План урока музыки (сценарий-инструкция).

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись». 5 Класс.

Содержимое разработки

План урока музыки (сценарий-инструкция).

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись». 5 Класс.

1 этап. Начало урока, настройка на урок (3 мин).

Вход в класс под музыку К. Дебюсси «Празднества» (ноктюрн).

2 этап. Разминка (7 мин).

Используется прием «Интеллектуальная разминка»: опрос по базовым вопросам.

3 этап. Распевание (10 мин).

Работа с темой инструментального произведения – «Канцоны» Франческо да Милано. Данное произведение предлагается сопоставить с картиной М. Караваджо «Лютнист».

Выделяется главное: если внимательно всмотреться в произведение изобразительного искусства, можно внутренним слухом услышать ту или иную музыку (не обязательно конкретное музыкальное произведение, а музыкальное звучание вообще, с тем или иным звучанием).

4 этап. Хоровое пение (10 мин).

Разучивание песни А. Дольского «Велосипед» (если песня уже знакома учащимся – ее исполнение с несложной оркестровкой, например, с импровизацией проигрышей).

5 этап. Слушание музыки (10 мин).

Используется прием «Предлагаемые обстоятельства». Происходит знакомство с новыми для детей явлениями – цветомузыкальным слухом (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, В. Кандинский) и композиционным видением музыки (М. Чюрлёнис).

Кульминация урока: озвучивание рисунка (прием «Фантазии в материале»).

6 этап. Контроль (3 мин).

Ответ на вопросы, представленные в мультимедийной презентации.

7 этап. Домашнее задание (1 мин).

Выполнить и принести на следующий урок собственные рисунки для озвучивания.

8 этап. Конец урока (1 мин).

Выход из класса под музыку М. Чюрлёниса - симфоническую поэму «Море».

2. Конспект урока музыки (развернутый сценарий)

Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись»

5 Класс

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Образовательные задачи:

1) формирование умения устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности тем, идей, художественных образов;

2) формирование навыков музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.

Воспитательная задача: способствовать становлению целостного мировосприятия, позитивного отношения к искусству, в том числе инновационному.

Развивающая задача: развивать воображение учащихся (т.е. способность создавать собственные художественные образы, мыслить ими).

Материальное обеспечение:

1) фортепиано, ноутбук, проектор, экран (или телевизор с DVD-плеером);

2) репродукции картин (слайды) Микеланджело Караваджо («Лютнист»), Клода Моне («Бульвар Капуцинок», «Улици Моторжёй, украшенная флагами»), Микалоюса Чюрлёниса («Соната весны. Аллегро», «Соната весны. Анданте», «Соната весны. Скерцо», «Соната весны. Финал», «Соната моря. Финал»), Огюста Ренуара («Портрет актрисы Жанны Самари», «Ложа», «Зонтики», «Городской танец», «Выходные на реке»), Анри Руссо («Вид моста в Севре»), Пабло Пикассо («Ваза с фруктами», «Женщина с мандолиной»), Винсента Ван Гога («Подсолнухи», «Сеятель на закате солнца», «Деревенская улица в Овере»), Жоржа Сёра (Вид Кротуа. Холм»);

3) аудиозаписи ноктюрна «Празднества» Клода Дебюсси, симфонической поэмы «Море» Микалоюса Чюрлёниса, песни «Велосипед» Александра Дольского (на слова Алексея Федорова);

4) нотная запись «Канцоны» Франческо да Милано.

1 этап. Начало урока, настройка на урок (3 мин).

Вход в класс под музыку К. Дебюсси «Празднества» (ноктюрн).

2 этап. Разминка (7 мин).

Используется прием «Интеллектуальная разминка» (опрос по базовым вопросам):

1. В каких произведениях - музыкальных, поэтических, изобразительного искусства – отражена богатырская тема?

2. Произведения каких композиторов можно считать «музыкальными портретами»?

3. Какие произведения, рисующие музыкальными средствами картины природы, вы изучали на уроках искусства?

3 этап. Распевание (10 мин).

Работа с темой инструментального произведения – «Канцоны» Франческо да Милано. Данное произведение предлагается сопоставить с картиной М. Караваджо «Лютнист».

Учитель: «Посмотрите на картину Микеланджело Караваджо «Лютнист». Какое настроение музыканта передает художник? Есть ли в ней контрастные краски?»

