Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
По страницам сказок, или о Бабе-Яге, Кощее Бессмертном,
Змее Горыныче
Авторы
Осягин Николай Владимирович,
Тарасова Ангелина Анатольевна,
МБОУ «СОШ№8»
4 класс
Научный руководитель
Бикбаева Оксана Ивановна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ№8»
ВВЕДЕНИЕ
Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, превращаясь в сказки. Вероятные чудеса и поэтическая красота наших сказок всегда связывала нас с действительным прошлым.
Целью исследовательской работы является выявление взаимосвязи русских народных сказок и реальных событий.
Предмет исследования: сказки, мифы.
Объект исследования: Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений, и мы привыкли считать, что это всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям. Исходя, из этого была определена гипотеза: в глубокой древности могли существовать реальные или мифические персонажи, подобные данным.
Для достижения цели были намечены следующие задачи: найти и проанализировать версии происхождения Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча; описать внешность данных персонажей; определить их характерные черты, особенности и выявить их местожительства или обитания.
Исследование проведено с помощью комплекса методов: чтения и частичного анализа русских народных сказок и былин; изучения дополнительной литературы; поиска информации в сети интернет.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания литературного чтения, литературного чтения на родном языке в 1-4 классах, литературы на среднем уровне обучения с целью пополнения знаний в области литературы.
Материал исследования был использован на уроках литературного чтения, литературного чтения на родном языке и литературы в 2017/2018 учебном году в МБОУ «СОШ №8».(Прил.1)
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В качестве материала для проведения исследования были взяты такие сказки и былины, как «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Добрыня и змей»; «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна лягушка».
О прямой взаимосвязи народных сказок и реальных событий говорили многие ученые, в их числе академики Б.А. Рыбаков и Ю.К. Бегунов, рассматривавшие вопросы истории древней Руси. Так, материал энциклопедии «Язычество древних славян» позволил, на наш взгляд, найти точное определение Кощею.
Хорошим подспорьем для проведения исследования послужили «Мифы народов мира» и «Мифы и былины древних славян».
Немаловажное значение для результата исследования имеет и использование «Словаря русского языка XI-XII вв.» и «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
ГЛАВА I. КОЛОРИТНЫЕ ФИГУРЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК
1.1. Народные сказки и реальные события
Было бы ошибкой отождествлять абсолютно все персонажи народных сказок с реальными историческими событиями в русской истории. Значительная часть сказочных персонажей и приключений сотворена богатой народной фантазией и является лишь аллегорическим пересказом полюбившихся народных мотивов. Но и напротив, не следовало бы огульно отрицать реальную взаимосвязь сказок с историей.
1.2.Внешность сказочных персонажей
Рассмотрим внешность сказочных персонажей. Баба-Яга-очень старая бабушка, горбатая, «нос крючком, зубы торчком»,1 худощавая, ходит в лохмотьях, на голове платок (завязан назад вокруг головы). (Прил.2)
Весьма примечательной является такая колоритная фигура народных сказок, как Кощей Бессмертный. (Прил.3) Большинство исследователей русского фольклора сходится во мнении, что последний олицетворяет собой хазарина или верховного правителя- Кагана, дворец которого находится на острове посреди реки Волги; вокруг лежал город из шатров-столица Итиль. Также и хазарская крепость Саркел находилась на острове посреди Дона. Именно «там Кощей над златом чахнет»2 - говорится в сказке, что также имеет под собой реальную основу. (Прил. 4) По описаниям в сказках Кощей очень сильный, носит доспехи, скачет на коне, сражается в битве. Чтобы победить его, главный герой должен обладать огромной силой, иногда хитростью.
Змей Горыныч - огромное чудище с 3,6,9,12 змеиными головами. У него «из ноздрей дым валит, изо рта пламя пышет».3Умеет летать, на лапах когти. В отличие от предыдущих героев, упоминание Змея Горыныча встречается не только в сказках, но и в былинах. Змей Горынычпрославился своими сражениями с русскими богатырями. (Прил. 5)
1.3. Характер, привычки Бабы-Яги, Змея Горыныча,
Кощея Бессмертного
Рассматривая характер и привычки вышеназванных героев, можно сказать, что в русских народных сказках Баба-Яга хитрая, в поступках героев ищет для себя выгоду, проверяет характер героев, попавших к ней. Например, заставляет служить ей три дня и три ночи.
