Управление образования города Ростова-на-Дону
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Пролетарского района города Ростова-на-Дону
«Центр внешкольной работы «Досуг»
Принята на заседании педсовета Протокол № 4 от «31» мая 2023 года Согласовано на заседании методического совета Протокол № 4 от «31» мая 2023 года | Утверждаю Директор МБУ ДО ЦВР «Досуг» Чеметева М.С. Приказ № 71 от «01» июня 2023 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность: социально-гуманитарная
«По дороге к знаниям»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированная
Форма реализации программы: разноуровневая
Возраст детей: от 5,5 до 7 лет
Срок реализации: 1 год – 108 часов
Разработчик:
Ильина Вера Александровна,
педагог дополнительного образования
Ростов-на-Дону
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
І. Пояснительная записка……………………………………………………3
ІІ. Учебно-тематический план……………………………………………....6
ІІІ. Содержание программы…………………………………………………7
ІV. Методическое обеспечение программы……………………………….11
V. Список литературы………………………………………………………12
VI. Приложения……………………………………………………………..15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По дороге к занятиям» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности.
Данная программа способствует развитию личности, социализации, общению, раскрытию возрастного потенциала обучающихся дошкольного возраста, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «По дороге к знаниям» разработана в соответствии с учетом:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2, п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Национального проекта «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); Областного Закона Ростовской области от 14.11. 2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Методических рекомендаций Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Института развития образования Ростовской области по оформлению и подготовке дополнительных общеобразовательных программ к прохождению процедуры независимой оценки качества для включения в реестр сертифицированных программ, 2023 г.;
- Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг»;
- Лицензии МБУ ДО ЦВР «Досуг» на образовательную деятельность.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности обучающихся дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития.
Программа «По дороге к знаниям» для обучающихся 5,5-7 лет и направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей обучающихся - дошкольников. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности дошкольников, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения обучающихся в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.
Дошкольник должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Обучающийся должен овладеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы обучающегося, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. Ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра.
Игры и продуктивная творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах – формы работы педагога с дошкольниками.
Отличительные особенности программы.
Программа «По дороге к знаниям» носит развивающий характер, помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей обучающихся.
В процессе реализации педагог делает акцент на формирование навыков анализа и логики.
Тип программы: разноуровневая.
Уровень программы: стартовый.
Вид программы: модифицированная.
Адресат программы – учащиеся 5,5-7 лет, в том числе, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся в группах и подгруппах для дошкольников, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Зачисление осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
Наполняемость в группах составляет 12-15 человек.
Режим занятий - 2 раза в неделю (1 раз в неделю – 1 час, 1 раз в неделю – 2 часа)..
Форма реализации программы - традиционная (с возможностью использованием электронного обучения).
Объем и срок освоения программы – 1 год - 108 часов.
Форма обучения - очная.
Тип занятий – комбинированный.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: создание условий для развития личности дошкольника и его успешной адаптации в социуме в новых образовательных условиях.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать уважение к историческому прошлому России и Донского края;
воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;
формировать культуру общения со сверстниками и педагогом.
Образовательные задачи:
иметь представление о символике России и Донского края;
познакомить с буквами, звуками;
познакомить с разбивкой слова на слоги;
познакомить со звуковым разбором слова;
познакомить с понятием предложение.
Развивающие:
развивать ответственное отношение к учебе;
развивать творчество;
развивать память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность;
развивать коммуникативные навыки и умения;
развивать логику и умение анализировать.
Учебно-тематический план
№ п/п |
| | Количество часов |
| Форма контроля, аттестации | ||||
Теория | Практика | Всего | |||||||
1 | Вводное занятие. Входная диагностика. Инструктаж по ТБ. Символика России и Донского края | 1 | 1 | 2 | Тестирование, викторина | ||||
2 | Гласные звуки | 10 | 14 | 24 | Наблюдение. Опрос | ||||
3 | Согласные звуки, Промежуточная диагностика | 10 | 18 | 28 | Наблюдение. Опрос | ||||
4 | Слово. Слог | 5 | 9 | 14 | Беседа | ||||
5 | Предложения | 10 | 10 | 20 | Тест | ||||
6 | Звуковой разбор слова | 10 | 12 | 18 | Практическое занятие | ||||
7 | Итоговое занятие. Итоговая диагностика | | 2 | 2 | Тест | ||||
Итого: | | | 108 |
|
Содержание программы
Вводное занятие – Входная диагностика и инструктаж.
