Открытый урок по труду в 6 классе
Тема урока: Фартук. Снятие мерок для пошива фартука.
Цель: познакомить обучающихся с назначением и технологией изготовления фартука.
Задачи:
Образовательная:
- формирования навыков определения и снятия мерок для пошива фартука;
- развития внимания и самоконтроля, навыков работы с инструкциями, по плану;
Воспитательная:
- воспитания самостоятельности, трудолюбия, аккуратности и культуры труда;
Коррекционно – развивающая:
- обогащения словарного запаса, развитие творческого воображения, коррекции речи, внимания.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблица «Снятие мерок», манекен, готовые изделия фартуков разных фасонов, инструкционные карты, рабочие папки.
Ход урока
Учитель | Ученик | ||||||||||||||||
I Организационный момент Проверить оборудование, присутствие учащихся по журналу, настроить электронное приложение, подготовить наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, организовать работу дежурных. Дать положительный заряд на урок. | По звонку сесть на свое место, взаимное приветствие, рапорт дежурного, определение отсутствующих,запись даты в тетрадь, организация рабочего места (рабочие папки) | ||||||||||||||||
II Теоретическая часть 1.Актуализация опорных знаний. Игра «Бархатный ларец?» Перед вами бархатный ларец. Вам предстоит узнать, что в нем находится. Я буду загадывать загадки об этом предмете, а вы отгадывать, что это за предмет, и назвать его. Загадки к обучающимся. 1. Меня построить может тот, кто знает мерки и произведет расчет. Я необходим для получения выкройки. (Чертеж.) 2. Мы тоже линейки, немножко другие, 3. Кто я? Если прямота моя главная черта. (Линейка, угольник.) 4. Кто альбом раскрасит наш, ну конечно. (Карандаш.) 5. Коль ему работу дашь, зря трудился карандаш. (Ластик.) 7. Если положены клеточки в ряд, или рядами в стопках лежат, склеены крепко они веществом и не разрушить их молотком. (Ткань.) Вы уже знаете, что в швейном деле очень важно соблюдать последовательность действий и не торопиться. Имея определенный багаж знаний, умений и навыков, вы можете приступать к изготовлению швейных изделий. Давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Фартук». Снятие мерок для пошива фартука. | Ответы ребят
Запись темы урока в тетрадь. | ||||||||||||||||
III Изучение нового материала К какому виду одежды относится фартук? – Фартук (или передник) – широко распространенная с древних времен и до наших дней часть одежды. За время своего длительного существования вид фартука почти не изменился. История его начинается в Древнем Египте. Египетские мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались подобием фартука – примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковых стеблей. С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Он превратился в кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Интересно, что фартук был одним из символов императорской власти в Византии! Назывались они тогда таблионами, изготавливались из драгоценной парчовой ткани и пришивались к императорскому плащу. Куда более скромные фартуки стали неотъемлемой частью одежды западноевропейских женщин в Средние века. А с развитием мануфактуры широкое развитие получили рабочие фартуки. В далеком прошлом в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, а ее украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивыми орнаментами. Фартук считался истинным символом плодородия, его использовали в различных церемониях и носили все представительницы слабого пола. Мамы носили своих маленьких детей завернутыми в фартук – это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни. В день свадьбы на пороге нового дома новобрачных расстилали передник, пройти по нему символизировало успех и процветание. Перед посевом пшеницы фартук заполняли зерном и завязывали по углам – для будущего богатого урожая. Сегодня фартук тоже не утратил своего значения. Где сегодня применяются фартуки? – Фартук используется нами во время выполнения домашней работы, входит в комплект рабочей одежды представителей многих профессий. Существует предположение, что фартук перестаёт существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой и производственной одежды во времена Первой мировой войны. Многие женщины в то время должны были выполнять мужскую работу мастера, механика и т. п., поэтому из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую женскую одежду. (Рассказ с демонстрацией.) – Обычные кухонные фартуки бывают с нагрудником и без него, из бязи, набивного ситца или других тканей – репса, чесучи, сатина. Главное требование к ним – кухонные фартуки должны нравиться своим хозяйкам, иметь опрятный вид и защищать их одежду. В последнее время распространены специальные, рекламные и подарочные фартуки. На фартуках многие фирмы размещают рекламу, логотипы, слоганы и изображения на любой вкус. Не редкость подарочные фартуки с именами и забавными надписями. У вас тоже есть возможность иметь эксклюзивный фартук собственного производства. Изготовить его вы сможете на уроках швейного дела. Работать будем по плану. План работы по изготовлению фартука на поясе 1. Снять мерки. 