Дата:
Класс:6в
Тема: Ночная сорочка. «Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки».
Задачи:
Образовательная:
познакомить обучающихся с назначением и технологией изготовления ночной сорочки; создать условия для расширения представлений о качествах и свойствах предметов; формирования навыков определения и снятия мерок для пошива ночной сорочки;
Коррекционная:
развития внимания и самоконтроля, навыков работы с инструкциями, по плану;
Воспитательная:
воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: плакат «Снятие мерок», манекен, инструкционные карты, карточки с заданиями, готовые изделия.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.
Учитель. Вспомните, для чего служит одежда? Как она делится по назначению?
Работа с карточками.
Карточка: «Классификация швейных изделий по назначению» Приложение 1
Проверка правильности выполнения работы, внесение необходимых коррективов.
Учитель. Вы уже знакомы с технологией изготовления фартука – одного из видов рабочей одежды. Сегодня мы приступаем к пошиву более сложного швейного изделия – ночной сорочки. Тема урока: «Сорочка».
3. Объяснение нового материала.
– К какому виду одежды относится ночная сорочка? (Ответы обучающихся.)
Учитель. Простые и удобные ночные сорочки являются проверенной годами классикой бытовой одежды – одежды для сна.
Первое упоминание о специальной одежде для сна появилось в Чехии в XV веке, где говорилось о «юбке для спальни». А до этого женщины спали либо обнаженными, либо в том, в чем ходили днем. Первые ночные сорочки были очень больших размеров – широкими и длинными. Позволить себе этот предмет роскоши могли только обеспеченные люди. Более доступной сорочка стала только в XIX веке. Теперь же каждая женщина, девушка, девочка могут позволить себе иметь несколько сорочек для разных целей – простую хлопковую классического покроя для тепла, спортивного типа, из натурального шелка, короткую или длинную, напоминающее вечернее платье, открытую, с кружевными вставками, с рюшами и т. п.
Мы остановимся на ночной сорочке с круглым вырезом. Ночная сорочка – плечевое изделие, оно относится к белью. Белье – это первый слой одежды. Как и к любому нательному белью, к ночной сорочке предъявляется ряд гигиенических требований. Каких? (Ответы обучающихся.)
– Нижнее белье шьют из мягких, тонких, имеющих высокую воздухо- и паропроницаемость, хорошую гигроскопичность. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают тонкие и мягкие хлопчатобумажные и льняные ткани, вискозное и трикотажное хлопчатобумажное полотно. Однако последнее из-за того, что оно более плотно прилегает к телу (особенно при обильном потоотделении), не рекомендуется носить при высокой температуре воздуха. Белье должно иметь свободный покрой, не сдавливать тело, не иметь толстых рубцов.
Одежда во время сна не должна стеснять движения; рекомендуется свободная ночная рубашка с коротким (для теплой погоды) и длинным (в зимнее время) рукавом.
Белье не следует крахмалить, так как крахмал закупоривает поры ткани. При использовании во время стирки синтетических моющих средств белье следует тщательно прополаскивать тёплой, лучше проточной, водой. Менять белье надлежит по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю; трусы, чулки, носки, колготки следует стирать ежедневно.
Ночные сорочки шьют из хлопчатобумажных тканей: ситца, сатина, мадаполама, бязи, батиста, шифона. Эти ткани мягкие, легкие, прочные, хорошо впитывают влагу и пропускают воздух. Для зимних ночных сорочек используют фланель и бумазею. Ткани по окраске выбирают белые, гладкокрашеные, светлых тонов и с мелким рисунком.
У вас есть возможность иметь отличную ночную сорочку собственного производства. Изготовить ее вы сможете на уроках швейного дела. Работать будем по плану.
Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.
План работы по изготовлению ночной сорочки.
1. Снять мерки.
2. Построить чертеж.
3. Подготовить выкройку к раскрою.
4. Раскроить детали сорочки.
5. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.
– Рассмотрите, как выглядят готовые ночные сорочки.
Рассматривание образцов.
Учитель. Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Для построения чертежа ночной сорочки нам понадобятся две мерки:
Сг – полуобхват груди.
Ди – длина изделия.
Работу по снятию мерок следует выполнять в парах.
Физкультминутка
4. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки».
Инструкционная карта
«Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки»
Оборудование сантиметровая лента, тетрадь, ручка.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ п/п | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
1 | Полуобхват груди | Сг |
|
2 | Длина изделия | Ди |
|
2. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
3. Проверьте правильность выполненных измерений.
Учитель. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)
– Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места. Демонстрация выполнения операций учителем.)
– Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки?
Ответы обучающихся. Повторение правил снятия мерок.
Правила снятия мерок:
1. Стоять прямо с опущенными руками.
2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.
3. Мерки снимают по правой стороне.
4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью.
5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Повторение правил техники безопасности. Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж учителя. Проверка правильности выполнения работы.
5. Закрепление нового материала.
Работа в тетради: записать план изготовления ночной сорочки.
Вопросы к обучающимся:
1. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа ночной сорочки?
2. Какие инструменты используются при снятии мерок?
3. Что определяет мерка Сг?
4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок?
5. Почему мерки нужно снимать по правой стороне туловища?
6. Почему мерку Ог при записи делят пополам?
7. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно?
Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Учитель. Ночные сорочки сегодня – это не только удобная и красивая одежда для сна. Они могут быть очень элегантной и изысканной одеждой. От количества всевозможных фасонов, расцветок и тканей, которые предлагают модельеры, разбегаются глаза. В современных коллекциях, покоряющих подиумы, они украшаются кружевами, рюшами и даже стразами. Возможно, кто-то из вас в недалеком будущем создаст свою коллекцию ночных сорочек, а пока мы сошьем простую обычную ночную сорочку с круглым вырезом. Народная пословица гласит: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Первый шаг – снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки – вами уже сделан.
Оценка работы обучающихся на уроке.
7. Заключительная часть.
Уборка рабочих мест, уборка класса.
Приложение 1
Приложение 2
Инструкционная карта
«Снятие мерок для построения чертежа ночной сорочки»
Оборудование: сантиметровая лента, тетрадь, ручка.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ п/п | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
1 | Полуобхват груди | Сг |
|
2 | Длина изделия | Ди |
|
2. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
3. Проверьте правильность выполненных измерений.
Учитель. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)
– Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места. Демонстрация выполнения операций учителем.)
– Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки?
Ответы обучающихся. Повторение правил снятия мерок.
Правила снятия мерок:
1. Стоять прямо с опущенными руками.
2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.
3. Мерки снимают по правой стороне.
4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью.
5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.