Символика России и Донского края.
Тема 1. Гласные звуки.
Теория: формирование представлений о гласных звуках. Знакомство с гласными звуками. Уточняется, что гласные звуки легко петь и тянуть. Описание артикуляции звука.
Практика: Нахождение гласных звуков в названиях картинок. Дружные звуки. Йотированные буквы. Звуковые схемы.
Тема 2. Согласные звуки.
Теория: Отличие согласных звуков от гласных. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные. Цветовое обозначение твердых и мягких согласных. Понятие «слог». Чтение слогов. Звонкие и глухие согласные. Знакомство со свистящими согласными. Знакомство с шипящими согласными звуками.
Практика: Знакомство с графическим изображением звуков.
Тема 3. Слово. Слог.
Теория. Знакомство со слогами. Знакомство со словом. Знакомство с предложением.
Практика. Игра «Грамотейка», Упражнения на совершенствование слухового и фонематического восприятия. Игра «Незнайка». Промежуточная диагностика.
Тема 4. Предложения.
Теория: Знакомство с понятием «предложение».
Практика: Работа с предложениями.
Тема 5. Звуковой разбор слова.
Теория: Звуковой анализ слова.
Практика: «На что похожи буквы» (Рисование букв). Работа на магнитной доске.
Итоговое занятие - праздничное мероприятие с родителями. Родительское собрание. Подведение итогов деятельности за год обучения.
Планируемые результаты
В процессе реализации программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
По окончании обучения обучающийся будет
знать:
- знать буквы русского алфавита;
- иметь представление об исторических событиях нашего государства и Донского края;
уметь:
-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;
- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог»,
«предложение»;
-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом;
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-писать слова, предложения условными обозначениями;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей,
-отвечать на вопросы педагога по содержанию изучаемого материала;
-делать элементарные выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок.
Личностные УУД:
- у обучающихся будут формироваться организованность, трудолюбие;
- положительное отношение к обучению;
- позитивное отношение к процессу сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- умение слушать собеседника.
Метапредметные результаты
у обучающихся будет формироваться:
- желание получать знания в других областях и в практической деятельности;
- умение сравнивать и выделять главное, классифицировать, приводить примеры;
- умение работать в группе и индивидуально;
- умение аргументировано отстаивать свою позицию.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Кадровое обеспечение реализации программы
для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходим педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием.
Материально-технические оснащение
оборудование учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов и т.п.);
технические средства обучения (компьютер, ксерокс или МФУ, принтер, мультимедиа-проекторы, и т.п.);
материалы, необходимые для занятий: 12 цветные карандаши, простой карандаш, ластик, ручка. Рабочие тетради, прописи.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия различных видов.
Виды дидактических материалов:
|
|
|
|
|
|
Воспитательное дело: в образовательный процесс включается проведение праздников: Осень, День Матери, Новый год, Масленица, а также обеспечение гражданско-патриотического воспитания и вовлечение в практику на Празднике Белых журавлей, Освобождение Ростова-на-Дону, День Победы, а также в воспитательных целях проводятся различные мероприятия: конкурсы и олимпиады с представителями общественных объединений и родителями (совместные праздники, изготовление поделок и т.п.).
Формы контроля и аттестации
• Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии (наблюдение, анализ практически упражнений, опросы, конкурсы).
• Промежуточный контроль – в конце 1 полугодия проводится тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение творческих заданий, ответы на занятиях, участие в конкурсах
• Итоговый контроль - по окончанию обучения – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого обучающегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий.
По окончании программы проводится оценка уровня освоения программы в целом.
Педагог демонстрирует родителям и обучающимся:
фото и видеоотчёты по итогам каждого раздела занятий и в конце учебного года;
результаты участия в районных, городских и областных конкурсах олимпиадах и викторинах.
Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля.
В качестве входного контроля обучающимся предлагается ряд заданий, позволяющих выявить начальный уровень подготовки в области математических и лингвистических способностей.
По итогам изучения каждого раздела проводится оценивание результатов деятельности участников в форме игры-тестирования.
Для текущего контроля организуются коллективные олимпиады и конкурсы с помощью интернет-платформ (учи.ру- срезы знаний). Обсуждение выполнения заданий проводится коллективно.
