План-конспект урока по теме Основные этапы построения и модификации АРМ специалиста. Периферийные устройства ПК

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема занятия: «Основные этапы построения и модификации АРМ специалиста. Периферийные устройства ПК».

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

- познакомиться с классификацией ЭВМ,

- рассмотреть основные устройства ввода-вывода информации, устройства управления. Методы

- обучения: алгоритмический, диалогический;

- преподавания: объяснительно-побуждающий;

- учения: ознакомительный.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Содержимое разработки

лекция

План-конспект урока общеобразовательной дисциплины

Методическая разработкапреподавателя Мирнинского регионального технического колледжа Касаткиной Татьяны Евгеньевны

Дисциплина«Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Тема занятия: «Основные этапы построения и модификации АРМ специалиста. Периферийные устройства ПК».

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

- познакомиться с классификацией ЭВМ,

- рассмотреть основные устройства ввода-вывода информации, устройства управления.
Методы

- обучения: алгоритмический, диалогический;

- преподавания: объяснительно-побуждающий;

- учения: ознакомительный.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент.

Цели для преподавателя:

- создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- способствовать повышению мотивации учения.

Цели для обучающихся:

- включиться в учебную деятельность;

- подготовиться к восприятию нового учебного материала.

Цели этапа занятия достигаются посредством:

-объявления темы занятия и постановки общих целей;

- разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций;

- раскрытия значения изучаемого содержания для будущей профессиональной деятельности;

1. Вводный инструктаж

1.1. Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики.

Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей.

1.2. Целевая установка на урок.

Сегодня у нас новая тема «Основные этапы построения и модификации АРМ специалиста. Периферийные устройства ПК», запишите тему занятия в тетрадях.

Обучающиеся записывают тему занятия.

Эта тема имеет большое профессиональное значение. Она направлена на формирование такой компетенции как «организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».


2. Опрос обучающихся по теме.

Цели для преподавателя:

- установить уровень усвоения знаний;

-обобщить и закрепить знания, актуальные на занятие;

-определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения;

- стимулировать активность и инициативу обучающихся при опросе.

Цели для обучающихся:

-актуализировать знания, необходимые для восприятия нового учебного материла;

-владеть различными видами устного изложения учебного материала в соответствии с заданием;

Цели этапа занятия достигаются посредством:

- формулировки критериев оценки уровня знаний обучающихся;

- проведения оценки выявленного уровня знаний;

-проведения оценки активности обучающихся в проведенном опросе.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашней работы:

Ответы на контрольные вопросы:

  1. В чем особенность современных информационных технологий?

  2. Из каких операций состоит информационный процесс?

  3. Назовите сферы применения информационных технологий.



3. Изучение нового учебного материала (способов действий).

Цели для преподавателя:

- обеспечить понимание планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

-способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы.

Цели для обучающихся:

- познакомиться с классификацией ЭВМ,

- рассмотреть основные устройства ввода-вывода информации, устройства управления.

Цели этапа занятия достигаются посредством:

- обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

- определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия.


3. Теоретическая часть.

Персональные компьютеры

Компьютер - универсальное средство для автоматизации обработки информации, однопользовательская электронно-вычислительная машина на базе микропроцессора. С ее помощью можно создавать тексты, графики, управлять предприятиями, хранить и управлять различного рода информацией (числовой, звуковой, видео), создавать мультимедийные системы. Компьютер обрабатывает только числовую информацию, поэтому для работы с другими видами информации все данные переводятся в двоичную систему (нули и единицы), т.е. кодируются.

Классификация ЭВМ

  • по виду обрабатываемой информации: аналоговые и цифровые;

  • по принципу действия: электронные, механические, смешанные;

  • по назначению: большие ЭВМ, мини-ЭВМ, микро-ЭВМ, персональные компьютеры.

Большие ЭВМ. Это суперкомпьютеры, на базе которых создают вычислительный центр (ВЦ), обслуживающие очень крупные организации или целые отрасли народного хозяйства. Штат - несколько десятков человек.

МиниЭВМ. Компьютеры этой группы отличаются от больших ЭВМ меньшими размерами, меньшими производительностью и стоимостью. Обслуживают крупные предприятия, научные учреждения и некоторые ВУЗы, сочетающие учебную деятельность с научной. Также требуется ВЦ. Часто используется для управления производственными процессами: например, в механическом цехе может поддерживать ритмичность подачи заготовок, узлов и комплектующих на рабочие места и т.д.

МикроЭВМ. Для обслуживания такого компьютера не нужен ВЦ, достаточно вычислительной лаборатории в составе нескольких человек. Программисты вычислительной лаборатории занимаются внедрением приобретенного или заказанного программного обеспечения.

