собственный опыт возможно отметить, что при использовании ТРКМ на уроках английского языка у учащихся повысилась активность в восприятии учебного материала, появился более осмысленный интерес к изучаемым темам. На уроках создается атмосфера сотрудничества, уважения любого мнения, возможность выслушать других и быть услышанным. Дети учатся выделять главное в материале и отсеивать лишнее.
Ниже приведена разработка к уроку английского языка по теме «Почему мы изучаем английский язык?» с использованием приемов «Кластер», «Синквейн», таблицы « Плюс- Минус - Интересно». Разработка выполнена применительно к учебнику английского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений при начале обучения с 1-2 класса “Spotlight ” Virginia Evans, Jenny Dooley (изд. «Просвещение»).
План урока в 6 классе
Тема: «Почему мы изучаем английский язык?»
Цель урока: Развитие навыков чтения с извлечением основной информации
Задачи урока:
Образовательная: способствовать расширению лексического запаса по теме «Для чего нам нужен английский язык».
Учебная: учить устной и письменной речи по теме «Для чего нам нужен английский язык».
Развивающая: способствовать развитию навыков графической организации материала; обосновывать и систематизировать поступающую информацию.
Воспитательная: формировать положительное отношение к изучению иностранного языка.
Оборудование: политическая карта мира
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| |
-Good morning, children! -I’m glad to see you! Sit down, children. Today we shall find out why you and your friends learn English. | Good morning Elena Viktprovna! We are glad to see you too. |
II. Стадия вызова Задачи этапа: а) Активизировать имеющиеся знания по теме «Для чего нам нужен английский язык ». б) Мотивировать учащихся к работе с текстом по теме «Для чего мы учим английский язык?»
| |
It’s time to practice today’s vocabulary. Let’s read some English words from the blackboard. Can you read and translate these words? Запись на доске: politicians modern language communication to share international to exchange official summit solution to produce population a means of ideas journalists videos
We have been learning English for six years. I’m sure you know different facts about English-speaking countries. Work in groups of three and discuss the questions from exercise 29, page 40 in your textbooks. Now, children, tell me, please, the reasons for learning English Учащиеся обсуждают. Для чего им необходимо изучать английский язык, учитель кратко записывает их мысли в виде кластера на доске (Рисунок 1).
| Ученикам предлагается прочитать данные слова хором и индивидуально. Затем ученики зачитывают прилагательные, существительные, глаголы и придумывают с ними словосочетания и предложения.
Примерные словосочетания: an official language, to produce videos, international journalists, modern ideas, a means of communication, international summit, to exchange ideas, to share ideas etc. Примерные предложения: I share my bedroom with my sister. International journalists were admitted to the summit. Politicians exchange their ideas on summit every year. The official languages in Canada are English and French. I usually use my mobile phone to communicate with my friend and relatives.
Перед началом работы с упражнением 29 на с 40 учащиеся делятся на группы из трех человек, на доске вывешивается политическая карта мира, на которой учащиеся показывают на карте англо-говорящие страны, столицы, на каких языках говорят жители этих стран, традиционные праздники. После обсуждения всех вопросов в группе, учащиеся озвучивают свои варианты ответов. Примерное сообщение группы: The USA is one of the English-speaking countries. Washington is the capital of the USA. The official language is American English. People also speak British English, Irish, French, Spanish and other languages. People celebrate Halloween, Christmas, New Year, Easter, Mother’s Day, Independence Day and some others.
|
Рисунок 1.
III Стадия осмысления Задачи: а) Практиковать учащихся в поисковом чтении б) Тренировать учащихся в заполнении таблицы ПМИ
| |||||||
Now, I want you to open your books, page 44 ex 42. Read, please the text, find out some information about the reasons for learning English language and fill the table.
| Учащимся выдается бланк таблицы, которую они заполняют во время чтения текста
Через 8-10 минут учащиеся, прочитав текст и заполнив таблицу, могут при помощи таблицы составить собственный кластер и представить его на доске. |
Примерная таблица учащихся
+ | - | ? |
1.20% of the world’s population speak English 2.Scientists and Doctors exchange their ideas in English 3. 75% of all international business letters are written in English 4. English is a language of rock and pop music | 1.Every pilot and ship’s captain must speak English 2.US and British companies produce thousands of English films, videos and TV programmes in | 1. 80% of all information you can find in the world’s сomputers in English. 2. English is the language of politicians
|
Рисунок 2.
| Опираясь на составленную таблицу и кластер (Рисунок 2) учащиеся составляют собственное монологическое высказывание |
IV. Стадия рефлексии Задачи: а) Развивать навыки устной речи по теме «Англо-говорящие страны». б) Применять полученную из текста информацию в письменной речи. в) подвести итоги
| |
Why do you think people learn English? | Примерное монологическое высказывание: I think it’s very important to know English language. About 20% of the world’s population speak English. English is the only solution to communication problems for people from different countries. Scientists and Doctors all over the world exchange their ideas in English. Every pilot and ship’s captain must speak English to communicate each other. 80% of all information you can find in the world’s computers in English English is the language of politicians. English along with French and German is spoken at their summit meetings 75% of all international business letters are written in English. Nearly 50% companies communicate with each other in English. English is a language of rock and pop music and people all over the world listen English songs at the concerts and over the radio. US and British companies produce thousands of English films, videos and TV programmes every year. |
| Учащиеся в течение 4-5 минут обдумывают и пишут синквейн об английском языке. |
We speak a lot about advantagies of learning English. Now let’s write a sinquein.
| Примерный синквейн: English Useful and modern Speak, exchange and write I’m sure, English will be the language of our world Worldwide language.
|
How do you feel yourself at the lesson today? What do you like doing most of all?
Thank you for your work. I’m sure our lesson was interesting and useful for you.
| It was interesting to work with the text today. Most of all I like to make the claster. |
Please, write down your home task.
| Учащиеся записывают домашнее задание: На «3» - оформить всю таблицу с переводом На «3-4» - упр. 44, с 45 На «4-5» - найти дополнительную информацию о пользе изучения английского языка и сделать сообщение. |
6