Итоговой формой контроля по программе является тестирование по готовности к школе по всем направлениям.
Виды контроля, которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения программы:
Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале года в виде входного тестирования с элементами познавательной викторины «Скоро в школу».
Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими проверочных работ).
Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) - тестирование, викторины, беседы, срезы знаний, опрос, праздник.
Диагностика результативности и качества образовательного процесса
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, конкурсах), и т.п.;
- мониторинг.
Оценочные материалы
Диагностический инструментарий:
Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса по программе выделяются в качестве основных пять показателей:
1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Познавательная активность.
4. Достижения
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырём уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
Первый уровень – подготовительный;
Второй уровень – начальный;
Третий уровень – освоения;
Четвертый уровень – совершенствования.
Критерии оценки.
IV. Методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации программы.
оборудование учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
технические средства обучения (компьютер, микрофоны принтер, мультимедиа-проекторы, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
материалы, необходимые для занятий: ватман, цветная бумага, ткани, нитки, фурнитура, клей, краски и другие материалы и т.п.;
наличие подсобного помещения (костюмерная)
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия различных видов.
Виды дидактических материалов:
|
|
|
|
|
|
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273);
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.);
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция);
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017);
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629);
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816);
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.);
11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
14. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
15. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области»;
16. Методические рекомендации Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Института развития образования Ростовской области по оформлению и подготовке дополнительных общеобразовательных программ к прохождению процедуры независимой оценки качества для включения в реестр сертифицированных программ, 2023 г.;
17. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг»;
18. Лицензия МБУ ДО ЦВР «Досуг» на образовательную деятельность.
Список литературы для педагога
1. Айзман Р.И., Великанова Л.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 2022.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 2009.
3. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 2009.
4. Гредасов В.Н. Преемственные связи в работе детских дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации. - Челябинск:
ЧОИУУ,2021.
5. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно, 1999.
6. Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе: советы врача/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992.
7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1990.
8. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации АПН СССР, НИИОП. - М.: НИИОП, 1989.
9. Практикум по психодиагностике. - М.: МГУ, 1989.
10. Усова А.П. «Обучение в детском саду» М., 1987.
11. Федосова Н. А. Программа «Преемственность», подготовка к школе. - М., АПКиПРО, 1999.
12. Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2004.
13. Журнал Практика административной работы в школе. № 7, 2004.
Интернет ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-znakomstvo-detey
2. https://prezentacii.org/
3. http://www.edu.ru
4. https://lukoshko.net/
Список литературы для детей
1. Бортникова Е.Ф. Учимся читать. В 2 частях. Екатеринбург:ООО»Издд. Дом Литур, 2022
2. Илюхина, В. А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе. Часть 1 / В.А. Илюхина. - М.: Дрофа, 2010..
3. Илюхина, В. А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе. Часть 2 / В.А. Илюхина. - М.: Дрофа, 2010.
4. Колесникова Е.В. «От А до Я» М.Просвещение, 2022
5. Останина, Е. В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам. Альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. - М.: ГНОМ и Д, 2008.
6. Останина, Е.В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам. Альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. - М.: ГНОМ и Д, 2012.
7. Соколова, Е. В. Большая книга упражнений для подготовки к школе. 5-6 лет / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. - М.: Академия Развития, АСТ, Астрель, 2007.