ПК. Получили бурное развитие в последние 20 лет. Многие современные ПК превосходят большие ЭВМ 70-х годов, миниЭВМ 80-х и микроЭВМ первой половины 90-х годов по производительности. И при этом они меньше по объему и дешевле. Начиная с 1999г. в области ПК начинает действовать международный стандарт – спецификация PC99, которая устанавливает следующие категории ПК:

  1. Consumer PC(массовыйПК):большинство ПК находится в этой категории;

  2. Office PC(деловойПк): минимум требований к графическим данным, со звуком не работает;

  3. Mobile PC(портативныйПК): обязательно наличие средств для создания соединений удаленного доступа;

  4. Workstation PC(рабочая станция): повышены требования к устройствам хранения данных;

  5. Entertainment PC(развлекательный ПК):повышены требования к средствам воспроизведения графики и звука.

Периферийные устройства (ПУ).

Для ввода и вывода информации к компьютеру подключаются дополнительные устройства, называемые периферийными. Основные ПУ:

Монитор - устройство для изображения текстовой и графической информации;

Клавиатура - устройство для ввода символьной информации;

Мышь - указательное устройство, упрощающее ввод информации и управление работой;

Принтер - устройство для вывода текстовой и графической информации на печать;

Модем - модулятор/демодулятор, устройство для преобразования и усиления сигналов, поступающих из линий связи в компьютер и выходящих из него;

Передача информации осуществляется от источника к приемнику через канал связи.

Для хранения информации используются:

·        ОЗУ компьютера (оперативная память)

·        Гибкие диски 3,5”

·        Оптические диски CD, DVDи др.

·        Жёсткие диски

·        Переносные запоминающие устройства – flashи др.

Память– устройство, предназначенное для запоминания, хранения и выборки программ и данных. Память состоит из конечного числа ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный номер или адрес. Доступ к ячейке осуществляется указанием ее адреса. Память способна выполнять два вида операций над данными – чтение с сохранением содержимого и запись нового значения со стиранием предыдущего. Каждая ячейка памяти может использоваться для хранения либо порции данных, либо команды. В большинстве современных ЭВМ минимально адресуемым элементом памяти является байт– поле из 8 бит. Совокупность битов, которые АЛУ может одновременно поместить в регистр или обработать называют машинным словом. Оперативная память(ОП)– функциональный блок, хранящий информацию для УУ (команды) и АЛУ (данные). Задачи, решаемые с помощью ЭВМ, требуют хранения в памяти различного количества информации, зависящего от сложности реализуемого алгоритма, количества исходных данных и т.п. Поэтому память должна вмещать достаточно большое количество информации, т.е. должна иметь большую емкость. С другой стороны, память должна обладать достаточным быстродействием. Чем больше емкость памяти, тем медленнее доступ к ней, т.к. время доступа определяется временем, необходимым для выборки из памяти или записи в нее информации. Наибольшим быстродействием обладает регистровая память, которая имеет время доступа (2-20)х10-9с, ОП имеет время доступа (0,2-20)х10-6с.

Телекоммуникации и компьютерные сети

Компьютеры, соединенные друг с другом посредством кабелей, телефонных линий, радиоканалов называются компьютерной сетью. Они подключаются к глобальным и локальным сетям, что обеспечивает им возможность обмена информацией с другими компьютерами. Если в одном помещении находится несколько компьютеров, пользователи которых постоянно обмениваются информацией друг с другом, то целесообразно их объединить в локальную сеть. Глобальной сетью является Интернет (всемирная совокупность компьютерных сетей, "сеть сетей', обмен информацией в которых производится по протоколу TCP/IP и на территории которой существует единое адресное пространство). Одним из самых простых и популярных способов использования Интернет является электронная почта. Обмен сообщениями осуществляется по определенному протоколу. Одним из таких протоколов является SMTP (Simple Mail Transfer Protocol).

Все компьютеры можно разделить на несколько категорий:

Суперкомпьютеры

Специализированные компьютеры –сетевые компьютеры, рабочие станции и серверы высокого уровня

Мобильные компьютеры –карманные и блокноты, или планшеты

Базовые настольные пк –универсальные персональные компьютеры.

Суперкомпьютеры используютс в атомной и ядерной физике, метеорологии, математическом моделировании.

Основным ядром является мощный компьютерный комплекс, в котором объединено до 12 двухпроцессорных серверов на базе последних моделей.

Отличаются высокой стоимостью и дороги в обслуживании. Их работа организуется круглосуточно.