2. Построить чертеж. 3. Подготовить выкройку к раскрою. 4. Раскроить детали фартука. 5. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия. Учитель. Рассмотрите, как выглядят готовые фартуки. Рассматривание образцов. – Из каких деталей состоит фартук на поясе? – Фартук на поясе состоит из 2 деталей: нижней части и пояса. Какую форму имеют эти детали? – Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. Как он звучит? – Исходными данными для построения чертежа служат мерки, основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Для построения чертежа фартука на поясе нам понадобятся следующие мерки: Ст – полуобхват талии; Сб – полуобхват бедер; Ди – длина изделия. Работу по снятию мерок следует выполнять в парах. | Ответы ребят Ответы обучающихся Работа с учебником | ||||||||||||||||
IV Физ. минутка Упражнения: Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте. “Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной. “Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд. “Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение. | Ребята выполняют упражнения физ. минутки. | ||||||||||||||||
V Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа фартука на поясе». Ход работы Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. Разбиться на пары. – Какие действия необходимо выполнить? – Что еще нужно знать, чтобы правильно снять мерки? Демонстрация выполнения операций учителем. Повторение правил снятия мерок. Правила снятия мерок: 1. Стоять прямо с опущенными руками. 2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. 3. Мерки снимают по правой стороне. 4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью. 5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры. Проверка правильности выполнения работы. | Работа в тетради: запись плана изготовления фартука на поясе. Чтение вслух: метод разъяснительного чтения. Ответы обучающихся, подготовка рабочего места, работа в парах. Зарисовать таблицу для записи снимаемых мерок:
Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж. | ||||||||||||||||
VI Закрепление нового материала. Вопросы к обучающимся: 1. Какие мерки с фигуры человека снимают для построения чертежа фартука на поясе? 2. Какие инструменты используются при снятии мерок? 3. Что определяет мерка Ст? 4. Какие правила следует выполнять при снятии мерок? 5. Почему мерки нужно снимать по правой стороне туловища? 6. Почему мерки От и Об при записи делят пополам? 7. Почему снимать мерки нужно друг с друга, а не самостоятельно? | Ответы обучающихся | ||||||||||||||||
VII Подведение итогов Завершающее слово Мир фартуков многообразен – их используют и дома, и на работе, они присутствуют в национальных костюмах, в форменной одежде, фартуки бывают специальные, подарочные, на любой вкус. С незапамятных времен фартук – наш незаменимый помощник. Современные фартуки сочетают в себе последние тенденции моды. Они удобны, красивы, надёжно защищают одежду от специфических воздействий внешней среды. Чтобы ваш фартук полностью отвечал вашим потребностям, его можно сшить самостоятельно. Как и изготовление любого швейного изделия, изготовление фартука предполагает определенный порядок действий – план работы. Последовательное выполнение пунктов плана обеспечит эффективность работы, поможет избежать непродуманных действий и ошибок, влекущих за собой переделывание, потери времени и сил. Сегодня вы выполнили 1-й пункт плана работы по пошиву фартука на поясе: сняли мерки для построения чертежа. VIII Домашнее задание, выставление оценок, уборка рабочих мест. Повторить правила снятия мерок и их названия. Оценка работы обучающихся на уроке. Убрать рабочее место. | Ребята оценивают работу друг друга, так как они работали парами им необходимо дать оценку проведенной работы соседа. | ||||||||||||||||
Рефлексия Ребята если вам было комфортно и интересно на уроке, то поднимайте смайлики (на столе лежат изображения грустного и веселого миньона) | Учащиеся оценивают работу учителя и свою поднимая смайлик. |
Приложение
Инструкционная карта
Выполнения практической работы «Снятие мерок для построения чертежа фартука на поясе»
Оборудование: тесьма для фиксирования линии талии, чертежные принадлежности, тетради.
Ход работы
1. Подготовьте таблицу для записи снимаемых мерок:
№ | Название мерки | Обозначение мерки | Значение, см |
1 | Полуобхват талии | Ст |
|
2 | Полуобхват бедер | Сб |
|
3 | Длина нижней части фартука | Ди |
|
2. Зафиксируйте линию талии тесьмой или поясом.
3. Снимите мерки, результат запишите в таблицу.
4. Проверьте правильность выполненных измерений.
Правила снятия мерок:
1. Стоять прямо с опущенными руками.
2. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять.
3. Мерки снимают по правой стороне.
4. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью.
5. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.