Кощей коварный, злой, хитрый, дорожит своим богатством «над мертвым, ведает секретами долгожительства». Секрет своей смерти он хранит «на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук висит на вершине дуба».4 (Прил. 6)
Змей Горыныч появляется внезапно, берет в плен людей, часто похищает дочь или племянницу царя. Но вот с богатырями в бой вступает не сразу, пытается сначала запугать или наоборот «пойти на сговор».5
Обратимся к месту жительства или обитания героев. В сказках говорится, что Баба-Яга обитает в дремучем лесу. Ее дом – «избушка на курьих ножках, об одном окошке, стоит – вокруг себя поворачивается»,6есть банька, печка. Дом обнесен частоколом с черепами. Старуха живет в хижине не одна, у нее часто есть помощники: гуси-лебеди, кот (черный), могут жить и другие живые существа. (Прил. 7)Кощей сидит в подземелье или наоборот, живет в замке. Замок Кощея огромный, мрачный, каменный, с воротами. В нем много подземных ходов, ловушек. (Прил. 8)
Особый интерес вызывает местожительства Змея Горыныча. Змей Горыныч связан с огнем, небом и одновременно с подземельем. Иногда говорится, что он живет в горах. Вероятно, отсюда Горыныч. В былинах упоминается и более точный адрес Змея Горыныча – горы Сорочинские. (Прил. 9)
Сорочинские горы– былинный топоним, не имеющей реальной географической привязки, это места обитания фантастических враждебных существ и заточения пленников.7 В сказках говорится, что Змей переезжает по Калиновому мосту. Мосты Калиновы – гать, мощенная хворостом, калиной, дорога по болоту.8Наши предки словом калина обозначили нечто сильно нагретое, раскаленное.9 Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но то, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления, сомневаться не приходится. (Прил.10)
1.4. Волшебные качества героев
Рассматривая образы сверхъестественных сил, следует отметить, что сказочные персонажи обладают многими волшебными качествами. Баба-Яга может вызывать разную «нечисть», нагонять сон, оживлять; Кощей Бессмертный - напускать мглу, ветер, злые силы, превращать в камень; Змей Горыныч - летать, извергать огонь из пасти, оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником, трансформировать свои головы.
ГЛАВА II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГЕРОЕВ И ИХ ИМЕН
Перейдем к следующему этапу исследования. Остановимся на происхождении героев и их имен. Обратимся к значению словосочетания Баба-Яга.Баба-Яга – язi-баба – «ведьма, волосатая гусеница», (украинское); еза – «мука, пытка» (болгарское); jёза – «ужас», jёзив «опасный» (сербохорватское); jędza – «ведьма, баба-яга, злая баба» (польское).10 Из «Мифов древних славян» узнаем, что Баба-Яга (Яга –Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти (женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир). Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. У некоторых славянских племен Баба-Яга – жрица, руководившая обрядом кремации мертвых. Еще одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса, собирали различные коренья и травы, делали настойки. Отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы.(Прил. 11)
В «Мифах народов мира» сказано, что Кощей – это «пленник», «раб». Слово заимствовано из тюркского языка и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а людей, которых он похищал. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, кощунствовать, а в областных говорах «костить» - ругать, бранить. В книге «Язычество древних славян» говорится, что в старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом «кость», как прилагательное к существительному. Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле «застыть», «оцепенеть», «сделаться твердым», как кость или камень. Это определение, думается, больше всего соответствует Кощею. И еще одно совпадение. В книге «Мифы и былины» сказано, что у древних славян существовал бог Чернобог – повелитель тьмы, бог холода, смерти, зла. (Прил. 12)
Самым таинственным персонажем в исследовании стал Змей Горыныч. Кто же он – мифический герой или прообраз какого-нибудь реального врага? Найдены три версии о его происхождении и месте, откуда он прилетел. По первой версии – мифической – у этого чудища есть прообраз – змей Аспид из древнеславянских мифов.(Прил. 13) По другой версии – исторической – повадки и «стратегия» Змея Горыныча напоминают оружие и поведение реального врага. Таким врагом могло вполне оказаться татаро-монгольское иго. (Прил. 14) По третьей версии – географической - Змей Горыныч – это злой и жадный рыцарь, у него сыновья и дружина, а место поселения злодея – река Горынь, приток Припяти на территории современной Белоруссии. (Прил. 15)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:
вышеперечисленные персонажи в нашей давней истории имели свое физическое воплощение;
с течением времени события давних лет подзабывались, обрастали легендами и превращались в народный эпос – наши родные сказки;
внимательное изучение народных сказок открывает нам много интересного из нашей истории.
Таким образом, представленная гипотеза о существовании реальных или мифических персонажей, подобных данным, подтверждена.
В сказках действительно есть доля правды. Ее только нужно увидеть. Если вслушиваться, вчитываться в сказки, былины, легенды, мифы, то можно понять происхождение многих слов, названий, имен героев, соприкоснуться с историей.
ЛИТЕРАТУРА
1.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки.-М.:«Детская литература», 1986, с.-132.
2. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.-М.:«Русский язык», 1980, с.-812.
3. КалашниковВ.И.Боги древних славян.-М.:«Белый город», 2003, с.-48.
4. Мифы и былины древних славян.-М.:«Дрофа - Плюс», 2016, с.-96.
5. Мифы народов мира.-М.:«Белфакс», 2012, с.-392.
6. Пушкин А.С. Избранное.-М.:«Эксмо»,1999, с.-384.
7. РыбаковБ.А. Язычество древних славян.-М.:«Русское слово»,2016,с.-640.
8. Словарь русского языка XI-XIIвв.-М.:«Наука», 1986 с.-404.
Сайты сети интернет:
hppt://ru.wikipedia.org
hppt://www.sir35.ru
hppt://godsbay.ru
hppt://slovari.yandex.ru
1 hppt://ru.wikipedia.org
2Пушкин А.С. Избранное. – М.: «Эксмо»,1999,с.-182 с.
3 hppt://slovari.yandex.ru
4Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М.: «Детская литература», 1986, с.-132
5 hppt://www.sir35.ru
6hppt://ru.wikipedia.org
7Мифы и былины древних славян.-М.:«Дрофа - Плюс», 2016, с.-56.
8 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.:«Русский язык», 1980, с.-122.
9 Словарь русского языка XI-XII вв.-М.:«Наука», 1986 с.-268.
10 hppt://slovari.yandex.ru
10