Специализированные пк

Относятся сетевые компьютеры, рабочие станции и серверы высокого уровня. Их набор устройств и архитектура могут отличаться от персональных компьютеров. Это связанно с тем, что компьютеры этих типов предназначены для выполнения меньшего числа функций, однако должны выполнять их быстрее и в большем объеме. Например, не имеют видеомонитора и коавиатуры, а управляются с какого –нибудь клиентского компьютера, однако имеет несколько процессоров и очень большой объем основной и дисковой памяти, а также несколько сетевых плат повышенной пропускной способности.

Мобильные компьютеры

Ноутбуки

Карманные персональные компьютеры. Имеет габариты записной книжки и вес около 300 гр., операционную систему, подходящию для работы полноценного программного обеспечения – текстового редактора, табличного процесса и тд. Имеет возможность подключения разнообразных внешних устройств – как традиционные(модем, принтер), так и специальные – сканер штрих-кода, сотового телефона.

Универсальные настольные компьютеры. Обычный настольный компьютер, который состоит системный блок, монитор, клавиатура и мышь.

Монитор. Электронно – лучевые трубки. Размер экрана считается одной из основных характеристик. Он определяется от одного угла изображения до другого и измеряется в дюймах.

15 –дюймовые мониторы более удобные.

Жидкокристалические. Обладают несколькими преимуществами: малые габариты и практически полное отсутствие вредных излучений.

Переферийнные устройства компьютера.

Ввода информации в компьютер.

Сканеры. Бывают несколько типов:

Планшетные – обеспечивают высокое разрешение. Напоминают копировальные устройства –сканируемый материал укладывается на горизонтальную стеклянную поверхность, закрытую крышкой.

Листовые – сканируют отдельные листы. Недостатки: работают медленно, не могут сканировать оригиналы, которые толще плотного листа бумаги. Преимущества: компактность.

Ручные сканеры –неудобны в применение, не имеют механизма движения.

Барабанные сканеры –самые точные и очень дорогие, область их применения очень узкие, например, издательское дело.

При выборе сканера надо оценивать характеристики. Основные из них.

Разрешение. Отражает максимальную плотность размещения пикселов в отсканированном изображении и выражается в количестве точек на дюйм. Разрешение обычно составляет 300 или 600. Чем выше разрешение сканера, тем шире его возможности.

Скорость сканирования. Скорость зависит от способа подключения сканера. При сканировании с высоким разрешением крупноформатных цветных оригиналов сканирующих устройства, подключаемые к параллельному порту компьютера.

Модели с параллельным интерфейсом проще в установке, но занимают принтерный порт компьютера и ,как правило, должны быть включены в сеть, если печать осуществляется через сквозной порт сканера

Вывода информации с компьютера.

Принтеры.

Матричные принтеры. Недостатки: низкая стоимость печати, шум при работе и не всегда высокое качество копий. Принцип работы заключается: между печатающей головкой и бумагой находится пропитанная краской лента, а сама головка представляет собой как бы набор из нескольких иголок, каждая из которых через ленту с краской отпечатывается на бумаге в определенном месте точку. Их сочетание образуют буквы, изображения, чертежи и рамки таблиц.

Достоинства: низкая стоимость, неприхотливы, надежны, просты в эксплуатации и обладают большим ресурсом.

Лазерные. Недостатки: высокая цен, низкое быстродействие.

Струйные. Преимущества: высокое быстродействие, почти бесшумны, по качеству не уступают лазерному принтеру.

Принцип работы: печатающая головка проходит над бумагой, и чернила точно рассчитанными порциями выбрасываются из тончайших , строго определенных форм и размеров отверстий.

3 Программное обеспечение информационных технологий

Программное обеспечение –совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

Базовое (системное) по –организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для прикладных программ.

Прикладное по –непосредственно нацелено на решение профессиональных задач пользователя.

Базовое программное обеспечение

В состав по входят:

Операционная система

Сервисные программы (оболочки, утилиты, антивирусные средства)

Программы технического обслуживания(тестовые программы, программы контроля)

Инструментальные по (трансляторы языков программирования, компиляторы).

4. Задание на дом.

Цели для преподавателя:

- провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы;

- мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности;

- поставить цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания).

Цели для обучающихся:

- уяснить цели и содержание домашнего задания.

Цели этапа урока достигаются посредством:

- достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки;

- определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания.

4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок.

Сегодня мы с вами: познакомились с классификацией ЭВМ, рассмотрели основные устройства ввода-вывода информации, устройства управления.
4.1. Определение задания на дом.

Задание. Составить иллюстрационную карту «Периферийные устройства ПК».



Сохранить у себя:
План-конспект урока по теме Основные этапы построения и модификации АРМ специалиста. Периферийные устройства ПК

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки