МБОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Риторика»
Составитель: Васильева А.Б.
учитель начальных классов
г.Чебоксары
2019г.
Пояснительная записка
Основа овладения обучающимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроках, но и на дополнительных внеклассных занятиях по русскому языку. Они дают возможность, с одной стороны, закреплять знания и умения, полученные обучающимися на уроке, а с другой - глубже раскрывать богатства русского языка и знакомить обучающихся с фактами, которые не изучаются на уроках.
Программа кружка «Увлекательный русский» создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся, так как на занятиях они выходят за рамки учебника, учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал.
Данная программа актуальна в условиях формирования у учащихся коммуникативных умений как одной из составляющих универсальных учебных действий. Программа кружка «Увлекательный русский» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воспитание интереса к данному кружку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Социокультурная цель изучения русского языка в начальной школе предполагает формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, навыков грамотного письма.
Курс «Увлекательный русский» составлен для обучающихся 2-4 классов. На проведение занятий в каждом классе отводится 34 часа – 1 час в неделю.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Цели и задачи программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Педагогические принципы
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие принципы:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные уч-ся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.
4. Принцип занимательности.
Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям курса. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для учащихся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данный курс предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты обучающихся:
- применение полученных знаний и умений на практике;
-участие в школьных, городских и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных марафонах по русскому языку;
-умение работать с информацией в разных областях языковых знаний;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса
(I год изучения программы)
Обучающиеся должны:
Иметь представление:
-о происхождении слов русского языка;
-о словарях русского языка (толковом, орфографическом, этимологическом, фразеологическом);
-о прямом и переносном значении слов;
-о многозначных и однозначных словах.
Знать термины: фонетика, морфемика, морфология, лексикология, транскрипция, словообразование, омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, фразеологизмы, эпитет, анаграмма, метаграмма, чайнворд, шарада, калейдоскоп, палиндром, криптограмма.
Уметь:
-применять алфавит в работе со словарями и каталогом;
-выполнять фонетический разбор слова;
-различать части речи и части слова; слова близкие по смыслу и однокоренные;
-определять орфограмму и объяснять правильное написание слова.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-тематический план на I год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1. | Фонетика | 6 | 3 | 3 |
2. | Морфемика | 6 | 3 | 3 |
3. | Морфология | 6 | 3 | 3 |
4. | Орфография | 6 | 3 | 3 |
5. | Лексика | 10 | 5 | 3 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы(34 часа)
Содержание тем I года обучения
Главная цель программы 2 класса: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладеть этими богатствами.
Задачи:
- Воспитание чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка, пробуждение познавательного интереса к родному слову;
-Углубление знаний о лексике, фонетики и грамматики русского языка;
-Развитие речи, мышления и воображения.
Фонетика (6часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады.
Морфемика (6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепочке. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Морфология (6 часов)
Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Орфография (6 часов)
Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
Лексика (10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные понятия | |
Раздел 1. Фонетика 6 (часов) | |||||
1 | По законам графики, или звуки и буквы | 1 | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | Фонетика. Звуки и буквы. Метаграммы | |
2 | По порядку становись! | 1 | Загадки об алфавите. Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание «Замени одним словом» | Алфавит Загадка | |
3 | Буквы в слове переставим - много новых слов составим! | 1 | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. | Буквы Звуки Анаграммы | |
4 | Какие они разные – гласные - согласные | 1 | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра со словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» | Гласные и согласные звуки Транскрипция Звукопись | |
5 | Удар! Ещё удар! | 1 | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные». Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» | Ударение Ударные и безударные звуки Шарада | |
6 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Поставь ударение», «Звуковая одежда и буквенный костюм», игра «Рассыпанные слоги» (составление слов из разрозненных слогов). Загадки – шарады. Вопросы – шутки. |
| |
Раздел 2. Морфемика (6 часов) | |||||
7 | Морфемы и их роль в словах | 1 | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | Морфема Кроссворд | |
8 | Смотри в корень! | 1 | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». | Корень слова | |
9 | К кому и зачем пристают приставки? | 1 | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра «Лишнее слово» (учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | Приставка Ребус | |
10 | Суффикс - звучит загадочно… | 1 | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | Суффикс | |
11 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 1 | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» | Сложные слова Калейдоскоп | |
12 | Покой морфемам только снится | 1 | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». | Словообразование Чередование звуков | |
Раздел 3. Морфология (6 часов) | |||||
13 | Где живут слова и как они находят место? | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?» Работа с текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (Определить части речи). Задания: «Отгадай сказку», «Найди имена собственные», «Раздели слова на группы» | Морфологи Части речи Грамматическое значение слов | |
14 | Существительное – значит существует | 1 | Ребусы. Задания: «Составь слово», «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению», | Имя существительное Ребусы | |
15 | Живое – неживое. С душою или без? | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. | Одушевлённый и неодушевлённый Чайнворды | |
16 | Встреча с именами прилагательными | 1 | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Имя прилагательное Поговорки Эпитеты | |
17 | Глагол – часть речи или речь? | 1 | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Глагол Рифма | |
18 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. |
| |
Раздел 4. Орфография (6 часов) | |||||
19 | Законы орфографии | 1 | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», | Орфограмма | |
20 | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», | Непроизносимые согласные | |
21 | Встреча с именами собственными | 1 | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы. | Имена собственные и нарицательные Логорифы | |
22 | Весёлая путаница частей слова и речи | 1 | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. | Приставка Предлог Шарада | |
23 | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 1 | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Парные согласные | |
24 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». | Буриме | |
Раздел 5. Лексика (10 часов) | |||||
25 | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 1 | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. | Лексика Словарь | |
26 | Поговорим о происхождении или этимология слова | 1 | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология | Этимология Калейдоскоп | |
27 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». | Однозначные и многозначные слова | |
28 | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 1 | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. | Омонимы | |
29 | Дружба слов. Встреча с синонимами | 1 | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» | Синонимы | |
30 | Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 1 | Загадки. Задания: «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» | Антонимы Палиндром | |
31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах | 1 | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Архаизмы Палиндром | |
32 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 1 | Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. | Фразеологизмы | |
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | 1 | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Пословица Криптограмма | |
34 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. |
|
Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации занятий
Методические подходы в раскрытии программных тем соотносятся с возрастными особенностями и потребностями учащихся. Яркая эмоциональная окрашенность обучения обеспечивается подбором учебного материала и организацией познавательно-поисковой деятельности, включающие эмоции удивления, радости «открытия».
Формы занятий: конкурсы, викторины, олимпиады, турниры, проблемные и творческие занятия. Формы организации занятий предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Способы проверки результатов: в конце каждого раздела проводится олимпиада, где проверяются знания, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников.
Список литературы
1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.
2. Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель
М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.
3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель
И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -
М.: Просвещение, 1991. - 221с.
6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: М.: 5 за знания, 2005. - 240с.
7. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.
8. Русский язык в средних классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
9.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку. - М.: Просвещение, 1971. - 175с.