План-конспект
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ
(конкурс для учащихся начальной школы)
Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине; формирование культуры поведения человека к окружающей среде, ответственного отношения к природе, в соответствии с моральными и правовыми нормами.
Задачи: уточнять представления детей о родной стране, городе, в котором они живут.
Расширяя и уточняя знания об окружающем продолжать обогащать, активизировать словарь детей. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на нашем занятие, для того, чтобы наше занятие прошло успешно и с хорошим настроением, я предлагаю вам улыбнуться друг другу.
Присаживайтесь.
Наши занятия будут посвящены теме патриотизма.
Как вы думаете кто такой патриот?
Спасибо, вы верно рассуждаете, давайте прочтём определение этого слова.
Патриот — человек любящий свою страну, её народ. Проявляющий чувство гордости за своё Отечество, малую родину, край. Готовый защищать свою Родину.
На каждом занятие у нс с вами будет свой слоган, посвящённый теме занятия.
Сегодня наш слоган: «Знай и люби свой край»
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?
Как вы понимаете словосочетание родной край?
Родной край – это страна, область, город, деревня, село где ты родился, вырос и прожил свою жизнь. С ним повязаны самые теплые воспоминания, веселые истории, радостные события.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе.
то вы знаете о нашем городе?
Я вижу, что вы много о нём знаете.
А за что вы любите наш город?
Сегодня я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы знаете наш город и возможно вы откроете для себя новые места.
Для начала давайте вспомним немного истории нашего города.
Для этого я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.
(Видеоролик сопровождается рассказом)
Крупный промышленный и культурный центр Южного Урала.
А чтобы нам с вами побольше узнать о нашем городе и его достопримечательностях и истории, я предлагаю вам сделать карту города.
Знаете ли вы, что такое карта города?
Что обычно указывается на карте?
Сегодня мы с вами создадим свою карту города.
Для того, чтобы мы качественно выполнили работы, вы сидите по группам.
Каждая группа будет отвечать за свою часть в создание карты.
Давайте проведём жеребьёвку, для этого выйдите по одному человеку от группы.
Вытяните жетон, на котором будет указана ваша тема.
Достопримечательности г. Челябинска.
Достопримечательности Челябинской области.
Промышленность Челябинской области.
Культурно-развлекательная часть города.
Озвучьте, вашу тему.
Сейчас каждой группе я выдам лист с информацией и фотокарточки с объектами. Вам необходимо выбрать правильную информацию и подобрать к ней фотокарточку.
Например, вы берёте изображение фонтана и подбираете информацию о нём, вырезаете её и прикрепляете к изображению.
Поднимите руку, кому непонятно?
После того, как вы всё выбрали и сопоставили, по одной группе вы выходите к карте и размещаете свою информацию, пока одна группа размещает, остальные должны решить как вы будете представлять свою работу. Для этого я выдам вам вот такой лист-помощник, который поможет выстроить вам ваше выступление.
На каждую работу даётся определённое время, поэтому работать в группе должен каждый, иначе ваша группа не успеет.
После того, как работа закончена, вы выходите и представляете свою часть.
Сейчас мы с вами приступаем к работе, я выдаю вам информацию и изображение, вы вырезаете и совмещаете. На эту работу отводится 10 минут.
Я буду подходить и помогать вам, если возникнут вопросы.
Ребята заканчиваем работу, сейчас я вам выдаю карточку, с помощью которой вы готовите своё выступление.
А пока вы готовитесь, первая группа выходит размещать свой материал, на эту работу 10 минут.
Мы с вами, заканчиваем нашу подготовку, и первая группа выходит представлять свой материал, а остальные группы слушают и задают вопросы после выступления.
(Слушаем выступление 4х групп)
МОЛОДЦЫ!!
Немного поиграем и узнаем как вы хорошо знаете животный и растительный мир Челябинской области.
Конкурс 1. Лекарственные растения.
1. Перечислите правила сбора лекарственных растений. (Нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения.)
2. Назовите растение, которое дает «сердечное» лекарство. (Ландыш.)
3. Назовите растение от 90 болезней. (Зверобой.)
4. Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки. (Валериана лекарственная.)
5. Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник.)
6. Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле. (Мать-и-мачеха.)
7. Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре. (Цветки липы.)
Конкурс 2. Грибы.
1. Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.)
2. Назовите грибы-«подснежники». (Строчки, сморчки.)
3. Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? (Бледная поганка.)
4. Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство. (Мухомор.)
5. Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый). (Опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие.)
6. Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений. (Подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь.)
Конкурс 3. Животные - предсказатели погоды.
Задание. Закончите приметы:
1. Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – ... (к холоду), носом кверху – ... (к теплу).
2. Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – ... (завтра будет ясный день).
3. Куры и голуби купаются в пыли... (к дождю).
4. Пчелы роем летят в ульи... (к дождю).
5. Большие муравьиные кучи... (к суровой холодной зиме).
Конкурс 4. Загадки.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок.)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей.)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Кто это?
(Сова.)
Конкурс 5. Поющая природа.
Команды по очереди поют песни о лесе, животных, растениях. Побеждает команда, которая знает больше песен.
Конкурс 6. Кто в лесу живет?
1. Существует два забавных заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них в том, что они неуклюжи и неповоротливы, другое – что они глупы. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! Если спросить работников зоопарка или цирка об этом животном, то вам скажут, что этот зверь самый умный и сообразительный, может танцевать и кататься на роликовых коньках. (Медведь.)
2. Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это способ ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей.)
3. Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. (Заяц.)
4. Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка.)
(По окончании конкурсов жюри подводит итоги, оценивает подготовленные материалы, плакаты по теме.)