Дети: «Настроение лютниста – мечтательное, лирическое, вдохновенное. Общий темный фон картины контрастирует с теплыми, пастельными тонами одежды музыканта».

Выделяется главное: если внимательно всмотреться в произведение изобразительного искусства, можно внутренним слухом услышать ту или иную музыку (не обязательно конкретное музыкальное произведение, а музыкальное звучание вообще, с тем или иным звучанием).

Учитель: «На чем акцентирует внимание зрителей художник?»

Дети: «Главный акцент художник делает на лице, выражении глаз, губ. Внимание останавливается и на руках музыканта, лютне, сборнике нот».

Учитель: «Послушайте «Канцону» Франческо да Милано. Соответствует ли музыка настроению, выраженному художником в картине?»

(Учащиеся слушают «Канцону» из сюиты для лютни Ф. да Милано)

Дети: «Эта инструментальная пьеса звучит спокойно, напевно, проникновенно. Она созвучна общему настроению, выраженному художником Караваджо в картине «Лютнист».

Учитель: «Верно. Отмечу, что канцоной в эпоху Возрождения называли многоголосную вокальную пьесу, близкую по характеру народной песне. В XVI веке появились инструментальные канцоны. Так стали называть инструментальные пьесы с «песенной» мелодией».

(Мелодия «Канцоны» пропевается на слог «лю»).

4 этап. Хоровое пение (10 мин).

Разучивание песни А. Дольского «Велосипед» (если песня уже знакома учащимся – ее исполнение с несложной оркестровкой, например, с импровизацией проигрышей).

Непринужденно льющаяся, красивая мелодия песни нравится школьникам. Основная трудность заключается в необходимости сохранять напевность, стремясь, как это делает автор, петь стремительно, ярко, четко произнося слова.

Поэтому начинать разучивание следует с медленного пропевания мелодического рисунка.

Необходимо отдельно проработать паузы между фразами, которые позволяют взять дыхание. Ярких контрастов в мелодии, темпе, динамике нет. Тем не менее, исполнение мелодии затрудняет ее прихотливый рисунок, стиль – напоминающий зарисовку настроения (импрессионизм!) этюд, набросок.

Исполнение требует гибкости голоса, тонкой нюансировки при подвижном темпе. Разучивание должно быть подготовлено специальными упражнениями на основе мелодики песни.

В работе над песней важно заинтересовать ребят ее содержанием, помочь им почувствовать легкий юмор текста («раму мне одолжи, Сёра, остальное лежит в сарае…»).

Понимание содержания песни, которому способствует демонстрация репродукций картин названных в поэтическом тексте художников, поможет выразительному исполнению.

5 этап. Слушание музыки (10 мин).

Используется прием «Предлагаемые обстоятельства».

Настройка на восприятие картины «Соната моря. Финал»: «Давайте представим себя отважными мореплавателями. Путешествие на далекий остров нашей мечты полно опасностей. Представьте себе, что мы несемся на всех парусах по бурному морю. С каждой новой волной оно становится более зловещим. В лицо летят соленые брызги. Сердце сжимается в тревоге: что ждет нас за темнеющим горизонтом? Солнце ли просвечивает сквозь толщу воды или это янтарь – сокровища морского царя – влечет своим блеском?»

Происходит знакомство с новыми для детей явлениями – цветомузыкальным слухом (А. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, В. Кандинский) и композиционным видением музыки (М. Чюрлёнис).

При анализе картин из цикла «Соната весны» сопоставляются композиционное решение и цветовая гамма с формой, темповыми контрастами, звуковым колоритом классической сонаты (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен).

Кульминация урока: озвучивание рисунка (прием «Фантазии в материале»). Например, передать голосом, игрой на инструментах и звучащими жестами (хлопки, притопы, щелчки и др.) «партитуру» рисунка «Зимний лес» Александры Габайдуллиной, учащейся 1 класса.

6 этап. Контроль (3 мин).

Ответы на вопросы, представленные в мультимедийной презентации:

1. Какой части классической сонаты соответствует картина Микалоюса Константинаса Чюрлениса из цикла «Соната пирамид»? Аргументируйте свой ответ.

2. Как вы думаете, обладал ли композитор Александр Николаевич Скрябин, который стремился создать цветомузыкальную мистерию, особым чувством музыки?