Приложение 1
Календарный учебный график
п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | Вводное занятие Цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ | 1 | | Игра | К.Мужество | Инструктаж по ТБ. Диагностика |
2 | | Диагностика | 1 | | Тестирование | | Практическая работа |
3 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
4 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
5 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
6 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
7 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
8 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
9 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
10 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
11 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
12 | | Гласные буквы | 1 | | Игра | | Беседа. Опрос |
13 | | Слова, буквы и звуки | 1 | | Диалог | | Практическая работа |
14 | | Слова, буквы и звуки | 1 | | Диалог | | Практическая работа |
15 | | Слова, буквы и звуки | 1 | | Диалог | | Практическая работа |
16 | | Звуки и буквы | 1 | | Беседа. | | Исследовательская работа |
17 | | Звук [ А ] | 1 | | Беседа | | Наблюдение Опрос |
18 | | Звук [ У ] | 1 | | Занятие-игра | | Беседа |
19 | | Звук [ У ] | 1 | | Занятие-игра | | Беседа |
20 | | Составление предложений по картинкам. | 1 | | работа по образцу | | Практика |
21 | | Составление предложений по картинкам. | 1 | | работа по образцу | | Практика |
22 | | Составление предложений по картинкам. | 1 | | работа по образцу | | Практика |
23 | | Составление предложений по картинкам. | 1 | | работа по образцу | | Практика |
24 | | Звук [ 0 ] | 1 | | упражнения | | Тест |
25 | | Звук [И]. Ребусы. | 1 | | упражнения | | Исследовательская работа |
26 | | Звук [ы]. Ребусы. | 1 | | Обмен знаниями | | Практика |
27 | | Гласные звуки. Закрепление | 1 | | Олимпиада | | Практика |
28 | | Согласный звук [ М ] | 1 | | Игра | | Опрос |
29 | | Звук [ Н ] | 1 | | беседа | | Наблюдение. Опрос |
30 | | Слово. Слог | 1 | | упражнения | | Практика |
31 | | Звук [ С ] | 1 | | Занятие-игра | | Фронтальное обследование |
32 | | Звук [ С ] | 1 | | Занятие-игра | | Фронтальное обследование |
33 | | Звук [Т] | 1 | | Занятие-игра | | Практическая работа |
34 | | Звук [Т] | 1 | | Занятие-игра | | Практическая работа |
35 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
36 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
37 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
38 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
39 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
40 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
41 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
42 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
43 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
44 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
45 | | Предложения. | 1 | | упражнения | | Беседа. Опрос |
46 | | Твёрдый и мягкий звук [ К ]. | 1 | | упражнения | | Практика |
47 | | Звуковой разбор слова | 1 | | упражнения | | Наблюдение. Опрос |
48 | | Твёрдый и мягкий звук [Л]. | 1 | | беседа | | Наблюдение. Опрос |
49 | | Твёрдый и мягкий звук [Р]. | 1 | | беседа | | Практика |
50 | | Твёрдый и мягкий звук [В]. | 1 | | Занятие-игра | | Фронтальное обследование |
51 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Занятие-игра | | Беседа. Опрос |
52 | | Твёрдый [ Ш]. | 1 | | беседа | | Практика |
53 | | Звуковой разбор слова | 1 | | беседа | | Исследовательская работа |
54 | | Твёрдый и мягкий звук [ П] | 1 | | Занятие-игра | | Наблюдение |
55 | | Буква Е | 1 | | упражнения | | Беседа |
56 | | Твёрдый и мягкий звук [ З ] | 1 | | Игра | | Тест |
57 | | Твёрдый и мягкий звук [Б] | 1 | | Занятие-игра | | Практич.работа |
58 | | Твёрдый и мягкий звук [Д] | 1 | | упражнения | | Исследовательская работа |
59 | | «Заколдованная буква» Разбор рассказа. | 1 | | упражнения | | Практическая работа |
60 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Наблюдение |
61 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Наблюдение |
62 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Наблюдение |
63 | | Гласная Я. Инструктаж по ТБ | 1 | | упражнения | | Наблюдение. Опрос |
64 | | Мягкий звук [ Ч ] | 1 | | беседа | | Тест |
65 | | Твёрдый и мягкий звук | 1 | | упражнения | | Практика |
66 | | Твёрдый звук [Ж] | 1 | | беседа | | Исследовательская работа |
67 | | Чтение текста. Пересказ. | 1 | | Практика | | Беседа. Опрос |
69 | | Дружные звуки. Буква Ё | 1 | | Игра | | Практика |
69 | | Твёрдый и мягкий звук [Х] | 1 | | упражнения | | Исследовательская работа |
70 | | Буква Ю | 1 | | упражнения | | Наблюдение Опрос |
71 | | Мягкий звук Й | 1 | | Игра | | Тест |
72 | | Пересказ текста | 1 | | упражнения | | Практика |
73 | | Чтение | 1 | | практика | | Исследовательская работа |
74 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Игра | | Практика |
75 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Игра | | Практика |
76 | | Мягкий звук [ Щ]. | 1 | | упражнения | | Исследовательская работа |
77 | | Твёрдые и мягкие звуки [ Ф ] | 1 | | беседа | | Наблюдение. Опрос |
78 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Игра | | Тест |
79 | | Чтение слогов. Пересказ. | 1 | | упражнения | | Практика |
80 | | Гласная Э | 1 | | практика | | Фронтальное обследование |
81 | | Гласные звуки | 1 | | беседа | | Исследовательская работа |
