ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема урока: площадь прямоугольника
Класс: 5
Цель урока: обучение нахождению площади прямоугольников
Задачи урока:
Обучающая (формирование познавательных УУД): научить понятие площади прямоугольника, вычислять площадь фигуры по количеству квадратных единиц, вычислять площадь прямоугольника по формуле.
Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Планируемые результаты:
Личностные:
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
Познавательный интерес к математике, осознание важности изучения математики для понимания окружающего мира
Предметные:
Овладение правилами вычисления площади прямоугольника;
Знаниями терминов: длина, ширина, смежные стороны;
Умениями вычислять площадь прямоугольника;
Метапредметные:
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Умение соблюдать дисциплину и развивать внимание;
Развитие самооценки и самоанализа;
Умение слушать, высказывать своё мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.
Ресурсы урока:
Учебник: Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / М34 [Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.]; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 287 с. : ил. – ISBN 978-5-09-045882-5.
Учебные материалы: раздаточный материал (приложение), учебная презентация.
Техническое оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (2 мин) | Приветствие учащихся, отметить отсутствующих, раздает тетради с отметкой по домашней работе. Раздает оценочные листы. | Приветствие учителя, контроль готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний (2 мин) | Фронтальный опрос: Какие фигуры вы изучили?
Какие элементы у них есть? Зная стороны, что можно найти? В чем могут измеряться длины сторон фигур? К какому классу единиц они относятся? А в чем может измеряться периметр? Как определить, что фигуры равны? Всегда ли фигуры можно сравнить наложением? Как по-другому сравнивают фигуры? |
Треугольник, квадрат, прямоугольник. Вершины, углы, стороны. Периметр. В см, м и т.д.
Линейные.
В см, м и т.д. Наложить друг на друга. Нет.
Через признаки. |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка проблемы (2 мин) | (Слайд 1) Сегодня Незнайка пришел к нам на урок и рассказал вот такую историю: Незнайка и Буратино решили подарить Самоделкину на день рождения коробку конфет. Незнайке понравилась зеленая коробка, а Буратино — красная. Друзья стали спорить, а потом решили купить ту коробку, которая больше. Они попросили продавца дать им обе коробки и положили их одну на другую. Зеленая коробка оказалась длиннее, а красная — шире. Какая же больше? Незнайка и Буратино купили обе коробки. Самоделкину очень понравился подарок друзей. Он сразу открыл обе коробки, и веселые человечки принялись уплетать вкусные конфеты. День рождения прошел замечательно. А вот свой спор друзья так и не решили. Поможем Незнайке разобраться в споре? Как вы думаете, как сравнить эти две коробки? |
Да.
Сравнить их площади. |
4.Целеполагание (1 мин) | Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (слайд 2) Что мы должны узнать?
| Площадь прямоугольника.
Как находить площадь прямоугольника. |
5.Изучение нового материала (15 мин) | (Слайд 3) Что же такое площадь фигуры? Как ее можно измерить или вычислить? Прежде всего, нужно выбрать единицу измерения площади. В самом начале мы говорили, что единицы измерения длин сторон фигур линейные, а какие используются единицы измерения для площади? За единицу измерения площади удобно взять единичный квадрат со стороной равной единичному отрезку. Такой квадрат называют квадратной единицей. Если дан квадрат со стороной 1 метр, то какая единица площади ему соответствует? А если дан квадрат со стороной 1 сантиметр? Если фигуру можно разбить на единичные квадраты, то чему равна будет площадь этой фигуры? Как обозначается площадь фигуры? (Слайд 4) Давайте попробуем определить площади фигур, изображенных на рисунке. Какая из этих фигур меньше? Почему? (Слайд 5) Раз мы уже умеем сравнивать фигуры через площади, давайте поможем Незнайке разобраться в споре. Что же получается, нам всегда придется делить фигуру на единичные квадраты, чтобы найти ее площадь? Это долго. Как можно по-другому найти площадь прямоугольника? У этих сторон есть особое название. Начертите прямоугольник в тетрадях и обозначьте его как у меня. Назовите и запишите пары противолежащих сторон. Может быть, кто-то знает, как называются пары не противолежащих сторон? Такие пары сторон называют смежными. Так вот говорят, что площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. Запишем формулу. А у квадрата смежные стороны, какие между собой? Тогда как будет выглядеть формула для нахождения площади квадрата? Такую формулу можно записать по-другому, короче. Кто-нибудь знает, как? Говорят, чтобы найти площадь квадрата надо длину его стороны возвести в квадрат. Как прочитать эту формулу? А если мы будем знать площадь квадрата, мы сможем найти его сторону? Площадь квадрата равна 25 кв.ед. Все стороны у квадрата равны, значит надо найти такое число, которое при умножении на себя даст 25, какое это число? А что надо знать, чтобы найти одну из сторон прямоугольника? |
Квадратные единицы измерения.
1 квадратный метр.
1 квадратный сантиметр.
Числу квадратных единиц ее составляющих.
Буквой S. Решают задачу.
В.
Потому что ее площадь меньше. Эти коробки одинаковой площади.
Наверное, нет.
Умножить длину на ширину.
Называют пары противоположных сторон.
Да/нет .
Записывают формулу. Равные
Да/нет. .
S равно a в квадрате.
Сможем/не сможем/не знаю.
5.
Надо знать площадь и вторую сторону прямоугольника. |
6.Первичное закрепление (10 мин) | №573(1), №575, №578, №581 (а) (Слайды 6-9) | Выполняют задания в тетрадях, по желанию у доски. |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин) | №574(1) – не забудьте вклеить вырезки в тетрадь. №576 – это текстовая задача, в которой обязательно должен быть ответ. №593(1) – вспомните делители числа 36 и как находить площадь прямоугольника. | Записывают домашнее задание. |
8.Подеведение итогов (2 мин) | Что изучали сегодня на уроке?
Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольника. Сформулируйте правило нахождения площади квадрата. В каких единицах измеряется площадь? | Как находить площадь прямоугольника и квадрата. Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон. Чтобы найти площадь квадрата, надо длину его стороны возвести в квадрат. В квадратных. |
9.Рефлексия деятельности (3 мин) | (Слайд 10) Посмотрите на листочки, которые вы получили в начале урока. Собирает тетради с выполненной домашней работой и заполненными листами по оценке деятельности на уроке. | Заполняют оценочный лист. |
Приложение
На уроке я работал | Активно /пассивно | На уроке я работал | Активно /пассивно | |
Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен | Своей работой на уроке я | Доволен / не доволен | |
Урок для меня показался | Коротким / длинным |
| Коротким / длинным | |
За урок я | Не устал / устал | Урок для меня показался | Не устал / устал | |
Мое настроение | Стало лучше / стало хуже |
| Стало лучше / стало хуже | |
Материал урока мне был
| Понятен / не понятен Полезен / бесполезен Интересен / скучен | За урок я Мое настроение Материал урока мне был | Понятен / не понятен Полезен / бесполезен Интересен / скучен | |
Домашнее задание мне кажется | Легким / трудным Интересным / неинтересным | Домашнее задание мне кажется | Легким / трудным Интересным / неинтересным | |
Понял тему – красный смайлик Не совсем понял тему – синий смайлик Не понял тему – желтый смайлик | Понял тему – красный смайлик Не совсем понял тему – синий смайлик Не понял тему – желтый смайлик |