3. Согласны ли вы с художником Василием Кандинским, что тембры музыкальных инструментов можно передать разными цветами, оттенками?

7 этап. Домашнее задание (1 мин): Выполнить и принести на следующий урок собственные рисунки для озвучивания.

8 этап. Конец урока (1 мин): Выход из класса под музыку М. Чюрлёниса - симфоническую поэму «Море».

ДополнительноВиды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки в школе (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева).

1. Собственно музыкальная деятельность учащихся:

- музыкально-слушательская;

- музыкально-исполнительская (вокально-хоровая, игра учащихся на музыкальных инструментах);

- музыкально-композиционная.

2. Музыкально-теоретическая деятельность учащихся.

3. Музыкально-историческая деятельность учащихся.

4. Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся.

5. Музыкально опосредованная деятельность учащихся.

Музыкально-слушательская и вокально-хоровая деятельность учащихся подробно рассматривались выше.

Дополнительно. Методика слушания музыки с опорой на порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия (В.И. Петрушин).

1. Выявление главного настроения (какие чувства переданы в музыке, испытал ли их сам слушатель).

2. Определение средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, фактуры, темпа, ритма) и сравнение их с другими образцами применения разными авторами.

3. Рассмотрение особенностей развития художественного образа (то, что слышит ученик, ему предлагают передать словами; это приводит к пониманию произведения). Необходимо обратить внимание на то, как произведение начинается, какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности, какой образ возникает в сознании слушателя, развивается ли он плавно или с резкими контрастами, как заканчивается произведение, к чему привело развитие образа. Уместно на данном этапе привлечение аналогий с другими видами искусства.

4. Выявление главной идеи произведения происходит в ходе размышления учащихся о том, для чего автор создал свое произведение, какая основная мысль владела им в процессе творчества, что он хотел сказать людям своей музыкой. Если произведение программное, можно предложить ответить на вопросы: «Почему автор назвал его именно так, а не иначе?»; «Получится ли передать основную мысль афоризмом, стихотворной строкой, образным сравнением?».

5. Понимание позиции автора. Образ автора лучше всего познается через понимание стилевых особенностей его музыки. Вопросы учащимся: «Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?»; «В чем смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?»; «Каково отношение композитора к своим героям?»; «Относится ли он к ним с симпатией, с юмором, состраданием или с иронической усмешкой?».

6. Нахождение в произведении собственного личностного смысла в процессе размышления о том, какие события из жизни самого ученика напоминает данная музыка, какие воспоминания и надежды она пробуждает, что хочется сделать прослушав ее и т.д.

Игра учащихся на музыкальных инструментах отвечает возрастным особенностям прежде всего младших школьников, но может заинтересовать и подростков, так как помогает выразить себя в художественной форме. Вносит в урок игровое начало, способствует созданию атмосферы увлеченности.

Учащиеся могут музицировать по специально созданным учителем партитурам; импровизировать; сочинять под руководством учителя ритмические аккомпанементы; сочинять инструментальные и вокально-инструментальные композиции.

Используются бубен, барабан, треугольник, маракасы, трещотки, металлофоны и ксилофоны, ложки и другие народные инструменты, электронные инструменты.

Значительный опыт накоплен педагогами во включении в содержание уроков совместной ансамблевой игры учителя и ученика на фортепиано.

Музыкально-композиционная. Музыкально-композиционным творчеством принято называть импровизацию и сочинение музыки, то есть создание новых музыкальных текстов. Задача данного вида деятельности – научить школьников «слышать жизнь» в музыкально-образной форме.

Два типа музыкально-творческих заданий:

- развитие заданного тематизма (законченная мелодия, мотив, ритмический или гармонический оборот и т.п.);

- сочинение собственного тематизма и его развитие.

Музыкально-теоретическая деятельность учащихся заключается прежде всего в развитии музыкальной грамотности в широком смысле слова (постижение закономерностей музыкального искусства, его природы; форм бытования музыки, творчества композиторов, исполнителей, слушателей; изучение нотной грамоты).

В узком значении эта деятельность подразумевает только освоение навыков пения и игры по нотам, записи нот.

Музыкально-историческая направлена на освоение учащимися знаний о музыке различных эпох и на формирование умений и навыков оперировать своими знаниями в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкально ориентированная полихудожественная деятельность учащихся основана на понимании внутренней взаимосвязи между музыкой и другими искусствами на художественно-образной основе. Основной метод реализации данного вида деятельности – метод моделирования.