82 | | Закрепление гласных букв и звуков | 1 | | Игра | | Практическая работа |
83 | | Звук.разбор слова | 1 | | практика | | Исследоват. работа |
84 | | Звуковой разбор слова | 1 | | беседа | | Беседа |
85 | | Звуковой разбор слова | 1 | | упражнения | | НаблюдениуОпрос |
86 | | Согласные буквы и звуки. Закрепление | 1 | | практика | | Практика |
87 | | Звуковой разбор слова | 1 | | упражнения | | Практическая работа |
88 | | Закрепление. Алфавит. | 1 | | Игра | | Исследовательская работа |
89 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Практическая работа |
90 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Игра | | Исследовательская работа |
91 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | тест |
92 | | Звуковой разбор слова | 1 | | Игра | | Наблюдение.Опрос |
93 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | тест |
94 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Исследовательская работа |
95 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Исследовательская работа |
96 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | Исследовательская работа |
97 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | тест |
98 | | Звуковой разбор слова | 1 | | практика | | тест |
99 | | Чтение текстов. Пересказ | 1 | | упражнения | | Наблюдение.Опрос |
100 | | Твёрдые и мягкие звуки | 1 | | беседа | | Тест |
101 | | Твёрдый звук [ Ц ]. | 1 | | упражнения | | Фронтальное обследование |
102 | | Мягкий знак | 1 | | упражнения | | Исследовательская работа |
103 | | Твёрдый знак | 1 | | практика | | Практика |
104 | | Шипящие согласные звуки | 1 | | Игра | | Практика |
105 | | Мягкий знак после согласного | 1 | | практика | | Тест |
106 | | Твёрдый знак после согласного | 1 | | беседа | | Наблюдение.Опрос |
107 | | Чтение текстов. Ответы на вопросы. | 1 | | Обмен знаниями | | Тест |
108 | | Итоговая диагностика лингвистических способностей | 1 | | Практика | | Фронтальное обследование |
Всего | | | 108 ч | | | | |
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности
1. Перед началом занятий осмотреть кабинет на предмет электробезопасности.
2. В случае неисправности (оголены провода, поломка розеток, выключателей) следует немедленно сообщить администрации.
3. Запрещается оставлять учащихся в кабинете без присмотра.
4. Не разрешать учащимся забираться на подоконники, самостоятельно открывать и закрывать окна.
5. Не поручать учащимся включать и выключать электроприборы.
6. В течение учебного года систематически оповещать детей с правилами поведения в общественном месте, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
7. На вводном занятии и в начале каждого полугодия знакомить учащихся с инструкцией по технике безопасности.
Десятибалльная шкала оценивания степени обученности
(по В.П. Симонову)
10-бал. шкала | Теоретические параметры оценивания | Практические параметры оценивания |
1 балл Очень слабо | Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. | Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. |
2 балла Слабо | Отличает какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. | Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом |
3 балла Посредственно | Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. | Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. |
4 балла удовлетворительно | Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. | Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания. |
5 баллов недост. хорошо | Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта. | Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. |
6 баллов хорошо | Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам. | Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. |
7 баллов очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. | Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности. |
8 баллов | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории | Выполняет разнообразные практические задания, иногда |
отлично | и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. | допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога. |
9 баллов великолепно | Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. | С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. |
10 баллов прекрас но | Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. |
Приложение 3
Предметные результаты освоения курса (года обучения)
Название программы «По дороге к знаниям»
Год обучения ____________________________________________________
Педагог ________________________________________________________
№ | Фамилия, учащегося |
| имя, | Предметные результаты | Форма диагностики
| |
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты освоения программы
Название программы «По дороге к знаниям»
Год обучения ___________________________________________________
Педагог _______________________________________________________
№ | Фами лия, имя, учаще гося
| Предметные результаты | Метапредметные результаты |
| Личнос тные результ аты | Об щий балл | ||||||
Теоретич еская подготов ка | Практич еская подгото вка | Коммуника тивные УУД | Регуляти вные УУД | Познавате льные УУД |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы:
• минимальный уровень освоения программы - информационный (1-3 балла
• средний уровень освоения программы – репродуктивный (4-6 балла);
• максимальный уровень освоения программы - творческий (7-10 балла).