«Планета Толерантность».
Просмотр и обсуждение документального фильма и обсуждение темы:
«Современные межэтнические отношения, причины и следствия межнациональных конфликтов».
Ответственные: Черкасова Т.Ю.,Батманова В.В.
Цель проведения мероприятия: Выяснить основные причины межнациональных конфликтов, их последствия и пути решения.
Оборудование: Документальный фильм « », листы А4,маркеры,фотографии мирной жизни и войны, три корзины: «добрые слова», «злые слова», «бесполезные слова»
Основные понятия:
Национализм-идеология, политика, основанная на идеях национального превосходства
Национальное насилие- Подавление или принижение нации. Формы: ущемление прав нации, запрещение и преследование религии, культуры, языка, традиций.
Фашизм- политическое движение, для которого характерно агрессивный национализм и расизм.
Шовинизм-идеология проповедующая неприязнь, ненависть к другим народам
Дискриминация- ущемление прав по какому-либо признаку
Геноцид-истребление людей по какому-либо признаку.
Толерантность- терпимость к чужому образу жизни.
Приоритет – преобладающее, первенствующее значение.
К онсенсус - согласие
Порядок работы.
Ι. Просмотр фильма, выпишите термины и выполните задание, по просмотренному фильму:
1) причины межнациональных конфликтов;
2) последствия межнациональных конфликтов;
3) пути решения межнациональных конфликтов;
И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликт ы не ушли в прошлое. Подтверждением этому служат события в Югославии, в ряде территорий бывшего Советского Союза. В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, искать их следует не только в кризисных явлениях в экономике и связанных с ними спаде производства, росте инфляции, цен, безработицы, но и в резком ухудшении экологической обстановки, антидемократических законах, разделах территорий и т. д.
(Работа у доски (2 ученика),:составление таблицы «Причины и следствия межнациональных конфликтов)
Особенно тяжелые последствия вызывает национальное насилие - подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование её религии, культуры, языка, традиций и т. д.:
А нализ фото учеников( работа в группах):
1.Причина выбора;
2. Автор;
3.Знания, об изображенном конфликте;
4.Причины конфликта;
Работа с терминами, услышанными в фильме:
(на столе разложены перевернутые таблички со словами, из каждой команды выходят представители и достают слова, которые относятся к данной теме ,объясняют значение слова(можно, с помощью команды) и определяют предназначение слова: в какую корзину должно попасть слово: Национальное насилие, Фашизм, Шовинизм, Дискриминация, Геноцид, Толерантность, Приоритет, Консенсус.( объяснить термин, положить в одну из корзин «добрые слова», «злые слова», «бесполезные слова», пояснить свой выбор.
Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
Разминка. Работа с анаграммами:
Ученикам предлагается составить из слова «Конфликт», как можно больше «мирных» слов. Работа выполняется в группах, после выполнения работы- награждение победителей данного конкурса.
Но в таких случаях нередко и порождается желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего оказываются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или «свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма, презрение к «чужим». История свидетельствует о том, что подобные рецидивы в процессах дифференциации нередко способствуют появлению реакционной идеологии фашизма с его человеконенавистнической идеей «полноценных» и «неполноценных» народов и практикой геноцида.
Подведение итогов:
Н а доске ученица изображает схематически «Дерево Желаний». Ученики должны с помощью картин, нарисовать мирную жизнь нашей страны и ответить на вопрос : «Кто в ответе за происходящее? Какая роль у молодежи в этом вопросе?» Ученики самостоятельно выбирают фотографии и прикрепляют их к дереву, аргументируя свой выбор, в пользу той или иной картины, отвечая на вопросы. Ученики рисуют на доске голубя с оливковой веточкой в клюве, символизирующего мир и добро на планете.
Прогрессивные силы мира ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности, есть условие свободы любого народа. Такова основная идея современного цивилизованного подхода к решению национальных проблем.
«Планета Толерантность».
Просмотр и обсуждение
документального фильма,
обсуждение темы:
«Современные межэтнические отношения, причины и следствия межнациональных конфликтов».
(Мероприятие для 11-х классов)
г.Чирчик
2022-2023 уч.год