Музыкально-изобразительная полихудожественная деятельность может получать воплощение:

- в заданиях импровизационного типа («свободный рисунок», «свободная графика», этюды-зарисовки);

- в музыкально-живописных, музыкально-скульптурных, музыкально-архитектурных композициях, создаваемых учащимися под руководством педагога на основе предложенного им музыкального материала, произведений изобразительного искусства.

Задания могут состоять в передаче средствами изобразительного искусства впечатления от любимого музыкального произведения, в сравнении рисунков по мотивам одного прослушанного произведения или в выборе и моделировании одного из нескольких произведений по выбору учащегося.

Н.Н. Гришанович разработан метод озвучивания стихотворения и как его вариант – создание музыкальной партитуры стиха (его выразительное чтение, ритмизация, инструментовка, распределение партий и выразительное чтение по аккомпанемент).

Часто на музыкальных занятиях используются инсценировка песен и музыкально-пластическая деятельность («свободный танец», «свободное дирижирование», музыкально-пластические этюды-зарисовки).

Музыкально опосредованная деятельность учащихся не предполагает ориентации на конкретно звучащую музыку, но способствует формированию представления о том или ином явлении через раскрытие его жизненного или художественного контекста. Это:

- мысленное музыкальное озвучивание картин природы, жизненных событий, произведений художественной литературы, изобразительного искусства, народного творчества;

- мысленное воссоздание тех или иных имеющихся в музыкальном опыте представлений о конкретных произведениях, музыке того или иного композитора, стиля и т.д. с последующим установлением ассоциативных связей с явлениями жизни и произведениями разных видов искусств.

Например: рассказ о зале, в котором звучит музыка; включение народной музыки в бытовой контекст - урок-посиделки; беседа о созвучности произведения внутреннему миру композитора.

Самоанализ урока музыки.

Анализ и самоанализ урока – процессы «многослойные» (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева), поэтому должны осуществляться по разным направлениям:

- анализ цели, задач, содержания урока и методов его проведения; профессиональной деятельности учителя музыки и его личностных качеств;

- рассмотрение деятельности учащихся и их личностных качеств;

- выявление того, осуществилось ли на уроке приобщение к образной высокохудожественной сфере отечественного – народного и профессионального – музыкального искусства, а также расширение интонационной сферы путем приобщения музыке других народов;

- наблюдение и констатация того, как происходила регуляция студентом-практикантом психологического состояния класса (от утомленного или агрессивно-возбужденного – к уравновешенному, от равнодушного – к сострадательному, от репродуктивного – к креативному и т.д.).

Необходимо обратить внимание на противоречия между желаемым и реальным. Например, учитель в своем плане, на первый взгляд, задумал интересные контрасты видов деятельности, выбрал увлекательный музыкальный материал. Однако в ходе урока обнаружилось, что объем времени, отводимый на слушание музыки, оказался слишком длительным для учащихся данного класса, или же, наоборот, слишком много времени было уделено вокально-хоровой работе, что пока не по плечу этим учащимся (возможно, и начинающему учителю). Порой драматургия урока страдает от чрезмерно долгого слушания музыки в аудиозаписи и т.д.

В завершении самоанализа (анализа) урока можно сделать выводы по следующим показателям:

1. Общая гуманистическая характеристика деятельности учителя:

- создание позитивного эмоционального климата на уроке;

- оказание поддержки учащимся;

- создание атмосферы доверительных отношений;

- этика и эстетика отношений учащихся с учителем;

- культура общения с учителем;

2. Общеметодическая подготовленность учителя:

- структурная целостность урока;

- результативность педагогических действий;

- оригинальность, нестандартность урока в целом;

- культура речи;

- активность учащихся на уроке;

- эффективность контроля знаний, умений и навыков;

- стимулирование самостоятельности мышления;

- создание ситуации сотрудничества учителя и учащихся;

- создание ситуации сотрудничества учеников класса;

3. Психолого-педагогический анализ урока:

- создание положительной мотивации;

- организация внимания;

- организация восприятия учебного материала;

- организация работы памяти;

- организация деятельности мышления.



Сохранить у себя:
План урока музыки (сценарий-инструкция).

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки